Файл: Курсовая работа Информационные технологии в юридической деятельности Студент гр оз092П122 Мария Леонидовна Андрианова.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1568
Скачиваний: 76
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Юридический факультет
Кафедра
ТУСУР, ИГПиПОИД
Использование электронных сервисов МВД РФ в профессиональной деятельности юриста.
курсовая работа
Информационные технологии в юридической деятельности
Студент гр. оз-092П12-2
Мария Леонидовна Андрианова
Руководитель
Кандидат юридических наук доцент кафедры ИГПиПОИД
Афанасьева Екатерина Нодариевна
Томск 2023г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1 Информационные технологии и информатизация МВД. | |
Часть 1.1. Информационные технологии в профессиональной деятельности юристов. | |
Часть 1.2. Информатизации органов внутренних дел. Часть 1.3. Нормативно - правовое регулирование информатизации МВД. | |
Глава 2 Использование электронных сервисов в работе юриста. | |
Часть 2.1 Электронные сервисы МВД России. | |
Часть 2.2 Использование электронных сервисов МВД в работе юриста. | |
Заключение. Список использованной литературы. | |
| |
| |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является определение полезности использования электронных сервисов МВД в профессиональной деятельности юриста. А также получение информации о самих сервисах.
Сегодня работа в юридической сфере во многом облегчается за счет использования информационных технологий. Электронный документооборот, базы данных, структурирование данных, справочные правовые системы и многие другие технологии стали неотъемлемой частью работы. Все больше компаний интересуются цифровой трансформацией, чтобы оптимизировать работу.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как современные технологии не стоят на месте и очень быстро развиваются, проникая в нашу жизнь. Один из важных достижений современных технологий - это электронные сервисы. Рядовому жителю России не возможно существовать в социуме не используя их.
Сегодня идет активный перевод услуг в электронный вид, что упрощает и ускоряет процессы получения информации, услуг и т.д.. Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Основная же цель электронных услуг – максимально избавить жителей от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству. Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.
В России существует большое количество электронных сервисов, предоставляющих услуги. Зарегистрировавшись на сайте государственных услуг возможно написать заявление или подать жалобу в любое ведомство, встать на учет в Службу занятости при потери работы, записать ребенка в школу и т.д., на официальном сайте Федеральной налоговой службы можно подать электронное заявление и вернуть налоговый вычет.
В своей курсовой работе я хочу уделить особое внимание изучению электронных сервисов МВД и использование их в профессиональной деятельности юристов. Для этого мне необходимо исследовать: Организационную основу информатизации органов внутренних дел; Роль информационных подразделений в системе МВД России; анализ электронных сервисов МВД; использование сервисов МВД в работе юриста. Методологическую основу моего исследования составляют общенаучный, теоретический, частнонаучный и частноправовой метод познания.
Основными источниками для выполнения курсовой работы являются: учебник П.У. Кузнецова «Информационные технологии в юридической деятельности», Ж.А. Русских, Г.Г. Камалова ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; Устав федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр МВД России", официальный сайт МВД РФ. Так же в работе будут использованы следующие нормативно-правовые источники: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Распоряжение МВД России от 11.01.2022 N 1/37 (ред. от 30.06.2022) "Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2022 - 2024 годы", Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8, Приказ МВД России от 02.09.2021 N 656 «Вопросы организации эксплуатации сервиса по использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации при предоставлении государственных услуг, в том числе в электронной форме»
1. Информационные технологии и информатизация МВД
-
Информационные технологии в профессиональной деятельности юристов.
Для начала необходимо разобраться с понятием «информационная технология». Согласно 149-ФЗ1, информационные технологии – это процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, информации и способы осуществления таких процессов и методов.
В последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации. Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей: компактно хранить большие объемы информации, осуществлять быстрый поиск нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных, с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния. Это и определяет популярность рассматриваемых систем среди широкого круга пользователей2.
Какие информационные технологии используются сегодня в правовой сфере?
Юридическое дело сложно представить без информационных технологий, ведь юристы работают с большим массивом данных, поэтому часто используют программы для работы с информацией.
1) Базы данных и системы управления ими – это структурированные данные, которые позволяют быстро находить информацию и ориентироваться, например, в базе клиентов и завершенных процессов.
2) Базы знаний и экспертные системы – это структурированное хранение знаний и сведений из различных областей, к которым юрист может получить доступ в любое время. Например, специалист может найти мнение экспертов по какой-либо проблеме из юридической практики.
3)Информационные технологии подготовки и обработки процессуальных документов помогают автоматизировать обработку текста. Работа юриста связана с составлением документации, а различные программы помогают не допускать ошибок, форматировать и структурировать текст.
4)Сетевые информационные технологии помогают юристу искать информацию, организовать электронный документооборот и создать цифровую подпись.
5)Автоматизированные информационные системы помогают специалистам обмениваться служебной информацией.
6) Справочные правовые системы – еще один популярный ресурс. Например, «КонсультантПлюс» и «Гарант» – сервисы, которые помогают юристам намного быстрее ориентироваться в законодательстве и находить все необходимые документы.
Все правовые информационные ресурсы, представленные в сети Интернет можно классифицировать следующим образом:
1. Государственная власть – т. е. сайты принадлежащие органам государственной власти РФ.
2. Информационно-правовые базы данных – это правовые базы данных присутствующие в российском сегменте Интернет.
3. Правовые СМИ в сети Интернет – в Рунете широко представлены различные виды СМИ, в том числе и правового характера.
4. Сайты по праву – создаются профессиональными юристами и содержат материалы по каким либо правовым вопросам, спорам и проблемам.
5. Виртуальные клубы и правовые форумы – созданы и ведутся группами профессионалов в области юриспруденции.
6. Правозащитные организации и юридические фирмы – представлены как сайты, созданные общественными правозащитными структурами и организациями, так и сайты крупных и известных юридических фирм.3
1.2. Информатизации органов внутренних дел.
Закономерным результатом модернизации российского общества, следствием радикальных реформ всех сфер его жизнедеятельности является трансформация организации правоохранительной деятельности в современных условиях. Поэтому в МВД России придают большое значение интеллектуализации правоохранительной деятельности, насыщению подразделений ОВД новейшими техническими средствами и наукоемкими технологиями.
С 2005 г. в МВД России реализуются мероприятия по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы в рамках реализации Программы МВД России «Создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (ЕИТКС ОВД), утвержденной приказом МВД России от 20.05.2008 № 4354.
4 апреля 2009 г. № 280 появилась Концепция информатизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2012 г. (далее - Концепция), определяющая основные направления совершенствования информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России на ближайшую перспективу.
Информатизация ОВД обусловлена спецификой деятельности по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, которая предполагает формирование, хранение и использование огромного массива информации о регистрации граждан и различных материальных объектов, о преступлениях и лицах их совершающих.
ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МВД РОССИИ.
- создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
- совершенствование нормативно-правовых, организационных основ развития
- совершенствование нормативно-правовых, организационных основ развития
- комплексная автоматизация управления ОВД МВД России
-разработка и модернизация информационных ресурсов
- организация профессиональной переподготовки специалистов
- создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности и внедрение электронного документооборота и делопроизводства;
- совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России, её структурных компонентов;
- разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов, их подключение к единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуре МВД России, обеспечение санкционированного удаленного доступа к ним в интерактивном режиме;
- создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия;
- обеспечение комплексной автоматизации управления ОВД МВД России на основе создания ситуационных центров управления;
- организация профессиональной переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационных и телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты информации.
Ведущим структурным подразделение по информационному обеспечению является ГИАЦ МВД России, который планирует, координирует и осуществляет контроль над процессами создания, внедрения, использования, развития в системе МВД РФ современных информационных технологий, автоматизированных информационных систем общего пользования и оперативно-розыскного характера..
В структуру ГИАЦ входят следующие основные подразделения: центр статистической информации; оперативно-справочный центр; Центра биометрических учетов. Каждое подразделение выполняет ряд задач, направленных на эффективную работу Центра, а именно: осуществляет информационно-методическое обеспечение; занимается эксплуатацией вычислительных комплексов и информационных систем; получение и обработка криминальной информации, защищает информацию, архивирует информацию, обеспечивает режим секретности,