Файл: Тема экономические основы финансового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;

  • проведение замеров, тестов;

  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

  1. Проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный; предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм

  • текущий; предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

  • последующий;  совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.


Инструментарий государственного финансового контроля включает проверки, ревизии и проверки.
Проверка как инструмент государственного финансового контроля заключается в осуществлении нормативных действий в отношении тщательного изучения финансово-хозяйственных операций на предмет их законности, а также достоверности бюджетного учета и отчетности, составления финансовой отчетности за определенный период.
Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

- Офис главного аудитора-ревизора (Счетная палата), подчиняющийся непосредственно парламенту или президенту страны. Основная цель этого отдела - общий контроль за расходованием государственных средств;
- налоговый орган с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующий получение налогов;
- контролирующие структуры в отделах, которые проводят проверки и аудиты подведомственных учреждений;
- негосударственные регулирующие службы, которые осуществляют на коммерческой основе проверку достоверности отчетных документов и законности финансовых операций;

Таким образом, основы государственного финансового контроля были исследованы. Значение такого государственного института, как государственный финансовый контроль, нельзя недооценивать, поскольку оно гарантирует эффективность процесса генерирования средств, находящихся в руках государства, и их расходования.
Ведущая роль государственного финансового контроля в современных условиях заключается не столько в выявлении нарушений в государственном секторе, сколько в анализе деятельности организаций по рациональному распределению бюджетных средств.
Вопрос 4. Дайте общую характеристику правового обеспечения государственного финансового контроля

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру.



В целом система нормативно-правовых актов ГФК представляется четырехуровневой:

1 уровень - законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам ГФК (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила (кроме стандартов), регулирующие правоотношения в сфере ГФК);

2 уровень - профессиональные стандарты и этический кодекс ГФК (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы ГФК, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);

3 уровень - разъяснении к актам 1 и 2-го уровней, инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер);

4 уровень - внутренние документы (регламенты) органов ГФК.

При формировании нормативной базы решаются такие задачи, как определение терминологии и понятийного аппарата, разработка методологии ГФК, определение организационной структуры системы, органов правового регулирования, их права и обязанности, определение субъектов права ГФК, предмета, отношения регулирования, целей, задачей системы нормативно-правовых актов, основных источников права и уровней нормативно-правового регулирования, порядка построения системы актов, их структуры и содержания, разработка порядка систематизации актов, обозначение основных аспектов взаимосвязи правовых актов ГФК с актами иных сфер финансового права, а также с другими отраслями права. При этом система нормативно-правовых актов ГФК должна строиться с учетом следующих основных требований: они не должны иметь противоречий, дублировать друг друга, должны быть четко определены, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования, как он взаимодействует с другими уровнями, какие виды актов входят в разные уровни, необходимо четко установить обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.

Конституция РФ является юридической базой российского законодательства, распространяя свое действие и на финансовые отношения. Виды финансового контроля практически различаются в зависимости от специфики финансовых отношений. На основе конституционных норм в российском законодательстве появилось значительное количество нормативных актов, регулирующих отношения в области финансового контроля, которые можно разбить на 5 групп: базовые нормативные правовые акты по основным подотраслям финансового законодательства (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс и т.д.), нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов финансового контроля(федеральные законы), нормативные правовые акты, прямо не входящие в систему правового регулирования финансового контроля, но обеспечивающие проведение ведомственного, внутрихозяйственного, независимого финансового контроля, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения в области контрольной деятельности субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.


Современная Россия в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания необходимой правовой базы финансового контроля. В развитие положений Конституции РФ принят Федеральный закон «О Счетной Палате РФ». Вопросы государственного и муниципального контроля широко отражены в Бюджетном Кодексе РФ, где сформулирован и решен целый ряд нормативных правовых проблем, связанных с организацией и содержанием финансового контроля, который отражен в 9 разделе «Государственный и муниципальный финансовый контроль». Бюджетный Кодекс РФ. В Бюджетном Кодексе предусмотрено распределение контрольных полномочий в бюджетной сфере между законодательными и исполнительными органами власти и полномочии между контрольными органами. Получили законодательное закрепление формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий контроль. Наряду с определением их содержания появилась регламентация, кто, в каком порядке и при каких обстоятельствах применяет названные формы контроля. Основным документом, регламентирующим налоговый контроль, служит Налоговый Кодекс РФ, законодательство по налоговому контролю - наиболее динамичная подотрасль финансово-контрольного законодательства. Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумуляции денежных средств публичными субъектами в виде налогов и в процессе контроля за их сбором.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать системным. Эта сфера регулируется актами бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовым, его базу составляют документы разного уровня. Основы ГФК закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Вопрос 5. .Дайте классификацию объектов контроля по источнику финансовых средств, по организационно-правовой форме, по характеру контрольных мероприятий (критерии проверок).

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства. Объекты финансового контроля в финансовой системе - поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств. Они могут быть классифицированы по ряду оснований.


По источникам финансовых средств:

- территориальный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении территориальных администраций;

- кредитные и заемные средства;

- средства от размещения территориальных финансов в кредитно- финансовых организациях;

- федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий.

По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:

- органы государственной власти и их структурные подразделения;

- муниципальные унитарные предприятия;

- юридические лица всех форм собственности и организационно правовых форм;

- банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории;

- предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти.

По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:

- территориальный бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

- территориальные программы, итоговые документы по их реализации;

- законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.

Вопрос 6. Определите общефункциональные, специализированные и внутриведомственные органы государственного финансового контроля. Дайте характеристику их правового статуса, задач и полномочий.

Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;

  • Центральный банк РФ;

  • Министерство финансов;

  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);

  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).