Файл: Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского»

Кафедра теории и методики преподавания иностранных языков

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Образование в области иностранного языка (английский язык), образование в области иностранного языка (китайский язык)»


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе»

Работа выполнена студентом

Блатовой Алёной Владимировной


Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры теории и методики

преподавания иностранных языков

Драгунова Анна Андреевна


Ярославль

2022

Содержание работы


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования умения аудирования на уроках иностранного языка 6

1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6

1.2. Песенный материал как средство формирования умения аудирования 8

1.3 Этапы формирования навыков аудирования 10

Вывод по главе 1 12

Глава 2. Методика обучения аудированию на уроках английского языка на начальном этапе 14

2.1. Анализ УМК «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе» 14

2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование умения аудирования 18

Вывод по главе 2 20

Заключение 21

Библиография 22

Приложение 1 24

Приложение 2. 26

Приложение 3. 27

Приложение 4. 28

Приложение 5. 29

Приложение 6. 30

Приложение 7. 31




Введение



Тема данной работы «Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе» является достаточно актуальной в современной методике обучения иностранному языку. Проблема аудирования представляет собой один из самых важных аспектов обучения иноязычному общению, так как процесс речевого общения в языке является двусторонним, то без аудирования невозможна достаточная языковая подготовка школьников.

Несмотря на постоянные заявления методистов о важности обучения аудированию, именно механизмы аудирования раскрываются гораздо меньше. Отсутствие у учителей научно обоснованных представлений о механизмах аудирования и способах его формирования привело к тому, что преподаватели либо пропускают обучение аудированию, либо обучают аудированию эпизодически, исходя из неполных знаний о процессе.

Актуальность исследования обусловлена тем, что именно на начальном этапе формируются основы речевых умений. Сейчас считается, что нужно отдать ребёнка в школу иностранных языков, как можно раньше, однако младший школьный возраст является самым оптимальным и благоприятным для изучения второго языка, так как у ребёнка уже сформировались речь и мышление на родном языке, а второй язык станет хорошим тренажёром для памяти, будет хорошим способом открыть новую языковую картину мира и будет помогать формированию дружелюбного отношения  и толерантности к носителям другого языка .

Объект исследования – это процесс формирования умения аудирования при использовании песенного материала в начальной школе по предмету «английский язык».

Предмет исследования – способы и их применение при формировании умений аудирования с использованием песенного материала на уроках английского языка в начальной школе.

Целью курсовой работы является исследование и анализ формирования умения аудирования с помощью песенного материала у учащихся начальных классов, обучающихся по УМК «Английский в фокусе.2 класс».

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические и методические основы обучения аудированию учащихся на уроках английского языка в начальных классах.

  2. Определить методический потенциал песен в формировании умений аудирования

  3. Произвести анализ УМК «Английский в фокусе.2 класс» с позиции формирования у учащихся навыков аудирования.

  4. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся второго класса навыков аудировани


Методы исследования: изучение, анализ и сопоставление методической литературы по данной теме, синтез материала и его обобщение.

Структура курсовой работы: соответствует достижению цели и задач; состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, приложения.

В данной работе рассматриваются теоретические и методологические основы обучения аудированию. В первой главе раскрывается понятие аудирования, также оно рассматривается в связи с другими навыками. Во второй главе произведён анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе.2 класс» с точки зрения формирования у учащихся навыков аудирования. Исходя из результатов анализа, предложен комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся второго класса навыков аудирования. В заключении обобщается вышенаписанный материал.

Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса упражнений на развитие умений аудирования, который можно будет на уроках английского языка в учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной курсовой работы могут быть использованы в образовательном процессе общеобразовательной школы.


Глава 1. Теоретические основы формирования умения аудирования на уроках иностранного языка

1.1. Аудирование как вид речевой деятельности


В настоящее время формирование коммуникативных умений - основная задача обучения иностранному языку в школе. Через решение данной задачи достигается воспитательная, образовательная, развивающая цели обучения и формируется всесторонне развитая личность, которая может использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур.

Аудирование можно рассматривать как компонент развития коммуникативных навыков, и оно играет роль в развитии коммуникативного потенциала обучающихся.

Понятие «аудирование» было введено в литературу американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Перцептивную - потому что осуществляется восприятие сообщения, мыслительную - потому что ее выполнение связано с мыслительными операциями и процессами, такими как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, и конкретизация, мнемическую - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.


Аудирование помогает усваивать лексический состав языка и его грамматический строй. В то же время оно облегчает овладение устной речью, чтением и письмом. Аудирование тесно связано с каждым из этих видов языковой деятельности. В первую очередь это относится к говорению, которому нельзя научиться без практики аудирования. Говорение и слушание — две стороны одного и того же явления, именуемого «устной речью». На аудирование не редко смотрят вместе с таким понятием, как говорение. Аудирование представляет собой не только прием сообщения, восприятие услышанного, но и подготовку во внутренней речи ответной реакции на полученное сообщение. Н.И. Жинкин [1] писал, что «для того, чтобы научиться понимать речь (навык аудирования), необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение - в процессе понимания».

Аудирование также нередко соединяют с чтением. Когда мы читаем вслух или про себя, мы будто слышим текст, и также в это время воспринимаем информацию, которую получаем из «услышанного». Следовательно, и при аудировании, и при чтении происходит восприятие и понимание информации, получаемой из речевых сообщений.

Также лингвисты обращают внимание на такое понятие, как «слушание» и подразделяют разницу между ними. Так, Е.И. Пассов [2] проводит разграничение понятий «слушание» и «аудирование». Слушание – это лишь акустическое восприятие звукового ряда. «Аудирование — это слушание с пониманием или понимание речи на слух». Помимо слушания аудирование предполагает еще и слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Аудирование обязательно несёт в себе цель восприятия информации.

Некоторые стараются описать аудирование, как процесс. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез [3]писали, что «аудирование является одной из самой сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении». Ляховицкий [4] определял аудирование как «аналитико-синтетический процесс при обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринимаемой информации» с точки зрения теории восприятия речи «анализ через синтез».

Аудирование является мощным средством обучения иностранному языку. Оно предоставляет нам возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, узнать его фонемный состав, а также овладеть интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.


В работах зарубежных и отечественных методистов по иностранным языкам и психологов выделяются главные механизмы восприятия речи: речевой слух (восприятие устной речи и дробление ее на смысловые синтагмы); память (фиксирование узнанной единицы в нашем сознании); концентрация внимания; антиципация (процесс вероятностного прогнозирования); понимание (мысленное воспроизведение процесса).

Процесс аудирования подразумевает различные уровни понимания: (речевой опыт студентов) и предметное (жизненный опыт учащихся и знание ситуаций общения).

Цель аудирования – это обмен мыслями, приобретение новой информации посредством понимания связного речевого сообщения.

1.2. Песенный материал как средство формирования умения аудирования


Вместе с общепризнанными дидактическими средствами, считается, что песенный материал также способствует повышению эффективности занятий по иностранному языку. Он является эффективным средством оптимизации всей образовательной деятельности обучающихся. Овладение иностранным языком происходит более успешно, если в качестве наглядности используется песенный материал. Частое использование песен способствует формированию у учащихся языковых навыков.

Песенный материал имеет некоторые методические преимущества при обучении иностранному языку. Ниже будут перечислены некоторые из них:

  1. Песни представляют собой средство для усвоения и расширения словарного запаса. В них есть слова и выражения, которые могут быть интересны в контексте урока. В песнях лексический материал находится в новом контексте, что в свою очередь способствует развитию языковой догадки и увеличению ассоциативных связей.

  2. Песни нередко отражают реалии страны изучаемого языка. Так учащиеся также могут погрузиться в культурный контекст или просто узнать что-то о жизни людей из страны изучаемого языка.

  3. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические структуры. Существуют и обучающие песни, направленные на

  4. Песни помогают учащимся овладеть навыками произношения, развивают музыкальный слух. Учёные доказали, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль тесно связаны с развитием артикуляционного аппарата. Заучивание и частое повторение коротких, простых мелодичных песенок помогает установить правильное произношение, артикуляцию, правила ударения, ритма и мелодичности

  5. Более того, песни способствуют реализации задач эстетического воспитания обучающихся, сплочению коллектива, а также помогают раскрыть творческие способности каждого, что тоже является важной частью обучения.

  6. Использование песен на уроках создает благоприятный психологический климат, снимает напряжение, активизирует речевую и мыслительную деятельность, развивает монологическую и диалогическую речь, поддерживает интерес к изучению иностранного языка.