Файл: Тема экономические основы финансового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Органы финансового контроля классифицируются по:

1) принадлежности к ветвям власти – контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля; независимые органы финансового контроля;

2) вертикальному уровню власти – федеральные контрольные органы; контрольные органы субъектов РФ;

3) характеру функций и объёму компетенции – общефункциональные, специализированные общей компетенции и ограниченной компетенции, внутриведомственные;

4) способу образования – избираемые или утверждаемые коллегиально путём голосования, назначаемые в административном порядке.

В РФ на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счётной палатой РФ, Минфином РФ (Главным управлением федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, контрольно-ревизионными управлениями Минфина РФ в субъектах РФ и Федеральной налоговой службой), ЦБ РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также контрольно-ревизионными службами органов исполнительной власти.

Помимо органов, осуществляющих контрольно-ревизионную в финансовой сфере, имеются органы, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Главное контрольное управление при Президенте РФ, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения распоряжений и поручений Президента РФ.

Счётная палата РФ – конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с целью осуществления независимого контроля за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.


Основными задачами Счётной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объёмам, структуре и целевому назначению, а также использования федеральной собственности;

2) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти;

4) анализ выявленных отклонений от утверждённых показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;

5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках;

6) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Центральное место среди органов государственного финансового контроля исполнительной власти занимает Минфин РФ и его структурные подразделения, наделённые контрольными полномочиями.

Минфин РФ обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.

Широкими контрольными полномочиями наделены Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и его территориальные органы. Основными задачами его в сфере финансового контроля являются организация и осуществление контроля за исполнением бюджета и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормами. В целях укрепления финансовой дисциплины Федеральное казначейство Минфина РФ производит проверки, связанные с зачислением, перечислением и использованием бюджетных средств любого уровня, в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в банках и др. учреждениях любой формы собственности

Вопрос 7. Охарактеризуйте государственный финансовый контроль в субъектах РФ, его организацию и правовое обеспечение

Более подробно государственный финансовый контроль в соответствии с финансовым правом можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и

целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, как одну из форм государственного контроля, способствующую обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую вскрыть нарушения финансовой дисциплины.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях.

Контроль со стороны государства осуществляется также за доходами физических и юридических лиц в целях налогообложения, за соблюдением установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдением правил внешнеэкономической и банковской деятельности.

Государственный финансовый контроль в субъектах РФ включает в себя контроль за финансовыми средствами и материальными ресурсами субъектов РФ.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п.) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов.

Деятельность контрольно-счетных органов осуществляется исключительно на основании соответствующего субфедерального Закона и в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и конкретного субъекта РФ. Именно принятые в субъектах РФ законы определяют задачи, решаемые контрольно-счетными органами, выполняемые ими функции, основные права и обязанности, организацию и порядок их деятельности. Для исследования статуса контрольно-счетных органов субъектов РФ немаловажное значение имеет изучение и анализ нормативно-правовых основ создания и организации их деятельности.


Нормативно-правовой основой деятельности контрольно-счетных органов являются Конституция РФ Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года ( в ред. ФКЗ от 21 июля 2007 года №5 - ФКЗ) // Российская газета. - №237. - 25.12.1993; СЗ РФ. - № 30. - ст.3745., Бюджетный кодекс РФ Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145 - ФЗ (в ред. ФЗ от 28 июля 2012 года № 128 - ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - ст.3823., Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»// СЗ РФ. - 2011. - № 7. - ст. 903. Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» Федеральный Закон от 11 января 1995года № 4 - ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 28 декабря 2010года № 404-ФЗ)// СЗ РФ. - 1995.- № 3. - ст. 167., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 06 октября 1999года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в ред. ФЗ от 28 февраля 2012 № - 10 ФЗ)// СЗ РФ. - 1999. - № 42. - ст. 5005. иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, затрагивающие вопросы бюджетно-финансового контроля.

Контрольно-счетные органы в субъектах РФ - это постоянно действующие органы государственного финансового контроля, образуемые законодательными (представительными) собраниями субъектов Российской Федерации. Статус контрольно-счетных органов определяется при их создании: они учреждаются либо как самостоятельные юридические лица, либо в качестве структурных подразделений создающих их законодательных (представительных) органов государственной власти. Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»// СЗ РФ. - 2011. - № 7. - ст. 903.

Основными принципами деятельности КСО - законность, системность, объективность, независимость, гласность. Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»// СЗ РФ. - 2011. - № 7. - ст. 903.


КСО осуществляют финансовую экспертизу проектов законов субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, а также расходы, влияющие на формирование и исполнение бюджетов и внебюджетных фондов. Они осуществляют анализ выявляющихся отклонений от установленных показателей бюджета субъекта РФ и внебюджетных фондов и подготавливают на этой основе предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование процесса формирования бюджетов; контролируют законность и своевременность движения средств бюджета и средств внебюджетных фондов в учреждениях Банка России в соответствующем регионе, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях. Важное место в деятельности КСО занимает контроль за использованием кредитов и займов, получаемых субъектами РФ, а также экспертиза финансовых и имущественных гарантий, предоставляемых исполнительными органами субъектов РФ в качестве обеспечения кредитных сделок. Контрольные полномочия распространяются, как установлено соответствующими законами, на органы государственной власти субъекта РФ, а также на государственные предприятия, учреждения, организации и региональные внебюджетные фонды.

Деятельность КСО осуществляется на основе текущих и перспективных планов работ, при этом текущие (годовые) планы составляются по видам и направлениям деятельности, а перспективные - в разрезе намечаемых мероприятий, обусловленных основными направлениями развития бюджетного процесса и совершенствования бюджетного законодательства. Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»// СЗ РФ. - 2011. - № 7. - ст. 903

КСО осуществляют финансовый контроль в трёх формах - предварительный, текущий и последующий контроль. Для проведения контроля используются проверки, обследования, экспертизы, выполняемые с помощью сопоставления, позволяют глубже изучить проверяемый объект, сделать обоснованные выводы и предложения.

Одна из основных функций КСО - подготовка Заключения по отчету об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных фондов. Для подготовки такого Заключения КСО проводит проверку, подготовленного исполнительным органом власти, отчета об исполнении бюджета. Значимость данной проверки определяется тем, что законодательный орган власти не может принять решения по отчету об исполнении бюджета, если нет соответствующего заключения от КСО.