Файл: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Обязанности инженера по пожарной безопасности
Требования к инженеру по пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:
Инструкции для отдельным зданий, сооружений, помещений, производственным процессов.
Инструкции направляются на отзыв руководителям подразделений предприятия.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационным путей;
Содержание инструкций о мерах пожарной безопасности.
Противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях предприятия.
Требования к содержанию путей эвакуации.
Требования пожарной безопасности к электроустановкам.
Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции.
Порядок хранения веществ и материалов на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения.
Общий порядок действий при пожаре. Обязанности работающих и администрации предприятия.
1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;
4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);
5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;
9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;
Остановимся на требованиях к системам противопожарной защиты
Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Статья 53. Требования к путям эвакуации людей при пожаре
2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
Статья 56. Требования к системам противодымной защиты
2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
Статья 57. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности зданий и сооружений
Статья 58. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности строительных конструкций
Статья 59. Требования к ограничениям распространения пожара за пределы очага
1) устройство противопожарных преград;
2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;
3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре;
4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;
5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;
6) применение установок пожаротушения.
Статья 60. Требования к первичным средствам пожаротушения в зданиях и сооружениях
Статья 61. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
Статья 62. Требования к источникам противопожарного водоснабжения
Статья 63. Требования к первичным мерам пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
5.2.1 Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:
обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
При подготовке посредников руководитель тренировки должен:
- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;
- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;
- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;
- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.
- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;
- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.
При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;
- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;
- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.
- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);
- зона задымления - синими флажками;
- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.
5.3.3 Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов
Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:
- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;
Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.
На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:
– ручных пожарных извещателей;
– телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;
Психофизические особенности поведения человека при пожаре
Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо-фуги (бега).
Рекомендуемые варианты поведения при пожаре
Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:
– уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;
– ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:
– если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;
оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;
продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;
Пожар: II фаза (30–40 мин) – стадия объемного развития пожара
– самостоятельно (без дежурного электрика),
– своевременно (до применения воды из пожарных кранов),
Пожар: III фаза – затухающая стадия пожара
точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;
наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;
местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;
наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;
Примерная структура распоряжения на проведение практической отработки планов эвакуации
2. Организация и подготовка проведения практической тренировки.
3. Порядок проведения тренировки.
В разделе распоряжения «Общие положения» указываются:
- цели и задачи практической отработки планов эвакуации;
Раздел распоряжения «Организация и подготовка проведения практической тренировки» должен содержать:
- данные о времени и месте проведения тренировки;
- требования к порядку и способам оповещения обучающихся и преподавателей о возникновение пожара;
В разделе «Порядок проведения тренировки» устанавливается порядок:
- подачи сигнала о начале тренировки;
- оценки действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся;
- уточнения данных об эвакуированных по уточненным (откорректированным) cпискам;
- осмотра помещений учреждения.
- обсуждения недостатков, допущенных в ходе тренировки;
определяет порядок оповещения обучающихся и обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;
При разработке дополнительных мероприятий необходимо максимально учесть все недостатки.
Проект приказа о подготовке и проведении тренировки
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
№ ___ от "__" _________ 20__ года
3. Начальнику штаба тренировки:
завершить подготовительную работу до «___»_____20__ года.
Проект плана проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.
Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.
III. Состав участников объектовой тренировки:
Заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).
первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР;
пятый этап – разбор тренировки.
V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.
начальник штаба тренировки А.П. Петров
В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.
В ___ч.___мин. ___сек. ДПД пристурила к тушению условного пожара.
В ____ч. ___мин. ___сек. Эвакуация завершена.
В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общеобъектовым построением во дворе объекта.
заместитель директора А.П. Петров
№ ____ от "__" ________ 20__ года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками объекта о порядке действий при пожаре.
4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние систем автоматической противопожарной защиты.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора А.П. Петрова.
Секретариат ГУГПС, соответствующего территориального органа управления ГПС или экспертная организация регистрирует документы соискателя лицензии, согласно описи (в том числе заявление по форме согласно приложений №№ 2 и 2-а и документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии в размере 300 рублей) в установленном порядке и направляет их для организации рассмотрения в соответствующее структурное подразделение (5).
Должностное лицо структурного подразделения ГУГПС, осуществляющего функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, при рассмотрении документов, поступивших непосредственно от соискателя лицензии (далее — материалы соискателя лицензии) (6):
принимает документы соискателя лицензии по описи, копию которой в трехдневный срок направляет (вручает) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом к рассмотрению;
проверять соответствие поступивших материалов соискателя лицензии по составу и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации в области лицензирования, а также достоверность приведенных в них сведений;
направляет соответствующему филиалу (представительству) федерального лицензирующего органа или экспертной организации поручение о проведении оценки соискателя лицензии (по форме согласно приложению № 4) на соответствие лицензионным требованиям и условиям (далее — поручение о проверке соискателя лицензии) или осуществляет эту оценку самостоятельно;
выносит на рассмотрение экспертной комиссии ГУГПС по лицензированию материалы соискателя лицензии и акт оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности (по форме согласно приложению № 5), подготовленный филиалом (представительством) федерального лицензирующего органа или экспертной организацией;
готовит в форме приказа проект решения лицензирующего органа о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами;
готовит и направляет соискателю лицензии уведомление о принятом
решении о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;
выдает в трехдневный срок (после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии) документ, подтверждающий наличие лицензии;
формирует для архивного хранения дело соискателя лицензии, содержащее все документы, предоставленные соискателем лицензии.
Должностное лицо структурного подразделения территориального органа управления ГПС, осуществляющего функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, или экспертной организации при рассмотрении документов, поступивших непосредственно от соискателя лицензии или из ГУГПС;
принимает документы соискателя лицензии по описи; проверяет соответствие поступивших материалов соискателя лицензии по составу и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации в области лицензирования, а также достоверность приведенных в них сведений;
осуществляет оценку соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям;
направляет с сопроводительным письмом в ГУГПС материалы соискателя лицензии и акт оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности, подготовленный филиалом (представительством) федерального лицензирующего органа или экспертной организацией;
формирует для архивного хранения дело соискателя лицензии, содержащее копии актов оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и прилагаемых к ним документов по лицензированию.
При поступлении на рассмотрение материалов соискателя лицензии неполной комплектности, и (или) неправильно оформленных, и (или) содержащих недостоверные или искаженные сведения информация об этом доводится до соискателя лицензии при направлении ему копии описи (7).
Поручение о проведении оценки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям с прилагаемыми материалами направляется в соответствующий филиал (представительство) или в экспертную организацию в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия решения о необходимости привлечения к оценке соискателя лицензии соответствующего филиала (представительства) или экспертной организации.
Оценка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям может осуществляться на основе результатов проверки материально-технической базы, документации и квалификации специалистов соискателя лицензии, проведенной с выездом на место или на основе анализа представленных документов.
При проведении оценки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям следует определить состав деятельности (перечень работ и услуг в области пожарной безопасности), который соискатель лицензии способен квалифицированно выполнять по каждому из заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности (согласно приложению № 15) (8).
Оценка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям федеральным лицензирующим органом, его филиалом (представительством) или экспертной организацией не должна превышать пятнадцати дней, если иное не установлено поручением об оценке соискателя лицензии.
Результаты проведения оценки соискателя лицензии федеральным лицензирующим органом, его филиалом (представительством) или экспертной организацией оформляются актом оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности, который составляется в двух экземплярах.
Подготовка проекта решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии в форме проекта приказа руководителя лицензирующего органа—МЧС России (далее—приказ МЧС России), его согласование и подписание осуществляется структурным подразделением ГУГПС, на которое возложены функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее — подразделение по лицензированию ГУГПС) в установленном порядке (11).
Решение лицензирующего органа (издание приказа МЧС России) должно быть принято в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления материалов соискателя лицензии полной комплектности (12).
Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий проводится путем проверок, организуемых (28):
по плану — не чаще чем один раз в два года, но не ранее чем через шесть месяцев после принятия решения о предоставлении лицензии;
вне плана — для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных плановой проверкой, либо в случае получения от органов государственной власти, юридических или граждан письменной информации о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обращения, не позволяющие установить заявителя, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Состав комиссии по проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (далее — проверки лицензиата), формируемой, как правило, из числа специалистов экспертных организаций, и срок проведения проверки утверждаются распоряжением ГУГПС. Подготовку проекта распоряжения, согласование и доклад на подпись обеспечивает подразделение по лицензированию ГУГПС в установленном порядке (29).
В соответствии с принятым решением (распоряжением ГУГПС) подразделение по лицензированию ГУГПС направляет (30):
лицензиату—уведомление о предстоящей проверке лицензиата (по форме согласно приложению № 10);
лицу, утвержденному руководителем комиссии по проверке лицензиата,
поручение о проверке лицензиата (по форме согласно приложению № 11).
Уведомление о предстоящей проверке лицензиата направляется ему в срок, обеспечивающий получение этого документа, не менее чем за десять дней до начала проведения проверки (31).
Поручение о проверке лицензиата направляется лицу, утвержденному руководителем комиссии по проверке лицензиата, в срок, обеспечивающий получение этого документа, не менее чем за десять дней до начала проведения проверки (32).
Проверка лицензиата проводится комиссией по проверке лицензиата на безвозмездной основе и должна быть завершена в срок, не превышающий пятнадцати дней, если иное не установлено поручением о проверке лицензиата.
Комиссия по проверке лицензиата в ходе ее проведения, вправе посещать объекты лицензиата, знакомиться с документами, характеризующими соблюдением им лицензионных требований и условий.
Истребование комиссией по проверке лицензиата документов (их копий), характеризующих соблюдение лицензиатом лицензионным требованиям и условиям, в целях их последующего изъятия, а также документов, не относящихся к предмету проверки лицензиата, не допускается.
Результаты проведения проверки лицензиата оформляются актом проверки лицензиата (по форме согласно приложению № 12), оформляемым комиссией по проверке лицензиата в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки лицензиата лицом, утвержденным руководителем комиссии по проверке лицензиата, по ее окончании вручается лицензиату (руководителю или индивидуальному предпринимателю, либо их представителям) под расписку, либо направляется ему посредством
почтовой связи с уведомлением о вручении, второй — направляется в подразделение по лицензированию ГУГПС, как правило, посредством факсимильной связи или электронной почты в срок, не превышающий трех дней со дня окончания проверки лицензиата (33).
Поступивший в подразделение по лицензированию ГУГПС экземпляр акта проверки лицензиата направляется для рассмотрения в комиссию ГУГПС по лицензированию (34).
По результатам проверки лицензиата и рассмотрения комиссией ГУГПС по лицензированию акта проверки лицензиата может быть принято одно из следующих решений (35): о вынесении предупреждения лицензиату; о приостановлении или возобновлении действия лицензии; о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд. Подготовка и оформление одного их указанных решений возлагается на подразделение по лицензированию ГУГПС.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления об аннулировании лицензии в случае, если:
нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;
в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований и условий, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.
Одновременно с подачей заявления об аннулировании лицензии в суд ГУГПС вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда (39).
ГУГПС вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии (40).
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ