Файл: Методические рекомендации Перед выполнением задания изучите основные компоненты научного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Организация научно-педагогического исследования

Методы психолого-педагогического исследования

Методические рекомендации

Перед выполнением задания изучите основные компоненты научного исследования.

Проблема исследования – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения или исследования.

Тема исследования - лаконичная (краткая) формулировка проблемы исследования.

Объект исследования – сфера (область) поиска. Что рассматривается?

Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта. Часть, сторона объекта исследования, которая подлежит непосредственному изучению.

Цель исследования - замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в ходе исследования (например, выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик и т.п.)

Задачи исследования – конкретизация целей исследования (изучить, определить, выявить, обобщить, проверить на практике). Формулируя задачи исследования, вы обозначаете логику вашего исследования.

Актуальность исследования – в сжатом изложении обосновывается важность выбранной проблемы (темы) для изучения в современных условиях.

Методы научного исследования - способы построения и обоснования научного знания.

Теоретические методы научного исследования – анализ и синтез; сравнение и противопоставление; индукция и дедукция; моделирование; прогнозирование.

Эмпирические методы научного исследования – наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта, тестирование.
Анкетирование

Метод научного исследования, который предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Определение цели анкеты.

  2. Формулировка и компоновка вопросов анкеты.

  3. Подготовка к анкетированию (выбор базы, респондентов).

  4. Проведение анкетирования.

  5. Обработка и анализ результатов анкетирования.


В вашей анкеты могут быть представлены различные варианты вопросов. По форме вопросы анкеты могут быть открытые вопросы (предполагают свободный ответ респондента своими словами) и закрытые вопросы (предполагают заранее подготовленные ответы, из которых респондент выбирает один или несколько подходящих для себя вариантов).

Для того, чтобы получить максимально полную и объективную информацию с помощью анкеты, вопросы должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Вопрос должен содержать отдельную, завершенную мысль. Составные вопросы, содержащие несколько мыслей одновременно, затрудняют выбор правильного ответа (например, «Нравится ли тебе читать книги о животных, ухаживать за животными?»)

  2. Вопрос не должен содержать непонятных слов, узкоспециальных терминов (например, «В какой форме вы предпочитаете заниматься физической культурой?»).

  3. Вопросы должны быть не слишком длинными, так как это может затруднить их понимание.

  4. Нецелесообразно ставить вопросы «в лоб» (например, «Как нужно правильно поступить в ситуации»).

  5. Нецелесообразно включать подсказывающие вопросы (например, «Как часто вы помогаете родителям по дому?»).

Вопросы анкеты должны быть расположены в такой последовательности, чтобы интерес респондента к анкетированию нарастал по мере ответа на вопросы. Первые вопросы должны быть простыми по содержанию. Они должны быть скорее событийными, чем оценочными. Далее в анкету следует помещать более сложные и глубокие вопросы. Вопросы, которые носят личностный характер, желательно располагать в конце анкеты.

Анализ и интерпретация результатов анкетирования проводится в соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования. В результате исследования исследователь должен ответить на вопросы: какие закономерности обнаружены в результате исследования, какие факторы оказали влияние на предмет исследования, от каких условий зависит развитие предмета исследования (Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов /Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. Москва: Издательство Юрайт, 2022).


Формулировка задания

Для исследования самостоятельно определите педагогическую проблему (для этого можно использовать Интернет-ресуры, собственный опыт). Обоснуйте ее актуальность. Сформулируйте тему, объект, предмет, цель, задачи исследования. Определите возможные методы и базу исследования.



В качестве обязательного метода должно стать анкетирование. Самостоятельно разработайте анкету, в которой должно быть не менее 10-12 вопросов. Проведите анкетирование и обработайте его результаты (для этого могут быть использованы облачные сервисы Яндекс-диска или Google-диск. Респондентов должно быть не менее 20 человек. В исследовании можно использовать и другие методы. Результаты использования методов проанализировуйте и сделайте выводы.

Исследование одной проблемы можно провести индивидуально или группой не более 3-х студентов.


Задание 2. Модели организации обучения (организация индивидуальных занятий с ребенком)
Задание выполняется студентом индивидуально.

Для этого он организует индивидуальные занятия с ребенком (занятий должно быть не менее 3-х). Это могут быть занятия по преодолению сложностей в усвоении им какого-то предмета; по обучению ребенка какому-то виду деятельности, к которому он проявляет интерес и др.

Предварительно необходимо провести диагностику сложившейся ситуации, для чего надо использовать различные методы. Собранная информация должна быть проанализирована. Затем студент разрабатывает и проводит занятия. В их описании он представляет перечень используемых средств и методических материалов, анализирует полученные результаты, сравнивая их с начальным уровнем, проводит рефлексию своей собственной деятельности (для этого можно использовать творческие формы, например, эссе или синквейн). Возможно представление отзыва ученика о совместной со студентом работе.
Рекомендации по организации дополнительных занятий
с учениками, неуспевающими по предмету


Если дополнительные занятия проводились с отстающим по предмету учеником, то следует изучить возможные причины неуспеваемости школьника. Причины неуспеваемости могут быть различными.
1. Педагогические:

а) низкая эффективность учебной работы;

б) пропуски занятий;

в) отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;

г) недостаток любви и заботы со стороны родителей;

д) большие пробелы в знаниях;

е) большие пробелы в учебных умениях и навыках.


2. Психологические:

а) несформированность мотивов учебной деятельности;

б) недисциплинированность (эти два факта связаны между собой);

в) нарушения в эмоционально-волевой сфере;

г) низкий уровень познавательных способностей.

3. Нейрофизиологические:

а) общая ослабленность организма;

б) нарушения зрения, слуха, речи;

в) микропоражения коры головного мозга (из личного дела ученика по справке о состоянии здоровья и данных школьного врача; необходимо связать с данными по успеваемости с предшествовавшими годами).

Формулировка задания

  1. Выявите причины неуспеваемости:

- из бесед с учеником, классным руководителем, учителями-предметниками, родителями;

- из наблюдения за учеником во время уроков;

- из медицинской карты ученика;

- из возможно проведенного специального психологического тестирования (проконсультируйтесь со школьным психологом).

  1. Определите, какие причины оказались связаны друг с другом.

  2. Дайте описание причин неуспеваемости школьника.

  3. Разработайте план оказания помощи в освоении учебного предмета учащемуся с особыми образовательными потребностями.

  4. Проведите самоанализ эффективности данной работы.