Файл: Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация столичный бизнес колледж.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В план диагностики зрения у школьников входит много обследований. Сначала врач собирает анамнез и визуально осматривает ребенка. Затем определяет глазодвигательные функции глаза, проводит биомикроскопию, авторефрактометрию, исследует остроту зрения и состояние аккомодации. Медикаментозно при помощи глазных капель расширяет зрачок (циклоплегия) и осматривает глазное дно, при необходимости делает скиаскопию. По назначению врача могут проводиться дополнительные исследования: аккомодография, аппаратное определение переднезаднего размера глаза (биометрия) и измерение внутриглазного давления.
Постановка диагноза близорукости требует проведения офтальмологических тестов, осмотра структур глаза, исследования рефракции, проведения УЗИ глаза. Визометрия (проверка остроты зрения) проводится по таблице с использованием набора пробных очковых линз и носит субъективный характер. Поэтому данный вид исследования при близорукости необходимо дополнять объективной диагностикой: скиаскопией, рефрактометрией, которые проводятся после циклоплегии и позволяют определить истинную величину рефракции глаза.
Проведение офтальмоскопии и биомикроскопии глаза с линзой Гольдмана при близорукости необходимо для выявления изменений на сетчатке (кровоизлияний, дистрофии, миопического конуса, пятна Фукса), выпячивания склеры (стафиломы), помутнения хрусталика и пр. Для измерения передне-задней оси глаза и величины хрусталика, оценки гомогенности стекловидного тела, исключения отслойки сетчатки показано проведение УЗИ глаза. Дифференциальная диагностика проводится между истинной близорукостью и ложной, а также транзиторной миопией.
2.5 Лечение
Коррекция и лечение близорукости может проводиться консервативными (медикаментозная терапия, очковая или контактная коррекция), хирургическими или лазерными методами. Медикаментозные курсы, проводимые 1-2 раза в год, позволяют предотвратить прогрессирование близорукости. Рекомендуется соблюдение гигиены зрения, ограничение физических нагрузок, прием витаминов группы В и С, использование мидриатиков для снятия спазма аккомодации (фенилэфрина), проведение тканевой терапии (алоэ, стекловидное тело внутримышечно), прием ноотропных средств (пирацетама, гопантеновой кислоты), физиотерапевтическое лечение (лазеротерапия, магнитотерапия, массаж шейно-воротниковой зоны, рефлексотерапия). В процессе лечения близорукости используются ортоптические методики: тренировка ресничной мышцы с использованием отрицательных линз, аппаратное лечение (тренировка аккомодации, лазерстимуляция, цветоимпульсная терапия и др.).
Для коррекции близорукости производится подбор контактных линз или очков с рассеивающими (отрицательными) линзами. Для сохранения резерва аккомодации при близорукости, как правило, осуществляется неполная коррекция. При близорукости выше -3 дптр показано использование двух пар очков или очков с бифокальными линзами. При миопии высокой степени очки подбираются с учетом их переносимости. Для коррекции близорукости слабой средней степени могут быть использованы ортокератологические (ночные) линзы. На сегодняшний день в офтальмологии разработано более двадцати методов рефракционной и лазерной хирургии для лечения близорукости. Эксимер-лазерная коррекция близорукости предполагает исправление зрения за счет изменения формы роговицы, придания ей нормальной преломляющей силы. Лазерная коррекция близорукости проводится при миопии до -12-15 дптр и выполняется в амбулаторных условиях. Среди методов лазерной хирургии при миопии наибольшее распространение получили LASIK, SUPER LASIK, EPILASIK, FemtoLASIK, LASEK, фоторефрактивная кератэктомия (ФРК). Эти методы отличаются степенью воздействия и способом формирования поверхности роговицы, однако, по своей сути идентичны. Осложнениями лечения близорукости лазером может стать гипо- или гиперкоррекция, развитие роговичного астигматизма, кератита, конъюнктивита, синдрома сухого глаза. К рефракционной замене хрусталика (ленсэктомии) прибегают при близорукости высокой степени (до –20 дптр) и утрате естественной аккомодация глаза. Метод заключается в удалении хрусталика и помещении внутрь глаза интраокулярной линзы (искусственного хрусталика), имеющей необходимую оптическую силу. Имплантация факичных линз, как метод лечения близорукости, применяется при сохранной естественной аккомодации. При этом хрусталик не удаляют, но дополнительно, в переднюю или заднюю камеру глаза имплантируют специальную линзу. Путем имплантации факичных линз проводится коррекция очень высоких (до –25 дптр) степеней близорукости. Метод радиальной кератотомии ввиду большого количества ограничений в современной хирургии близорукости используется редко. Данный способ предполагает нанесение на периферию роговицы несквозных радиальных надрезов, которые срастаясь, изменяют форму и оптическую силу роговицы. Склеропластические операции при близорукости проводят с целью остановки роста глаза. В процессе склеропластики за фиброзную оболочку глазного яблока заводятся полоски биологических трансплантатов, охватывающие глаз и препятствующие его растяжению. На сдерживание роста глаза направлена и другая операция – коллагеносклеропластика. В ряде случаев при близорукости целесообразно проведение кератопластики – пересадки донорской роговицы, которой с помощью программного моделирования придается определенная форма. Оптимальный метод лечения близорукости может определить только высококвалифицированный хирург-офтальмолог (лазерный хирург) с учетом индивидуальных особенностей нарушения зрения.
Прогноз и профилактика близорукости
При соответствующей коррекции стационарной близорукости в большинстве случаев удается сохранить высокую остроту зрения. При прогрессирующей или злокачественной близорукости прогноз определяется наличием осложнений (амблиопии, стафилом склеры, кровоизлияний в сетчатку или стекловидное тело, дистрофии или отслойки сетчатки). При высокой степени близорукости и изменениях глазного дна противопоказан тяжелый физический труд, подъем тяжестей, работа, связанная с длительным зрительным напряжение. Профилактика близорукости, особенно у детей и подростков, требует выработки навыков гигиены зрения, проведения специальной гимнастики для глаз и общеукрепляющих мероприятий. Большую роль играют профилактические осмотры, направленные на выявление близорукости у групп риска, диспансеризация лиц с миопией, проведение превентивных мероприятий, рациональная и своевременная коррекция.
1 2 3
2.6 Общая профилактика нарушения зрения
На первом месте среди причин, вызывающих нарушения зрения у детей, является «рефлекс склоненной головы». Стоит отметим, что «рефлекс склоненной головы» при чтении и письме приводит к проявлению серьезных нарушений со зрения. «В целях профилактики нарушения зрения в ходе обучения детей чтению, письму, рисованию не следует допускать, чтобы дети опускали голову над тетрадями и книгами на недопустимо малые дистанции — менее 25–30 сантиметров (норма 30–35). «В профилактике нарушений зрения помогает правильная организация учебной среды. Обычно дети учатся в закрытых помещениях, где глазу приходиться работать в условиях ближнего зрения и в отсутствии естественной природной среды. Поскольку избежать этого невозможно, тогда нужно организовать занятия, таким образом, чтобы учебный процесс включал в себя и занятие по учебным предметам и спорт». Это будет тренировать аккомодационные возможности глаза, улучшать световую стимуляцию сетчатки глаза, укреплять мышечный аппарат глаза и общее состояние здоровья». Не стоит забывать и о профилактике инфекционных заболеваний глаз. Глаза могут быть подвержены различными видами инфекций. Инфекция может попасть в глаза с грязных рук, 17 загрязненного полотенца, носового платка, пылью и вызвать — конъюнктивит. Вот почему нужно беречь глаза детей от пыли, не стоит так же их тереть руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем и салфетками. «В профилактику нарушения зрения входит: рациональное и сбалансированное питание; соблюдение режима дня, установленного для детей разного возраста; занятие спортом» [3]. «Важно помнить главное: здоровое и рациональное питание ребенка – основа хорошего зрения у ребенка. Те дети, которые получают разнообразный витаминизированный рацион, питаются регулярно, употребляют много свежих овощей и фруктов, менее подвержены проблемам с нарушение зрения. Среди продуктов питания следует отдавать предпочтение тем, которые требуют минимальной тепловой обработки или могут употребляться в сыром виде». Правильное питание ребенка с нарушением зрения должно обязательно включать: - морковь и морковный сок. Поскольку витамин А жирорастворимый, то он должен поступать в организм ребенка с достаточным количеством жира: морковный сок следует дополнять сливками, а в морковные салаты добавлять растительное масло; - черника. За сезон дети должны употреблять минимум 10 стаканов этой ягоды; - абрикосы, полезны в любом виде; - шиповник, боярышник – источники витамина С; - рыбий жир; - шпинат, зеленый горошек, брокколи, листья салата, виноград – источники лютеина и зеаксантина. Занятие спортом при нарушении зрения у детей может как навредить так и быть полезным. «Детям с близорукостью и дальнозоркостью не навредят спортивные занятия средней интенсивности, такие как бег или плавание, где не допускается превышение пульса. Интенсивные физические упражнения, включающие прыжки и акробатические занятия с использованием снарядов, 18 противопоказаны при нарушении зрения, так как пульс превышает отметку нормы, что в дальнейшем может привести к ишемии зрительного органа. «Различного рода спортивные игры будут полезны детям, у которых диагностирована слабая степень близорукости и гиперметропии. Это занятия волейболом, настольным теннисом, баскетболом. Активность такого рода заставляет фокус глаз переключаться на далекие и близкие дистанции, происходит концентрация внимания, что положительно сказывается на работе глазных мышц, являясь также профилактикой ухудшения зрения. При высокой степени нарушения зрения, физические нагрузки в значительной мере должны уменьшиться. Следует прекратить занятия чрезмерно резкими и активными видами спорта, куда входят велоспорт, бокс, прыжки, футбол, тяжелая атлетика, горнолыжный спорт, конная езда. Туда же относятся и травмоопасные виды единоборств, приводящие к увеличению и внутричерепного и внутриглазного давления». По мнению специалистов, одними из лучших дисциплин считаются плавание, бадминтон, теннис, которые улучшают кровообращение органов зрения и способствуют работе глазного аппарата на 100%. Также полезными и лечебными свойствами обладают массаж шеи и прогулки на свежем воздухе, где можно снимается напряжения с глаз. Не исключены занятия аэробикой, благодаря этим занятиям глаза насыщаются кислородом и питательными веществами, а также позволяют улучшить обмен веществ». «В сохранении зрения не малую роль играет компьютерная гигиена. Помещение, где находятся компьютеры и видеомониторы, должно быть достаточно просторным, с постоянным притоком свежего воздуха. Минимальная площадь расстояния монитора от глаз 9–15 см. Крайне нежелателен контакт работающего за компьютером и ещё с другими мониторами или телевизионным экранам. Исключается возможность попадания бликов на экран монитора. Следует также избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства. Запрещается работа с компьютером в абсолютно темном помещении [6]. 19 Одним из достаточно значимых и эффективных направлений профилактики нарушения зрения является гимнастика для глаз. Ее основная роль заключается в улучшении кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса глазодвигательных мышц. Также эти несложные упражнения способствует быстрому снятию зрительного утомления. «Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях сторон горизонта из разных исходных положений. Например, рекомендуется через каждые 2-3 часа работы последовательно переводить взгляд с предмета на предмет, находящиеся в разных местах, на разных расстояниях от человека, также необходимо фиксировать взгляд на предметах, находящихся на различных участках помещения. Также можно включить элементы гимнастики, предполагающие поиск предметов, расположенных вблизи, вдали, прослеживать глазами действия, соответствующие словесному слогу». Для большей эффективности данные упражнения необходимо выполнять с определенной частотой, не менее двух раз в день после длительного зрительного напряжения (например, во время перерыва в школе). При этом все свое внимание нужно сосредоточить на обоих глазах». Несбалансированный режим дня, недосыпания, недостаточное пребывание на свежем воздухе, отсутствие физических нагрузок, большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на дополнительных занятия, отсутствие чередования труда и отдыха у школьников могут послужить причиной развития достаточно опасного состояния, которое называется переутомление. Данное состояние достаточно опасно для растущего и не совсем окрепшего организма школьника. Поэтому с целью профилактики возможных нарушений со стороны органов зрения необходимо четкое соблюдение режима дня. Родители должны следить за тем, когда ложится ребенок спать, должны продумывать ежедневное меню школьника, которое обеспечит полноценное питание. Ребенок должен иметь ограниченный доступ к гаджетам на протяжении всего дня. Перед сном не рекомендуется просмотр 20 телевизора, лучше это время посвятить небольшой прогулке возле дома или провести время за чтением книг, интересной беседой.
2.7 Направления профилактики нарушения зрения у школьников в работе медсестры
В связи с изменением школьных программ и загруженности учебного процесса, увеличилась нагрузка на организм школьника, поэтому медицинский работник школы должен: 1. проводить наблюдение за состоянием здоровья, а также физическим и нервно – психическим развитием учащихся; 2. проводить профилактические беседы по сохранению зрения; 3. давать рекомендации по питания и режиму дня школьников; 4. проверять правильность организации трудового воспитания; 5. принять меры по улучшению окружающей среды ребенка [3]. «Оптимальной формой профилактической работы школьной медсестры является регулярное проведение профилактических беседы по сохранению зрения. Для максимальной эффективности проводимых профилактических мероприятий следует организовать работу с родителями по одноименной тематике на классных собраниях, так как именно они смогут повлиять на режим дня своих детей и проконтролировать соблюдение ими рекомендаций по чередованию режима труда и отдыха в домашних условиях. Обязательным является работа медсестры с администрацией образовательного учреждения и педагогическим коллективом, в ходе которой необходимо настоятельно рекомендовать проведение на уроках физкультминуток для глаз с целью профилактики зрительного утомления и переутомления у учащихся. Школьная медицинская сестра участвует в разработке меню, следит за его выполнением, учитывает насыщение меню продуктами, потребление которых благотворно отразится на состоянии органов зрения школьников». 21 В своей работе медицинская сестра может использовать различные формы работы с детьми и их родителями. Таким образом, от грамотно выстроенной профилактической работы школьной медицинской сестры зависит эффективность профилактики возникновения нарушений зрения у школьников различного возраста.
Заключение
Около 90% информации человек получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование зрительной системы ребенка. Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора, компьютерные игры, использование гаджетов. Исходя из исследования можем сказать точно, что телевизор, компьютер и чрезмерное использование гаджетов негативно влияет на зрение. И напрямую способствует развитию близорукости. Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, играх, просмотре телевизора нужно соблюдать правила :