Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы налоговой системы государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налоговой системы
1.2. Понятие налоговой политики государства
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Анализ налоговых поступлений
2.2. Проблемы налоговой системы РФ
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
е) Планируется в дальнейшем реформирование налогового администрирования. Предполагается ввести институт предварительного налогового контроля. В рамках данного мероприятия налогоплательщики смогут получать информацию о потенциальных налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить. В рамках предварительного налогового контроля будет действовать порядок предварительного налогового разъяснения.
ж) В рамках реализации мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов предполагается внесение соответствующих положений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, предусматривается разработка правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий, основная цель которых – неуплата или уплата налогов в меньшем размере. Помимо этого, в законодательством о налогах и сборах предположительно будет запрещено злоупотребление правами в сфере налогообложения.
з) В целях рационализации социальной структуры общества и снижения его социальной напряженности, а также сокращения столь значительного уровня дифференциации – введение прогрессивной ставки по НДФЛ, которая позволила бы изымать «излишние» доходы у богатых членов общества и сохранит часть средств «в кармане» у малообеспеченных физических лиц. При этом система прогрессивного налогообложения должна быть не только мягкой, но и менее контрастной в целях отсутствия или сокращения негативных последствий прогрессивного обложения доходов.
Депутаты внесли в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс, который предполагает как раз замену пропорционального налогообложения по НДФЛ прогрессивной шкалой налога в зависимости от уровня дохода физического лица.
Согласно этому законопроекту:
а) рассматривается полное освобождение физических лиц от уплаты НДФЛ, которые получают заработную плату до 15 тыс. руб. в месяц;
б) сохранение ставки 13% для граждан, годовой доход которых находится в пределах от 180 тыс. руб. до 2,4 млн. руб., при чем подлежит обложению только доход, превышающий 180 тыс. руб.;
в) если совокупный доход гражданина составляет 2,4 млн. руб. – 100 млн. руб., то налог уплачивается в размере 289 тыс. руб. плюс 30% с суммы превышающей 2,4 млн. руб.;
г) в случае превышения годового дохода 100 млн. руб., налог составит 29,6 млн. руб. плюс 70% с суммы, превышающей 100 млн. руб.
Возможно, на начальном этапе перехода от пропорциональной ставки по НДФЛ к прогрессивной, доходы бюджета сократятся, но при эффективном применении мер по контролю за уплатой налогов, поступления в консолидированный бюджет в дальнейшем, несомненно, должны возрасти.
Однако, отмена налогообложения для наименее обеспеченного населения и применение повышенной ставки при обложении «сверхдоходов» будет одним из основных способов снижения неравенства в доходах населения и повышения налоговых доходов бюджета в будущем. Таким образом, прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ – это не просто вид налогообложения, но и доверие населения к власти, которая способна справедливо и эффективно перераспределять доходы между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения[22].
Проблем в современной налоговой системе нашего государства существует немало и решение этих проблем остается трудоемкой задачей для государственных органов власти. Но для того, чтобы государство могло успешно развиваться, решать эти проблемы необходимо.
Выводы
Основная часть поступлений доходов федерального бюджета РФ обеспечивается поступлениями налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины. На долю указанных доходов приходится более 70 % всех доходов федерального бюджета.
Система налогообложения в России имеет ряд проблем, обусловленных спецификой Российского государства. К данным проблемам можно отнести:
- несовершенство законодательной базы. В данном случае имеет место нечеткость, неясность формулировок в Налоговом Кодексе, суть которых можно трактовать по-разному в различных ситуациях. Связано это с регулярным внесением в Налоговый Кодекс изменений и дополнений, что приводит к неустойчивости экономики страны, способствуя тем самым развитию экономического кризиса;
- проблема неплатежей. Эта проблема обусловлена двумя факторами: во-первых, увеличением объема отсрочек по платежам предприятиям, которые имеют долг по платежам в бюджет страны, с целью сохранения выплат заработной платы сотрудникам;
- трудности реализации механизма налогообложения. В данном случае речь идет о неэффективной работе некоторых элементов налоговой системы. В состав системы входит широкий аппарат таких ведомств как налоговая полиция, отделов УВД по экономическим преступлениям, а также государственная налоговая инспекция. Не смотря на все усилия данных служб, процент неуплаты и укрывательства доходов от уплаты налогов и сборов в пользу государства не снижается;
- ненадлежащий контроль за сбором налогов. Как следствие – уклонение от их уплаты, в результате чего уменьшаются налоговые поступления;
- проблема, связанная с НДФЛ. С точки зрения отдельно взятого человека, ставка по этому налогу, безусловно, привлекательна, по сравнению с прогрессивными шкалами европейских стран. Но из-за того, что в России отсутствует градация налоговых ставок, существует низкий уровень образования, здравоохранения, пенсионных выплат, по сравнению с западными государствами. Плоская ставка по НДФЛ не дает возможности регулировать распределение общественного продукта, так как довольно часто 13% – это существенная часть всего дохода налогоплательщика.
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
За последние годы в России произошли некоторые существенные изменения в системе налогообложения.
В частности, с 1 января 2019 года налог на добавленную стоимость вырос с 18% до 20%, появится налог для самозанятых граждан в размере 6%[23].
Помимо этого не утихают разговоры о переходе с пропорциональной шкалы налогообложения на прогрессивную в отношении подоходного налога. Множество вопросов остаются не решёнными: теневая экономика, серая зарплата, граждане, работающие сами на себя, низкая средняя заработная плата по стране (а следовательно, и низкий уровень жизни). Все эти проблемы, так или иначе, увязываются с налогами и, при грамотном изменении всей системы налогообложения, можно будет повысить доход в бюджет государства, а также привить «налоговую» культуру гражданам страны.
На данный момент в России насчитывается около 15 видов налогов. Все они перечислены в Налоговом кодексе РФ. Отчисления идут в государственную и региональную казну, а также формируют бюджет муниципалитета.
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) формирует основную часть государственного бюджета, в связи с этим государство заинтересовано в увеличении налоговых выплат, а граждане, в свою очередь, хотят эти выплаты по возможности свести к нулю. В то же время они осознают необходимость и неизбежность существования самой системы налогообложения, так как благодаря доходам от налогов государство исполняет свои основные социальные и экономические функции.
Фондом общественного мнения был проведён опрос граждан от 25-40 лет. Респондентам предлагалось ответить на два вопроса:
1. Вы официально трудоустроены?
2. Как Вы относитесь к нынешней системе налогообложения в России?
Были полученные следующие результаты:
1. Из всех опрошенных только 12 работают официально и строго производят отчисления по налогам, ещё 28 трудоустроены не официально, 5 человек работают на дому (занимаются репетиторством и сидят с детьми), и ещё 5 человек трудоустроены на своей фирме официально, но получают серую зарплату (их официальный оклад равен минимальному размеру оплаты труда, остальную часть они получают в конверте; таким образом, налоговые выплаты производятся, но лишь с официально заявленного оклада, то есть не в полном размере).
2. Все опрошенные признают необходимость уплаты налогов, но им бы хотелось, чтобы налоговая ставка НДФЛ снизилась либо произошло повышение уровня заработной платы по всей стране. Тогда 25 из 28 (тех, кто работает не официально) согласны перейти на официальную работу. В противном случае, у многих граждан после уплаты всех налогов остается минимум средств для дальнейшего существования.
На данный момент взимание подоходного налога в России производится в соответствии с пропорциональной шкалой налогообложения, когда каждый налогоплательщик платит налог по одинаковой ставке, выраженной в процентах или в доле к налогооблагаемой базе. В то время как во многих зарубежных странах практикуется прогрессивная шкала налогообложения, при которой с ростом налоговой базы будет расти и ставка налога.
Но насколько эффективна каждая из этих систем? Стоит ли России переходить на прогрессивную шкалу налогообложения? На наш взгляд, пропорциональная система налогообложения в сравнении с прогрессивной имеет ряд преимуществ.
Рассмотрим их подробнее:
1. Относительное равенство[24]. Все граждане платят одинаковую ставку налога. Будь это дворник, учитель или руководитель компании.
2. Легализация заработка. При пропорциональной системе предприниматели не станут обращаться к теневой экономике, а будут открывать бизнес и расширять его именно в России, так как с ростом уровня дохода процент налога от их заработка не будет увеличиваться. Это гарантирует им стабильность.
3. Повышение бюджета государства. Благодаря пропорциональной системе доход от налогов в бюджет государства поступает больше. В свою очередь, при прогрессивной шкале налогообложения многие граждане могут не согласиться отдавать большой процент по налогу и прибегнуть к крайним мерам.
4. Наиболее эффективна при высоком уровне коррупции. Однако у пропорциональной системы есть один существенный недостаток: она не отвечает принципу справедливости. Человеку с более высоким уровнем заработной платы уплачивать налог будет проще, нежели тем, у кого этот доход едва переходит границу минимального прожиточного минимума. Это и является главным аргументом в пользу перехода к прогрессивной шкале налогообложения.
Данная система не так эффективна по сравнению с пропорциональной, но и пропорциональная не отвечает всем требованиям. Но ведь не обязательно менять саму систему налогообложения, можно усовершенствовать существующую.
Итак, доход каждого человека складывается из суммы: «Нужный» доход + дискреционный доход = общий (совокупный) доход «Нужный» доход – используется на удовлетворение минимальных, базовых потребностей. Наличие «нужного» дохода необходимо для обеспечения самого факта существования, то есть затраты объективно носят вынужденный характер (расходы на продукты, жилье, одежду)[25].
Дискреционный доход — это доход, используемый по собственному усмотрению. Он не используется для удовлетворения базовых потребностей. Он идет на оплату развлечений либо покупку предметов роскоши. С ростом общего дохода доля жизненно необходимых затрат в этом доходе уменьшается, доля же дискреционного дохода, напротив, возрастает. Именно дискреционный, а не общий доход определяет истинную налоговую платежеспособность лица.
Но для того чтобы сделать данную систему справедливой не обязательно переходить на прогрессивную шкалу налогообложения. Достаточно существующую систему преобразовать в многоступенчатую. Она предполагает принцип, при котором налоговая ставка равна только для налогоплательщиков с определенным уровнем дохода, и все они разбиваются на несколько категорий. Такая система практикуется уже во многих странах.
Приведем конкретные рекомендации:
1. Для начала следует отделить граждан, у которых уровень заработной платы равен минимальному размеру оплаты труда. Данная категория не должна облагаться налогом вовсе.
2. Далее - можно уменьшить ставку налога для граждан, чья заработная плата меньше средней по стране.
3. Также можно выделить в отдельную категорию граждан, у которых только что родился ребенок (к примеру, не облагать налогами заработную плату родителей в первый год жизни ребенка). Данное нововведение может также послужить улучшению демографической ситуации в стране.
Выводы
При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации важно также учитывать и тот факт, что экономика России не может быть изолированной от мировой экономики. Поэтому важно, чтобы реформирование налоговой системы России было направлено на сближение ее с европейскими налоговыми системами.
Так, если обратиться к некоторым аспектам пропорциональной системы и улучшим их, то разговоры о прогрессивной шкале прекратятся. Помимо этого совершенствование системы налогообложения приведет к повышению налоговой культуры общества. Россияне все меньше станут уходить от уплаты налогов, перестанут вести теневой бизнес или же устроятся на работу официально, а государство получит значительное увеличение дохода в бюджет страны.