Файл: Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования умения аудирования на уроках иностранного языка
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности
1.2. Песенный материал как средство формирования умения аудирования
1.3 Этапы формирования навыков аудирования
Глава 2. Методика обучения аудированию на уроках английского языка на начальном этапе
2.1. Анализ УМК «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе»
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование умения аудирования
Песни отбираются в соответствии с целью урока, возрастных и индивидуальных особенностями обучающихся. Песенный материал можно использовать как основной и дополнительный материал для организации различных видов работ: прослушивание, чтение, инсценировка, и другие. [5]
Не любая песня может стать помощником в ходе урока. Выбор песенного материала должен соответствовать некоторым критериям. Разные исследователи выделяют различные критерии. Соединяя материал можно выделить следующие из них:
-
Аутентичность песен. Данный критерий в своих работах подчёркивают З. Н. Никитенко [6], И. И. Невежина [7] и др. Аутентичные песни —песни, созданные носителями языка и отобранные для использования на уроках вне языковой среды, без методической адаптации. Однако данный критерий не подходит для применения на уроках с младшими классами, так как нередко такие тексты несут в себе множество незнакомых лексических единиц и грамматических конструкцией, не знакомых детям. -
Критерий методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащихся в соответствии программными требованиями обучения на данном этапе. -
Очень важным является критерий доступности. Песни должны содержать небольшое количество незнакомого языкового материала, они должны состоять из понятных, изученных ранее лексико-грамматических структур. -
Критерий учёта возрастных особенностей и интересов учащихся. Дети с большим интересом реагируют на песни из знакомых мультфильмов и исполняют их. -
Критерий наличия в песне текстового (лексического и/или структурного) и музыкального повторов. Например, хорошо, когда в припеве песни отражена какая-либо грамматическая конструкция. Это помогает запомнить её построение.
При отборе песенного материала для детей младшего возраста неплохо также опираться на общемузыкальные критерии, такие как: наличие чёткого ритмического рисунка, ритмообразующего темпа, запоминающейся мелодии, которая удобна для преподавания и в большинстве случаях — для сопровождения движениями.
1.3 Этапы формирования навыков аудирования
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся различать на слух звуки, звукосочетания, слова и предложения, а также они интонацию и эмоциональную окраску фраз.
Для успешного обучения аудированию нужна методическая система, которая будет учитывать трудности, которые могут возникнуть у детей в процессе овладения аудированием и обеспечивающая их преодоление. В отечественной методике чаще всего различают две подсистемы упражнений, которые направленны на решение данных проблем:
-
подготовительную или, как её ещё называю тренировочную -
речевую или, иначе говоря, коммуникативную
Первая подсистема упражнений нужна для того, чтобы обеспечить технические стороны аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения логико-смысловой обработки более низкого уровня – от слов до микротекстов, что позволит слушающему сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой.
Когда учитель включает аудирование в урок, он должен соблюдать следующие принципы:
-
Корректный подбор материала и его организацию. В зависимости от уровня учащихся, нужно подбирать определённый аудиоматериал. Если это начальный этап обучения, мы не можем просить детей петь на первом уроке или слушать аудио тексты. Начинать нужно с того, чтобы дети ознакомились с фонетической системой языка, услышали, как он звучит, научились вычленять и различать звуки. -
Определение организационной формы, в которой учащимся представляется материал -
Подготовка учащихся к аудированию. Если это обучающиеся, которые раннее были знакомы с фонетикой системой языка, которые спокойно могут дифференцировать фонетические единицы, то с ними можно работать с аудио материалом без визуальных опор. На начальных этапах дети нередко нуждаются в таких опорах, как наглядность, например иллюстрация песни картинками или движениями. -
Организация контроля. Нужно понимать, насколько материал усвоен детьми. Например, попросить их показать строчку из песни (Sit down, stand up, turn around), спросить значение слова и т.д.
Итак, смотря на представленные выше систему упражнений и принципы, можно сделать, что для формирования навыка аудирования нужно соблюдать следующие этапы:
-
Предтекстовый этап. Он включает в себя мотивирование учащихся, снятие языковых и содержательных трудностей, объяснение грамматического материала песни и работу с лексикой. -
Текстовый этап состоит из непосредственного прослушивания аудиоматериала и демонстрации песни. -
Послетекстовый этап заключается в разборе песни. Мы можем делить песню по логическим и музыкальным фразам, спеть песню вместе, сделать игру с учениками, направленную на запоминание текса песни, выполнить упражнения, связанные с песенным материалом.
Вывод по главе 1
Аудирование тесно связано с каждым из видов языковой деятельности, поэтому его часто рассматривают в комплексе с другими видами речевой деятельности. Обобщая информацию, можно сказать, что аудирование является составной частью развития коммуникативных навыков, то есть понимания речи, воспринимаемой на слух, обмена мыслями, получения новой информации посредством понимания связного речевого сообщения.
Аудирование — это мощный способ обучения иностранному языку. Он дает нам возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, узнать его фонематический состав и освоить интонацию.
Проблема обучения аудированию как одному из видов речевой деятельности привлекает пристальное внимание методистов и психологов. Песня является относительно новым и нестандартным средством обучения аудированию. Однако использование музыки на уроках имеет ряд преимуществ, таких как оптимизация учебной деятельности учащихся, развитие языкового чутья, усиление ассоциативных связей, отражение реалий страны изучаемого языка, культурного контекста, более быстрое овладение музыкальным слухом и произношением и эстетическое воспитание. Таким образом, следует подчеркнуть важность использования сказки и песни в учебном процессе при обучении аудированию на начальном этапе.
Рассматривая этапы формирования навыка аудирования, а также особенности использования песенного материала на уроках иностранного языка, я пришла к выводу, что для использования песенного материала на уроках в начальной школе нужно поставить перед собой следующие цели:
- сформулировать механизмы аудирования:(способность различать фонемы, удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности, спрогнозировать содержание речи по формальным речевым признакам);
- научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию;
- научить понимать высказывание в полном объеме;
- развивать механизмы аудирования;
- научить понимать основное содержание текста с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее;
- научить понимать сообщения учителя и реагировать на них.
Глава 2. Методика обучения аудированию на уроках английского языка на начальном этапе
2.1. Анализ УМК «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе»
В данной курсовой работе проводится анализ учебно-методических материалов для общеобразовательных школ на предмет наличия заданий, направленных на развитие умения аудирования.
Я выбрала УМК «Английский язык. Класс 2» из серии «Английский в фокусе». Авторами являются Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») разработан российским издательством «Просвещение» совместно с британским издательством «Express Publishing».
Учебник включает до 5 тематических модулей и также включает стартовый модуль, в котором подробно разбираются буквы и звуки. Каждый модуль состоит из трех микротем. Каждая микротема в свою очередь состоит из двух уроков (а, b), а разворот учебника — это один урок.
Учебник построен по сюжетно-тематическому принципу. Во всех модулях учебника присутствуют постоянные герои - брат и сестра Ларри и Лулу, и их питомец - шимпанзе Чаклз.
Обучение построено на простых реальных языковых ситуациях общения с инсценировкой и TPR, в учебнике большое количество ярких иллюстраций, песен, игр, сказок, а методические материалы имеют разнообразные мультимедийные компоненты. Пояснения к заданиям даются на английском языке со значком.
Выбор данного учебно-методического комплекса обусловлен тем, что он широко применяется в общеобразовательных школах, рекомендован Министерством образования РФ и соответствует ФГОС, определяющему итоговые и промежуточные требования к овладению навыком аудирования, описаны ключевые навыки, предполагающие готовность и умение учащихся использовать иностранный язык в различных ситуациях.
Данный учебник (со встроенной книгой для чтения сказка The Town Mouse and Country Mouse) включает в себя следующие компоненты:
-
Учебник (Student's Book); -
Рабочая тетрадь (Workbook); -
Языковой портфель (My Language Portfolio); -
Книга для учителя (Teacher's Book); -
Контрольные задания (Test Booklet); -
Буклет с раздаточным материалом (Picture Flashcards) и плакаты; -
Аудиокассеты/CD для работы в классе; -
Аудиокассеты/CD для самостоятельной работы дома; -
Видеокассета www.spotlightonrussia.ru сайт учебного курса Компоненты УМК.
Учебник содержит упражнения на отработку звуков и установление звуко-буквенных соответствий. Учащиеся узнают, что такое транскрипция, узнают некоторые знаки транскрипции и правила чтения. Учебник также содержит записи скороговорок, которые можно произносить хором или индивидуально.
В рабочей тетради тоже содержатся задания на аудирование.
В этом возрасте детям нравятся сказки и забавные стихи, поэтому очень хорошо, что в качестве домашнего чтения в учебнике представлена сказка в стихах «The Town Mouse and the Country Mouse», которая идёт после каждого модуля.
Рассмотрим, какие упражнения представляют в данном УМК, которые должны развивать навык аудирования. Для этого я взяла учебник «Английский в фокусе» и прилучающуюся к нему рабочую тетрадь, рассмотрела, что за упражнения предлагают авторы данного УМК и в каком количестве. Результаты анализа представлены в таблице.
Номер модулей и их тематика | Упражнения, направленных на формирование навыка аудирования (количество) | |
Учебник | Рабочая тетрадь | |
Let’s go | Sing along (1) | Нет раздела |
My letters! | Listen, point and repeat (3) Chant (3) Listen and repeat (5) Sing and do (1) | Нет упражнений данного типа |
Starter Module | Listen and repeat (3) Sing and do (3) Listen and read (2) | Нет упражнений данного типа |
Модуль 1: My Home! | Listen and repeat (4) Listen and read (3) Sing and do (4) Chant (1) | Listen and draw lines (1) |
Модуль 2: My Birthday! | Listen and repeat (4) Listen and read (3) Sing and do (4) Chant (1) | Listen and draw lines (1) |
Модуль 3: My Animals! | Listen and repeat (4) Listen and read (3) Sing and do (4) Chant (1) | Listen and put a tick or a cross (1) |
Модуль 4: My Toys! | Listen and repeat (4) Listen and read (3) Sing and do (4) Chant (1) | Listen and choose (1) |
Модуль 5: My Holidays! | Listen and repeat (4) Listen and read (3) Sing and do (4) Chant (1) | Listen and draw lines (1) |
Showtime! | Sing and do (2) Listen and read (2) | Нет раздела |
Итак, мы видим, что УМК содержит различные виды упражнений для аудирования. Упражнения переходят он более простым к сложным – от “Listen and repeat” до “Sing and do”. Это соответствует принципу последовательности в обучении. Так как дети только начинают изучать язык в первых уроках мы видим, как внимание сконцентрировано на упражнениях, где дети слушают, как звучит та или иная буква, буквосочетание. Затем появляются упражнения “Chant”, которые помогают запоминать уже фразы. После работы на первых уроках, стартовый модуль подключает чтение. Учащиеся уже не только слушают, но и сами потом читают представленный текст. И последними появляются упражнения “Sing and do”, которые помогают увидеть, как дети произносят слова, улавливают ритм, и как они понимают содержание текста песни. Наиболее распространены задания типа “Listen and repeat, что соответствует уровню учащихся и является важным звеном для закладывания надёжной языковой фонетической базы.