Файл: Методические рекомендации Перед выполнением задания изучите основные компоненты научного исследования.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Организация научно-педагогического исследования
Методы психолого-педагогического исследования
Методические рекомендации
Перед выполнением задания изучите основные компоненты научного исследования.
Проблема исследования – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения или исследования.
Тема исследования - лаконичная (краткая) формулировка проблемы исследования.
Объект исследования – сфера (область) поиска. Что рассматривается?
Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта. Часть, сторона объекта исследования, которая подлежит непосредственному изучению.
Цель исследования - замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в ходе исследования (например, выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик и т.п.)
Задачи исследования – конкретизация целей исследования (изучить, определить, выявить, обобщить, проверить на практике). Формулируя задачи исследования, вы обозначаете логику вашего исследования.
Актуальность исследования – в сжатом изложении обосновывается важность выбранной проблемы (темы) для изучения в современных условиях.
Методы научного исследования - способы построения и обоснования научного знания.
Теоретические методы научного исследования – анализ и синтез; сравнение и противопоставление; индукция и дедукция; моделирование; прогнозирование.
Эмпирические методы научного исследования – наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта, тестирование.
Анкетирование
Метод научного исследования, который предполагает соблюдение следующих этапов:
-
Определение цели анкеты. -
Формулировка и компоновка вопросов анкеты. -
Подготовка к анкетированию (выбор базы, респондентов). -
Проведение анкетирования. -
Обработка и анализ результатов анкетирования.
В вашей анкеты могут быть представлены различные варианты вопросов. По форме вопросы анкеты могут быть открытые вопросы (предполагают свободный ответ респондента своими словами) и закрытые вопросы (предполагают заранее подготовленные ответы, из которых респондент выбирает один или несколько подходящих для себя вариантов).
Для того, чтобы получить максимально полную и объективную информацию с помощью анкеты, вопросы должны соответствовать определенным требованиям:
-
Вопрос должен содержать отдельную, завершенную мысль. Составные вопросы, содержащие несколько мыслей одновременно, затрудняют выбор правильного ответа (например, «Нравится ли тебе читать книги о животных, ухаживать за животными?») -
Вопрос не должен содержать непонятных слов, узкоспециальных терминов (например, «В какой форме вы предпочитаете заниматься физической культурой?»). -
Вопросы должны быть не слишком длинными, так как это может затруднить их понимание. -
Нецелесообразно ставить вопросы «в лоб» (например, «Как нужно правильно поступить в ситуации»). -
Нецелесообразно включать подсказывающие вопросы (например, «Как часто вы помогаете родителям по дому?»).
Вопросы анкеты должны быть расположены в такой последовательности, чтобы интерес респондента к анкетированию нарастал по мере ответа на вопросы. Первые вопросы должны быть простыми по содержанию. Они должны быть скорее событийными, чем оценочными. Далее в анкету следует помещать более сложные и глубокие вопросы. Вопросы, которые носят личностный характер, желательно располагать в конце анкеты.
Анализ и интерпретация результатов анкетирования проводится в соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования. В результате исследования исследователь должен ответить на вопросы: какие закономерности обнаружены в результате исследования, какие факторы оказали влияние на предмет исследования, от каких условий зависит развитие предмета исследования (Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов /Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. Москва: Издательство Юрайт, 2022).
Формулировка задания
Для исследования самостоятельно определите педагогическую проблему (для этого можно использовать Интернет-ресуры, собственный опыт). Обоснуйте ее актуальность. Сформулируйте тему, объект, предмет, цель, задачи исследования. Определите возможные методы и базу исследования.
В качестве обязательного метода должно стать анкетирование. Самостоятельно разработайте анкету, в которой должно быть не менее 10-12 вопросов. Проведите анкетирование и обработайте его результаты (для этого могут быть использованы облачные сервисы Яндекс-диска или Google-диск. Респондентов должно быть не менее 20 человек. В исследовании можно использовать и другие методы. Результаты использования методов проанализировуйте и сделайте выводы.
Исследование одной проблемы можно провести индивидуально или группой не более 3-х студентов.
Задание 2. Модели организации обучения (организация индивидуальных занятий с ребенком)
Задание выполняется студентом индивидуально.
Для этого он организует индивидуальные занятия с ребенком (занятий должно быть не менее 3-х). Это могут быть занятия по преодолению сложностей в усвоении им какого-то предмета; по обучению ребенка какому-то виду деятельности, к которому он проявляет интерес и др.
Предварительно необходимо провести диагностику сложившейся ситуации, для чего надо использовать различные методы. Собранная информация должна быть проанализирована. Затем студент разрабатывает и проводит занятия. В их описании он представляет перечень используемых средств и методических материалов, анализирует полученные результаты, сравнивая их с начальным уровнем, проводит рефлексию своей собственной деятельности (для этого можно использовать творческие формы, например, эссе или синквейн). Возможно представление отзыва ученика о совместной со студентом работе.
Рекомендации по организации дополнительных занятий
с учениками, неуспевающими по предмету
Если дополнительные занятия проводились с отстающим по предмету учеником, то следует изучить возможные причины неуспеваемости школьника. Причины неуспеваемости могут быть различными.
1. Педагогические:
а) низкая эффективность учебной работы;
б) пропуски занятий;
в) отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;
г) недостаток любви и заботы со стороны родителей;
д) большие пробелы в знаниях;
е) большие пробелы в учебных умениях и навыках.
2. Психологические:
а) несформированность мотивов учебной деятельности;
б) недисциплинированность (эти два факта связаны между собой);
в) нарушения в эмоционально-волевой сфере;
г) низкий уровень познавательных способностей.
3. Нейрофизиологические:
а) общая ослабленность организма;
б) нарушения зрения, слуха, речи;
в) микропоражения коры головного мозга (из личного дела ученика по справке о состоянии здоровья и данных школьного врача; необходимо связать с данными по успеваемости с предшествовавшими годами).
Формулировка задания
-
Выявите причины неуспеваемости:
- из бесед с учеником, классным руководителем, учителями-предметниками, родителями;
- из наблюдения за учеником во время уроков;
- из медицинской карты ученика;
- из возможно проведенного специального психологического тестирования (проконсультируйтесь со школьным психологом).
-
Определите, какие причины оказались связаны друг с другом. -
Дайте описание причин неуспеваемости школьника. -
Разработайте план оказания помощи в освоении учебного предмета учащемуся с особыми образовательными потребностями. -
Проведите самоанализ эффективности данной работы.