Файл: Объект исследования система физического воспитания. Предмет исследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Актуальность этой темы очевидна, так как игровой метод один из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.
Главная цель всех занятий, в том числе и физической культуры, заключается в разностороннем развитии личности детей.
Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью физическому развитию, требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях. Ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической работы, владение рациональной техникой двигательных действий; решительность, упорство и другие волевые качества. Игровой метод, как ни какие другой метод способствует развитию всех выше перечисленных качеств.
В наше время, когда физическая культура и спорт отошли на второй план, пропустив вперед, другие предметы, задача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самым верным и эффективным будет игровой метод. (Ч.Т. Иванков 2000г)
В данной работе я постараюсь показать, что с помощью использования игрового метода можно развивать все физические качества, разнообразить ни только уроки физической культуры, но и остальные формы физического воспитания (физкультминутки), привлечь учеников в спортивные кружки, секции.
Объект исследования - система физического воспитания.
Предмет исследования - методика развития игрового и соревновательного метода.
Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании
Задачи:
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов
3. Рассмотреть применения игрового и соревновательного методов
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты игровой деятельности как основы физического воспитания
1.1 Основные проблемы развития детей школьного возраста
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, а также ряда других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85%дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой. Весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физической зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
2.1 Физическое воспитание. Цели и задачи
Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
В процессе физического воспитания используются разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей.
Задача физического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т. п.). В свою очередь изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры, влияют на главные результаты физической культуры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно от других сторон воспитания.
Физическое воспитание решает задачи:
• укрепления здоровья;
• всестороннего развития физических и духовных сил;
• повышение трудоспособности;
• продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности;
• морфологическое и функциональное совершенствование организма человека;
• развитие физических качеств;
• формирование двигательных умений, навыков, специальной системы знаний и использование их в общественной практике и повседневной жизни;
• физические упражнения способствуют высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом;
• регулярные занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями, правильное использование их в режиме обучения способствуют повышению умственной трудоспособности школьников и студентов;
• совершенствование глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций;
• физическая культура и спорт является важным фактором снижения уровня заболеваний и травматизма.
Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей так как снижение двигательной активности приводит к снижению умственной и физической трудоспособности, а также снижению сопротивления организма человека к заболеваниям.
В процессе занятий совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.
Моральное воспитание. На учебно-тренировочных занятиях человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию силы воли, смелости, самообладания, решительности, уверенности в своих силах, выдержки, дисциплинированности. Занятия спортом воспитывают чувство коллективизма.
Умственное воспитание. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Установлено, что в системе “состояние организма — оптимальная физическая нагрузка — умственная трудоспособность'' последнее звено находится в прямой зависимости от двух первых.
Трудовое воспитание. Суть трудового воспитания заключается в последовательном и систематическом развитии качеств личности, которые определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе. Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение к работе, овладение культурой труда. Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда спортсмены для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и трудолюбие, которые воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в дальнейшем на трудовую деятельность.
Эстетическое воспитание. Человек, который занимается спортом постоянно знакомится с проявлениями прекрасного. Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия становятся более утонченными, энергичными, красивыми.
Глава 2. Методы физического воспитания
2.1 Общая характеристика методов, используемых в процессе физического воспитания
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с помощью различных методов. При работе над техникой беговых шагов дают задание бежать с высоким подниманием бедра; для воспитания выносливости используют продолжительный бег или подвижную игру с бегом; для воспитания скоростных способностей организуют упражнения в беге в форме состязания.