Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы налоговой системы государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налоговой системы
1.2. Понятие налоговой политики государства
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Анализ налоговых поступлений
2.2. Проблемы налоговой системы РФ
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2. Региональные налоги формируются за счет налога на имущество организаций (почти 86 % по данным 2018 г. с тенденцией к росту +1,48 %) и транспортного налога (около 14 % со снижением пропорций в сравнении с 2014 г. на -1,59 %).
3. Местные налоги на 75 % складываются из земельного налога и оставшаяся часть формируется за счет налога на имущество физических лиц.
В качестве количественной характеристики эффективности налоговой системы используют специальный показатель «налоговой нагрузки» в виде отношения суммы налогов в процентах к ВВП. Динамика расчета данного показателя в целом по РФ за 2014-2018 гг. отражена в табл. 4.
»Таблица 4
Динамика ВВП, налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и налоговой нагрузки за 2014-2018 гг., млрд. руб.[19]
Показатели |
Годы |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
ВВП |
79058,5 |
83094,3 |
86014,2 |
92101,3 |
103875,8 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет |
39721 |
45968,5 |
42993,1 |
43750,5 |
55881,4 |
Налоговая нагрузка, % |
50,24 |
55,32 |
49,98 |
47,50 |
53,80 |
Налоговая нагрузка в целом по РФ варьирует по годам от минимального в 2017 г. 47,5% до максимального в 2015 г. 55,32 %.
Выполним расчеты налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности и представим значения в ранжированном виде по убыванию в табл. 5.
Таблица 5
Ранжированная динамика налоговой нагрузки по основным
видам экономической деятельности РФ за 2014-2018 гг., %
Виды экономической деятельности |
Годы |
Откл. (+;-) |
Среднее значение |
|
2014 |
2018 |
|||
Обрабатывающие производства |
18,64 |
21,65 |
+3,01 |
19,12 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8,34 |
7,84 |
-0,5 |
8,19 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3,40 |
1,92 |
-1,48 |
2,83 |
Транспорт и связь |
3,06 |
2,43 |
-0,63 |
2,74 |
Строительство |
2,70 |
3,01 |
+0,31 |
2,67 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,30 |
3,05 |
+0,75 |
2,63 |
Из представленных шести основных видов экономической деятельности по стране наибольшее значение налоговой нагрузки фиксируется в двух сферах: обрабатывающее производство (19,12%); оптовая и розничная торговля (чуть более 8 %). В оставшихся четырех по приведенному списку она находится в пределах 3 %.
Проведем сравнительный анализ видов экономической деятельности по их вкладу в ВВП и значению налоговой нагрузки в целом по РФ за 2018 г. с оформлением расчетов в табл. 6.
Таблица 6
Соотношение налоговой нагрузки и вклада основных видов
деятельности в ВВП по РФ за 2018 г., %
Вид экономической деятельности |
Вклад в ВВП |
Налоговая нагрузка |
Откл. (+;-) |
Превышение вклада в ВВП над налоговой нагрузкой |
|||
Транспорт и связь |
34,70 |
2,43 |
+32,27 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
14,7 |
7,84 |
+6,86 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9,7 |
1,92 |
+7,78 |
Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор) |
8,7 |
0,62 |
+8,08 |
Гостиницы и рестораны |
7,0 |
0,23 |
+6,77 |
Строительство |
6,0 |
3,01 |
+2,99 |
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство |
3,9 |
0,05 |
+3,85 |
Превышение налоговой нагрузки над вкладом в ВВП |
|||
Обрабатывающие производства |
12,5 |
21,65 |
+9,15 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,8 |
3,05 |
+0,25 |
В группу видов экономической деятельности с превышением вклада ВВП над размером налоговой нагрузки вошли 7 наименований. По данным 2018 г. наибольшее отклонение было характерно для транспорта и связи (+32,27 %). В пределах 7-8 % оптовая и розничная торговля; операции с недвижимым имуществом; добыча полезных ископаемых; гостиницы и рестораны. И наоборот, превышение налоговой нагрузки над вкладом в ВВП отмечается максимально в обрабатывающем производстве (+9,15 %).
Представленная количественная информация свидетельствует о серьезных диспропорциях рассматриваемых макропоказателях. Вышесказанное диктует необходимость совершенствовать налоговое регулирование с целью достижения баланса по различным отраслям экономики РФ.
2.2. Проблемы налоговой системы РФ
Система налогообложения в России имеет ряд проблем, обусловленных спецификой Российского государства. К данным проблемам можно отнести[20]:
а) Несовершенство законодательной базы. В данном случае имеет место нечеткость, неясность формулировок в Налоговом Кодексе, суть которых можно трактовать по-разному в различных ситуациях. Связано это с регулярным внесением в Налоговый Кодекс изменений и дополнений, что приводит к неустойчивости экономики страны, способствуя тем самым развитию экономического кризиса.
б) Проблема неплатежей. Эта проблема обусловлена двумя факторами: во-первых, увеличением объема отсрочек по платежам предприятиям, которые имеют долг по платежам в бюджет страны, с целью сохранения выплат заработной платы сотрудникам. Предприятиям предоставляется рассрочка по платежам сроком на шесть лет, в последующие четыре года оно должно рассчитаться по начисленным пеням и штрафам. Однако даже на данных условиях не все предприятия способны погасить свои задолженности перед государством. Во-вторых, отсутствием денежных средств на уплату налогов и низкой дисциплиной налогоплательщиков, что обусловлено менталитетом населения, отсутствием воспитания налоговой культуры.
В связи с этим целесообразно рассмотреть и проанализировать величину задолженностей по основным видам налогов и сборов (табл. 7).
Таблица 7
Динамика задолженности в зависимости от вида налогов и сборов в РФ за 2014-2018 гг., млн. руб.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста 2018/ 2014, % |
Федеральные налоги и сборы |
610187 |
613628 |
602451 |
762226 |
481319 |
78.88 |
Налог на прибыль |
165602 |
137746 |
113584 |
135735 |
100227 |
60.52 |
НДС |
332574 |
366749 |
374245 |
467871 |
302326 |
90.90 |
Региональные налоги |
96558 |
113669 |
136839 |
160866 |
176069 |
182.35 |
Местные налоги |
39264 |
49638 |
60193 |
78176 |
87743 |
223.47 |
Из представленных данных заметно уменьшение задолженности в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в отношении федеральных налогов и сборов. При чем, в 2017 г. произошло увеличение задолженности как по федеральным налогам и сборам, так и по региональным и местным налогам.
в) Трудности реализации механизма налогообложения. В данном случае речь идет о неэффективной работе некоторых элементов налоговой системы. В состав системы входит широкий аппарат таких ведомств как налоговая полиция, отделов УВД по экономическим преступлениям, а также государственная налоговая инспекция. Не смотря на все усилия данных служб, процент неуплаты и укрывательства доходов от уплаты налогов и сборов в пользу государства не снижается.
г) Ненадлежащий контроль за сбором налогов. Как следствие – уклонение от их уплаты, в результате чего уменьшаются налоговые поступления. Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но даже при желании владельцев, капиталам, которые укрыты от налогообложения, тяжело вернуться в легальную экономику, поскольку крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.
д) Еще одна проблема налоговой системы России связана с НДФЛ. С точки зрения отдельно взятого человека, ставка по этому налогу, безусловно, привлекательна, по сравнению с прогрессивными шкалами европейских стран (для сравнения: во Франции ставка налога на доход составляет в среднем 45 % и достигает 75 % для миллионеров; максимальные ставки в Англии – 50 %, в Швеции – 56,4 %, в Германии – до 47,5 %). В России же, с увеличением дохода физических лиц, ставка данного налога не изменяется. Такая система создана для удобства при расчете и начислении налоговых поступлений с любого уровня дохода каждого работника. Но из-за того, что в России отсутствует градация налоговых ставок, существует низкий уровень образования, здравоохранения, пенсионных выплат, по сравнению с западными государствами. Плоская ставка по НДФЛ не дает возможности регулировать распределение общественного продукта, так как довольно часто 13% – это существенная часть всего дохода налогоплательщика.
В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»[21] сказано, что в течение очередного трехлетнего периода приоритет Правительства Российской Федерации – это недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.
В ближайшей перспективе с 2019 по 2021 г. планируется реализовать ряд мероприятий, призванных повысить эффективность и конкурентоспособность отечественной налоговой системы.
а) Предполагается расширение прав субъектов Российской Федерации посредством предоставления им необходимых инструментов для осуществления экономического развития территорий. В частности, предусматривается возможность предоставления субъектами Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности. Указанные льготы планируется предоставлять в пределах общего объема осуществляемых такими организациями капитальных затрат. Также планируется, что субъекты Российской Федерации получат право снижать до 10 % ставку налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Кроме того, предусматривается возможность применения для таких организаций ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 % в части, поступающей в федеральный бюджет.
б) В отношении налога на добавленную стоимость возможны изменения в части включения в налоговую базу сумм авансовых платежей. Будет упрощен порядок начисления и принятия к вычету налога, который уплачен в составе аванса.
в) Также планируется реализовать ряд мер, которые направлены на противодействие неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы. Среди таких мер, например, предусматривается установление обязанности налогоплательщиков по восстановлению НДС, принятого к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени, установление обязанности при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся налогоплательщиком НДС.
г) В перспективе планируется дальнейшее повышение ставок акцизов по отдельным видам подакцизных товаров. Также предусматриваются изменения в самом порядке акцизного обложения. В частности, будет уточнен порядок освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции, установлен порядок исчисления и уплаты акциза на биоэтанол, используемый для производства моторного биотоплива.
д) В отношении налогообложения доходов физических лиц возможно уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения НДФЛ, например, при получении доходов в иностранной валюте, а также могут быть пересмотрены отдельные положения, касающиеся налогообложения выигрышей в лотереи.