Файл: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Обязанности инженера по пожарной безопасности
Требования к инженеру по пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:
Инструкции для отдельным зданий, сооружений, помещений, производственным процессов.
Инструкции направляются на отзыв руководителям подразделений предприятия.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационным путей;
Содержание инструкций о мерах пожарной безопасности.
Противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях предприятия.
Требования к содержанию путей эвакуации.
Требования пожарной безопасности к электроустановкам.
Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции.
Порядок хранения веществ и материалов на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения.
Общий порядок действий при пожаре. Обязанности работающих и администрации предприятия.
1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;
4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);
5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;
9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;
Остановимся на требованиях к системам противопожарной защиты
Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Статья 53. Требования к путям эвакуации людей при пожаре
2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
Статья 56. Требования к системам противодымной защиты
2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
Статья 57. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности зданий и сооружений
Статья 58. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности строительных конструкций
Статья 59. Требования к ограничениям распространения пожара за пределы очага
1) устройство противопожарных преград;
2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;
3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре;
4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;
5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;
6) применение установок пожаротушения.
Статья 60. Требования к первичным средствам пожаротушения в зданиях и сооружениях
Статья 61. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
Статья 62. Требования к источникам противопожарного водоснабжения
Статья 63. Требования к первичным мерам пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
5.2.1 Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:
обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
При подготовке посредников руководитель тренировки должен:
- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;
- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;
- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;
- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.
- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;
- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.
При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;
- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;
- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.
- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);
- зона задымления - синими флажками;
- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.
5.3.3 Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов
Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:
- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;
Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.
На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:
– ручных пожарных извещателей;
– телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;
Психофизические особенности поведения человека при пожаре
Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо-фуги (бега).
Рекомендуемые варианты поведения при пожаре
Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:
– уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;
– ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:
– если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;
оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;
продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;
Пожар: II фаза (30–40 мин) – стадия объемного развития пожара
– самостоятельно (без дежурного электрика),
– своевременно (до применения воды из пожарных кранов),
Пожар: III фаза – затухающая стадия пожара
точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;
наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;
местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;
наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;
Примерная структура распоряжения на проведение практической отработки планов эвакуации
2. Организация и подготовка проведения практической тренировки.
3. Порядок проведения тренировки.
В разделе распоряжения «Общие положения» указываются:
- цели и задачи практической отработки планов эвакуации;
Раздел распоряжения «Организация и подготовка проведения практической тренировки» должен содержать:
- данные о времени и месте проведения тренировки;
- требования к порядку и способам оповещения обучающихся и преподавателей о возникновение пожара;
В разделе «Порядок проведения тренировки» устанавливается порядок:
- подачи сигнала о начале тренировки;
- оценки действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся;
- уточнения данных об эвакуированных по уточненным (откорректированным) cпискам;
- осмотра помещений учреждения.
- обсуждения недостатков, допущенных в ходе тренировки;
определяет порядок оповещения обучающихся и обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;
При разработке дополнительных мероприятий необходимо максимально учесть все недостатки.
Проект приказа о подготовке и проведении тренировки
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
№ ___ от "__" _________ 20__ года
3. Начальнику штаба тренировки:
завершить подготовительную работу до «___»_____20__ года.
Проект плана проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.
Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.
III. Состав участников объектовой тренировки:
Заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).
первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР;
пятый этап – разбор тренировки.
V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.
начальник штаба тренировки А.П. Петров
В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.
В ___ч.___мин. ___сек. ДПД пристурила к тушению условного пожара.
В ____ч. ___мин. ___сек. Эвакуация завершена.
В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общеобъектовым построением во дворе объекта.
заместитель директора А.П. Петров
№ ____ от "__" ________ 20__ года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками объекта о порядке действий при пожаре.
4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние систем автоматической противопожарной защиты.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора А.П. Петрова.
71. В случае, если аккредитованный орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия сертификата, он указывает в решении выявленные недостатки и устанавливает сроки их устранения.
72. Прекращение действия и изъятие сертификата оформляются решением аккредитованного органа по сертификации.
73. Решение о приостановлении действия или о прекращении действия сертификата вручается под расписку или высылается по почте изготовителю (продавцу) в течение 7 дней.
74. Повторное представление на сертификацию продукции осуществляется в общем порядке.
7.2.2 Особенности подтверждения соответствия веществ, материалов и средств огнезащиты требованиям пожарной безопасности
Статья 149 Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности
Подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям ФЗ 123 проводится путем декларирования их соответствия или обязательной сертификации с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом, к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.
Статья 150.
Особенности подтверждения соответствия средств огнезащиты
1. Подтверждение соответствия средств огнезащиты осуществляется в форме сертификации.
2. Для проведения сертификации заявитель представляет в аккредитованный орган по сертификации сопроводительные документы, в которых должны быть указаны основные показатели, область и способы применения средств огнезащиты.
3. Протоколы испытаний испытательных лабораторий должны содержать значения показателей характеризующих огнезащитную эффективность средств огнезащиты, в том числе различные варианты их применения, описанные в сопроводительных документах.
4. В сертификате в графе "Наименование", предусмотренной бланком сертификата, должны быть отражены следующие специальные характеристики средств огнезащиты:
1) наименования средств огнезащиты;
2) значение огнезащитной эффективности, установленное при испытаниях;
3) виды, марки, толщина слоев грунтовых, декоративных или атмосфероустойчивых покрытий, используемых в комбинации с данными средствами огнезащиты при сертификационных испытаниях;
4) толщина огнезащитного покрытия средств огнезащиты для установленной огнезащитной эффективности.
5. Маркировка средств огнезащиты, наносимая производителями на продукцию, может содержать только сведения, подтвержденные при сертификации.
7.3 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
Правительством Российской Федерации 31 мая 2002 г. принято постановление № 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", которым утверждены:
положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На реализацию постановления направлена Инструкция по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности, утвержденная приказом ГУГПС МЧС России от 4.07.2002 г. № 24. Проведение огнезащиты материалов, изделий и конструкций (пп. 2.9 прил. 15) является лицензируемым видом деятельности.
Рассмотрим порядок лицензирования данного вида работы в соответствии с Инструкцией.
Инструкция по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности
Инструкция определяет порядок организации в Главном управлении Государственной противопожарной службы МЧС России (далее
ГУГПС), территориальных органах управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации (далее — органы управления ГПС) и центрах обеспечения лицензионной деятельности работы по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) (1).
Федеральный лицензирующий орган и его филиалы (представительства) в субъектах Российской Федерации образуют на территории Российской Федерации систему лицензирующих органов.
Федеральным лицензирующим органом является федеральный орган управления ГПС — Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России.
Филиалы (представительства) федерального лицензирующего
органа в субъектах Российской Федерации создаются в территориальных органах управления ГПС субъектов Российской Федерации за счет их штатной численности.
Федеральный лицензирующий орган осуществляет (2): организационно-методическое руководство системой лицензирующих органов;
разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам лицензирования, а также разработку и утверждение других нормативных документов по вопросам лицензирования;
прием и организацию рассмотрения документов соискателей лицензий; подготовку проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий;
предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; организацию и ведение реестра лицензий;
организацию и ведение контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
организацию и архивное хранение документов по лицензированию; принятие решения и обращение с заявлением об аннулировании лицензий, выданных федеральным лицензирующим органом, в суд;
организацию информационно-справочного обеспечения, консультационного обслуживания по вопросам лицензирования, а также координацию деятельности филиалов (представительств) федерального лицензирующего органа; рассмотрение споров по вопросам лицензирования; взаимодействие с лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование других видов деятельности;
иные действия, возложенные на него законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Филиалы (представительства) федерального лицензирующего органа в субъектах Российской Федерации осуществляют;
прием и рассмотрение документов соискателей лицензий; подготовку акта оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности;
направление в федеральный лицензирующий орган акта оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и документов соискателей лицензий для рассмотрения на лицензионной комиссии ГУГПС, доведения решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий;
контроль за соблюдением лицензиатами, зарегистрированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, лицензионных требований и условий;
организацию и архивное хранение копий актов оценки возможности
выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и прилагаемых к ним документов по лицензированию;
обращение по поручению ГУГПС с заявлением об аннулировании лицензий, выданных федеральным лицензирующим органом, в суд;
консультационное обслуживание по вопросам лицензирования; рассмотрение споров по вопросам лицензирования
, отнесенных к компетенции филиала;
взаимодействие с лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование других видов деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах своей компетенции;
иные действия, возложенные на них законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Для оказания помощи соискателям лицензии, лицензиатам и лицензирующим органам могут создаваться центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности. Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности (далее — экспертные организации) осуществляют (3);
функции независимой экспертной организации по лицензированию в области пожарной безопасности;
проверку соискателей лицензий по поручению федерального лицензирующего органа;
оказание консультативной помощи соискателям лицензии и лицензиатам; первоначальную подготовку и повышение квалификации специалистов для осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности (при наличии соответствующей лицензии ГУГПС);
обеспечение соискателей лицензий и лицензиатов официально изданными нормативными документами по пожарной безопасности или автоматизированной информационно-справочной системой нормативных документов по пожарной безопасности, необходимыми для осуществления заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности;
подготовку и экспертизу материалов соискателей лицензий (с выдачей соответствующего акта), необходимых им для получения лицензий на осуществление заявленных видов деятельности в области пожарной
независимую оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, необходимым для получения лицензии;
представление интересов соискателей лицензий в федеральном лицензирующем органе и его филиалах (представительствах).
Порядок аккредитации центров обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности определяет федеральный лицензирующий орган в области пожарной безопасности.
Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет необходимые документы и их опись (по форме согласно приложению № 1) непосредственно в секретариат ГУГПС, соответствующий территориальный орган управления ГПС, на базе которого создан филиал (представительство) федерального лицензирующего органа или в экспертную организацию (4).