ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1 . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
Вопрос 1. Определите понятие финансового контроля, роль и место финансового контроля в системе государственного управления и в системе финансового права.
Финансовый контроль — это проверка соблюдения
органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности
использования государственных финансовых и материальных ресурсов.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам
как экономической категории присуща контрольная функции. Поэтому
использование государством и муниципальными образованиями для решения
своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью
контроля за ходом выполнения этих задач.
В современных условиях развитие государственного финансового контроля предопределяется необходимостью повышения эффективности государственного управления, задачами реформирования общественного сектора экономики, включая
бюджетный процесс и всей системы управления государственными
(муниципальными) финансами в целом. С учетом этих обстоятельств, роль
государственного финансового контроля заключается не только в поддержании
законности и целевого использования бюджетных средств, но также в выявлении
резервов роста эффективности и результативности государственных расходов,
обеспечении успешной стратегии управления.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а
финансовый контроль - неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас
происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и
в оценке его значении.
Для того чтобы управление финансовыми ресурсами было максимально
эффективным, необходимо наличие многих факторов, одним из которых является
полноценная система финансового контроля. Финансовый контроль, являясь
одной из важнейших функций процесса управления финансами, обеспечивает
надежное функционирование финансовой системы, реализацию осуществляемой
государством финансовой политики, содействует укреплению финансовой
безопасности.
Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в
стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых
интересов государства и его граждан, в конечном итоге - всего общества. Он
представляет собой контроль за:
· образованием и использованием всех государственных средств независимо
от того, в какой форме они существуют - бюджетной или иной;
· деятельностью органов власти, на которые возложено практическое
проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и
валютной политики;
· законностью привлечения и использования средств юридических и
физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым
государство предоставило такое право;
· организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением
государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени
государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием,
обоснованностью и правомерностью действий кредитных учреждений по
привлечению и использованию средств юридических и физических лиц;
· исполнением международных финансовых обязательств и состояния
государственного внутреннего и внешнего долга.
Сюда же относится проведение финансовых экспертиз проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов, влияющих на
формирование и использование государственных средств, или
предусматривающих расходы (покрываемые за счет таких средств).
Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать,
прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого
проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем
соблюдении норм финансового права. В существовании системы финансового
контроля заинтересовано и общество в целом (и государство, как выразитель
интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты,
поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы
общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и
сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации,
поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и
иностранных. Создание на территории РФ единой системы финансового контроля
необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях
рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон,
свободных от финансового контроля.
Вопрос 2. Укажите основополагающие принципы контроля, классифицируйте их по разным основаниям, дайте правовую характеристику каждому из них.
Принципы финансового контроля, осуществляемого госструктурами, можно классифицировать на следующие основные разновидности:
-
организационные; -
этические; -
социально-коммуникативные.
Организационные принципы финансового контроля
Ключевые принципы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой категории, таковы:
- системность; предполагает наличие в структуре проверяющего органа ресурсов, необходимых для системной проработки, принятия и реализации решений, связанных с деятельностью соответствующего органа. Работа сотрудников тех или иных органов, осуществляющих финансовый контроль, должна быть регламентирована, а решения — приниматься в рамках системных алгоритмов.
- законность; подразумевает обеспечение соответствия деятельности проверяющих структур нормам права, установленным в отношении той сферы, в которой они проводят проверки. Кроме того, сотрудник проверяющего органа должен обладать необходимыми навыками для корректного толкования положений НПА, доступом к соответствующим базам знаний либо возможностью обращаться к экспертам с целью получения разъяснений по поводу интерпретации правовых норм.
- автономность; имеется в виду передача государством отдельным ведомствам конкретного спектра полномочий. Если объект проверки в силу тех или иных причин становится общим для разных госструктур, между ними налаживается межведомственное взаимодействие. При этом каждая организация остается автономной в плане алгоритмов принятия решений.
Этические принципы финансового контроля
Основные этические принципы финансового контроля государства — это:
- объективность; сотрудник проверяющего органа должен принимать решения, основываясь не на собственных убеждениях, а на неоспоримых фактах, положениях НПА, а также, если это необходимо, с учетом мнения других компетентных лиц.
- компетентность; в свою очередь, компетентность сотрудника проверяющего органа важна с точки зрения корректной интерпретации фактов, доступных ему, а также принятия решений, основанных на данной интерпретации
- ответственность; решения, принимаемые специалистом проверяющей структуры, должны приниматься при условии выполнения всех необходимых этапов их подготовки, а ошибки, связанные с определением тех или иных подходов к проверкам, должны сводиться к минимуму. Данный критерий предполагает следование сотрудника проверяющей организации принципу ответственности.
Социально-коммуникативные принципы финансового контроля
Можно выделить следующий перечень принципов финансового контроля, о которых идет речь:
- уважительность; работник любой госструктуры обязан, прежде всего, отдавать себе отчет в том, что выполняет свои трудовые обязанности не в личных интересах, а в интересах общества. Если какое-либо ведомство функционирует, значит, на то есть общественная потребность. Сотрудник обязан уважать право проверяемой организации на обращение в ведомство по любому вопросу, который находится в его компетенции.
- конфиденциальность: проведение финансовых проверок, как правило, требует от сотрудников компетентных органов обеспечения сохранности информации, которой они располагают, недопущения ее передачи в распоряжение субъектов, имеющих корыстный интерес. В данном случае важно следование принципу конфиденциальности;
- открытость; принцип открытости предполагает, прежде всего, соблюдения процедур прозрачного рассмотрения информации в рамках проверок. Организация, становящаяся объектом проверки, должна знать, исходя из каких соображений и при условии следования каким законам орган финансового контроля принимает то или иное решение.
Вопрос 3. Обоснуйте понятие целей и задач контроля, определите формы, методы и основные инструменты государственного финансового контроля.
Цель финансового контролязаключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро- и микроуровне.
Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач. Основными задачами финансового контроля являются
:
-
обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы; -
создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования; -
обеспечение результативности финансовой политики государства; -
выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; -
обеспечение прозрачности (транспарентности) финансовых потоков, в первую очередь в бюджетной сфере; -
усиление ответственности всех субъектов финансовых отношений за соблюдение установленных норм права в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов; -
предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере; -
формирование антикоррупционной среды и обеспечение финансовой безопасности.
Методы финансового контроля:
-
Документальная проверка
Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля - основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.
Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:
-
изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг; -
изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
-
исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан; -
изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника. -
сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению; -
проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.