Файл: 1 Детский туризм как перспективное направление развития региона.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Детский туризм как перспективное направление развития
1.1 История развития детского отдыха в Российской Федерации
1.2 Понятие, структура детского отдыха
1.3 Нормативно-правовые аспекты организации детского отдыха
2.1 Условия и факторы развития детского оздоровительного отдыха в
2.2 Анализ рынка предложений детского отдыха в Приморском крае
- детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие);
- специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, учреждения социального обслуживания или их структурные подразделения и др. Даже такое краткое перечисление детских организаций показывает, что объекты, работающие в сфере оказания услуг детского отдыха, представлены самыми разнообразными типами и формами. При этом практически отсутствуют какие-либо официальные документы, специально регламентирующие их статус и особенности функционирования (за исключением санаториев). Не существует также общепризнанной и законодательно утвержденной классификации организаций детского отдыха.
Считаем возможным предложить следующую организационно-функциональную классификацию организаций отдыха и оздоровления детей (Рисунок 2). В качестве классифицирующих признаков использовали основное предназначение, локализацию, профиль, время пребывания, тип, организационно-правовую форму, временной и сезонный факторы, условия пребывания.
Организация детского отдыха
По
целям
По
типу
По
профилю
По орг.-прав формам
По локализации
Коммерческие
Детский оздоровительный лагерь
Спортивно-оздоровительные
Государственные учреждения
Городские
Некоммерчес
кие
Детский оздоровительный лагерь санаторного типа
Загородные
Оборонно-спортивные
АМО
Детский санаторий
Образовательные
Филиалы
ООО
ЗАО
Семейный санаторий
Тематические
Общественные объединения
Лагерь дневного пребывания
Труда и отдыха
Туристские
Детский оздоровительный центр
Центр детского туризма
По условиям пребывания
По основному предназначению
По сезонности
По времени пребывания
Стационарные
Оздоровительные
Сезонные
Круглосуточные
Временно приспособленные
Специализированные
Круглогодичные
Дневного пребывания
Рисунок 2 – Классификация организации отдыха и оздоровления детей
Согласно ежегодным наблюдениям, наиболее часто практикуется разделение детских лагерей по их основному предназначению на оздоровительные и специализированные (профильные).
По профилю детские объекты отдыха можно классифицировать как лечебно - оздоровительные, спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, образовательные (в том числе языковые), тематические (в том числе эколого-биологические, технические, краеведческие и пр.), туристические, труда и отдыха.
По локализации существуют объекты отдыха городские и загородные. Среди последних различают лагеря, расположенные в регионе постоянного проживания ребенка (местные), и объекты, функционирующие на курортах федерального значения (общекурортные).
По времени нахождения в лагере выделяют объекты круглосуточного и дневного пребывания. По фактору сезонности: сезонные и круглогодичные.
Учреждения отдыха детей и их оздоровления также могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления) и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными, с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания, клубов по месту жительства, санаторно-курортных учреждений) Наиболее неопределенной классификационной группой является распределение организаций детского отдыха по типу, поскольку для большинства из них нет законодательно утвержденного типового положения.
Организации, занимающиеся отдыхом и оздоровлением детей, могут иметь в соответствии с Гражданским кодексом РФ самые различные организационно-правовые формы. Среди них наиболее часто встречаются государственные учреждения разной формы, автономные некоммерческие организации, филиалы субъектов экономической деятельности (как с образованием юридического лица, так и без), ООО, ЗАО, общественные объединения.
Соответственно по целям создания они могут иметь коммерческий и некоммерческий статус.
Понятно, что не все формы детского отдыха можно включать в категорию «детский оздоровительный туризм». К детскому туризму нельзя относить направление детей в лагеря дневного пребывания, развернутые преимущественно на базе школьных образовательных учреждений. Исходя из вышесказанного, вряд ли можно считать детским туризмом санаторно-курортное лечение детей в санаториях Минздравсоцразвития по бесплатным (льготным) путевкам, так же, как и лечение (оздоровление) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств социального страхования.
Напротив, поездки детей в стационарные загородные лагеря, осуществляемые по выбору родителей независимо от формы финансирования, можно отнести к детскому социальному туризму оздоровительной направленности.
Аналогично одной из форм детского туризма можно считать поездки детей на курорт совместно с родителями или отдельно в специализированные санаторно-курортные учреждения при наличии свободного выбора и частичного финансирования со стороны родителей.
К детскому туризму следует отнести также некоторые формы работы учреждений дополнительного образования, такие, как многочисленные туристские кружки и секции, приписанные к дворцам, домам и центрам детского творчества и аналогичным учреждениям, а также специализированные станции юных туристов, центры детского туризма и прочие подобные центры.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 1990-е гг. были приватизированы и стали частными, однако не прекратили работу со школьниками. Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).
В соответствии с действующим законодательством общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица. На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящими за рамки только образовательного процесса.
Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого – то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, однако по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки. От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба – общественного объединения – отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба.
Таким образом, подводя итоги данного параграфа, можно сделать некоторые выводы. Оздоровительный отдых детей – это мощный аккумулятор «зарядки», и «разрядки»: психической, нравственной, этической, эстетической, физической.
Так как в системе организованного отдыха осуществляется принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, содействуя всестороннему раскрытию и развитию личности детей и подростков, что не только выполняет компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяет детям отдохнуть, снять физическую и психологическую перегрузки, но и создает новые условия для обогащения опыта, проверки, применения и получения новых знаний и умений в различной практической коллективной работе, окрашенные игрой, романтикой, способствует развитию ребячьей самореализации, инициативы и самодеятельности. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.
Система организованного отдыха для подростка благоприятна тем, что в ней неразрывно действуют педагогические и медицинские, социальные и индивидуальные связи. Во время летних каникул дети могут использовать для любимых игр, спорта, дела, отдыха 936 часов, а за весь учебный год на это отводится 975.
Таким образом, организованный отдых позволяет одновременно реализовать развивающую, оздоровительную, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную функции, что свидетельствует о его несомненной пользе в общей системе воспитания, развития и социализации детей и подростков.