Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы налоговой системы государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налоговой системы
1.2. Понятие налоговой политики государства
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Анализ налоговых поступлений
2.2. Проблемы налоговой системы РФ
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Из проведенного исследования становится очевидно, что понятие «система налогов» более узкое по сравнению с понятием «налоговая система».
Налоговая система – это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом. Система налогов – это законодательно учрежденные на определенной территории налоги и сборы, а также системный контроль за их поступлением в бюджет.
1.2. Понятие налоговой политики государства
В определении сущности налоговой политики экономисты исходят из того, что рассматривают ее как «искусство государственного управления» в системе налоговых отношений, которая, в свою очередь, является частью системы (более высокого порядка) финансовых отношений и через нее проявляется в системе экономических и социальных отношений, сложившихся и действующих на данный момент в стране. При построении налоговой системы государства в числе обязательных принципов установления налогов и сборов учитывается не только принцип единства системы налогов и сборов, но и принцип единства налоговой политики и принцип разграничения полномочий в сфере налогообложения по уровням государственного и муниципального управления[10].
Из принципа единой налоговой политики вытекает недопустимость установления законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами муниципальных образований каких-либо произвольных изъятий[11].
В соответствии с принципом разграничения полномочий в сфере налогообложения установление, изменение или отмена федеральных налогов и сборов возможны только путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации[12]. То же самое и в отношении региональных налогов и сборов – только путем принятия соответствующих изменений в законодательстве субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, а также в отношении местных налогов и сборов – только путем принятия соответствующих нормативных правовых актов муниципальных образований. При этом законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований имеют законную силу только при принятии их в соответствии с нормами и правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обладая определенной совокупностью полномочий, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования формируют и реализуют соответственно региональный уровень и муниципальный уровень налоговой политики, которые являются составной частью общегосударственной налоговой политики, формируемой и реализуемой федеральными властями[13].
В соответствии с целями налоговой политики формируется налоговое бремя экономики, устанавливающее, какую часть вновь созданной стоимости (ВВП) государство аккумулирует в доходах бюджетной системы посредством фискального механизма. Законодательно устанавливаются состав налогов и характеристики элементов каждого налога (объект, налоговая база, ставки), в совокупности формирующие уровень налогового бремени экономики. Регулятивное значение налогов проявляется в таком изменении отдельных элементов того или иного налога, которое государством признано объективно необходимым и реализуется с учетом интересов субъектов налоговых отношений[14].
Исходя из вышеизложенного, налоговую политику государства можно трактовать как законодательно установленную систему налогов и сборов, которая предусматривает совокупность норм, призванную обеспечивать регулирующее воздействие на уровень налоговой нагрузки и экономическое поведение налогоплательщиков на основе сбалансированности индивидуальных (личных), корпоративных и государственных интересов[15].
Налоговая политика, являющаяся совокупностью обоснованных, научных, экономически целесообразным правовых действий органов государственной власти, может обеспечить нужды производства и рост социального обогащения. Первоначальным предписанием проведения налоговой политики обычно служит проведение полной, исчерпывающей оценки складывающиеся хозяйственно-экономических отношений, а также обеспечение правопорядка, путём взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей.
Факторы, влияющие на достижение цели, поставленные государством и в области налоговой политики: экономическая ситуация в стране, которая характеризуется темпами роста производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором[16].
Основные причины нарушения налогового законодательства:
1) высокий уровень налогового бремени, что приводит к уклонению от уплаты налогов путём перевода в «тень» значительной части деловой активности;
2) невысокий уровень качества нормативно-правового окружения экономических преобразований, характеризующийся тем, что поведение властей и населения в период реформ регулировалось формальными законами в незначительной степени;
3) низкая эффективность контроля государственными органами за выполнением хозяйствующими субъектами обязательств по добросовестному исчислению и уплате налогов. Кроме того, незначительность санкций за нарушения налогового кодекса, предусмотренных законодательством.
Основные направления налоговой политики государства должны исходить не только из главной их функции — наполнения государственной казны. Важно помнить о том, что налоги — это ключевой инструмент экономического регулирования и стимулирования производства и обеспечения социальных обязательств государства. На основе дифференциации ставок, обеспечения льгот, системы перераспределения доходов с использованием налогов возможно и необходимо обеспечивать рациональную реструктуризацию производства в первую очередь в пользу отраслей, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных нужд и потребностей граждан. На этой основе и должно осуществляться наполнение государственной казны.
К сожалению, многие усматривают в налогах только фискальную функцию, то есть взимание с юридических и физических лиц государством обязательных платежей для финансирования расходов государства на оборону, здравоохранение, образование, правопорядок, государственный аппарат. При этом не обращают внимание на то, что налоги являются также действенным экономическим регулятором, способным влиять на различные стороны социальной и хозяйственной жизни общества[17].
Налоговая политика, проводимая с расчётом на перспективу, — это налоговая стратегия, а на текущий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.
В настоящее время налоговая политика в России направлена на повышение уровня конкурентоспособности отечественной налоговой системы, и в том числе на мировом уровне.
Выводы
Налоговая система – это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом.
Система налогов – это законодательно учрежденные на определенной территории налоги и сборы, а также системный контроль за их поступлением в бюджет.
Налоговую политику государства можно трактовать как законодательно установленную систему налогов и сборов, которая предусматривает совокупность норм, призванную обеспечивать регулирующее воздействие на уровень налоговой нагрузки и экономическое поведение налогоплательщиков на основе сбалансированности индивидуальных (личных), корпоративных и государственных интересов.
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Анализ налоговых поступлений
За счет налоговых поступлений финансируются социально-экономические программы, содержатся государственные структуры, обеспечивающие существование и функционирование государства. Именно поэтому одним из важных факторов экономического развития любой страны и нормального функционирования всего хозяйства, является эффективная налоговая система.
Формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсов, государство создает условия для: поступательного развития экономики; организации дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи; решения основных социальных задач.
Виды налогов по уровню подразделяют на: федеральные, региональные, местные и специально- го налогового режима. Динамика их структуры за 2014-2018 гг. по РФ представлена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика структуры налоговых поступлений по уровням в РФ за 2014-2018 гг., %[18]
Виды налогов по уровню |
Годы |
Отклонение (+; -) |
|
2014 |
2018 |
||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Федеральные |
82,09 |
79,21 |
-2,88 |
Региональные |
10,11 |
12,22 |
+2,11 |
Местные |
2,72 |
2,73 |
+0,01 |
Специальный налоговый режим |
5,08 |
5,85 |
+0,77 |
По итогам 2018 г. основная часть консолидированного бюджета в стране формировалась за счет федеральных налогов: 79.21 % со снижением в сравнении с 2014 г. на - 2,88 %. Влад региональных и местного уровня налогообложения был в разы меньше. Соответственно около 12 и 3 % с тенденцией к росту в анализируемом периоде.
Для углубления исследования проведем ранжирование динамики структуры налоговых поступлений по видам налогов в разрезе уровней. Расчеты представим в табл. 3. По приведенным аналитическим данным заключаем:
1. На федеральном уровне из шести представленных видов налогов наиболее весомы четыре, а именно: налоги на прибыль, доходы (37,98 %); налог на доходы физических лиц (20,53%); налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (20,09 %) и налог на прибыль организаций (17,45 %).
Таблица 3
Ранжированная динамика структуры налоговых поступлений по видам и уровням в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг., %
Виды налогов |
Годы |
Отклонение (+;-) |
|
2014 |
2018 |
||
Федеральные налоги |
|||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Налоги на прибыль, доходы |
38,71 |
37,98 |
-0,73 |
Налог на доходы физических лиц |
22,35 |
20,53 |
-1,82 |
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ |
18,19 |
20,09 |
+1,9 |
Налог на прибыль организаций |
16,36 |
17,45 |
+1,09 |
Налоги на товары реализуемые на территории РФ |
3,99 |
3,55 |
-0,44 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,41 |
0,40 |
-0,01 |
Региональные налоги |
|||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Налог на имущество организаций |
84,31 |
85,79 |
+1,48 |
Транспортный налог |
15,62 |
14,03 |
-1,59 |
Налог на игорный бизнес |
0,07 |
0,18 |
+0,11 |
Местные налоги |
|||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Земельный налог |
86,60 |
75,31 |
-11,29 |
Налог на имущество физических лиц |
13,40 |
24,69 |
+11,29 |