Файл: Реорганизация юридических лиц(Сущность и правовая природа реорганизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты реорганизации юридических лиц
1.1 Сущность и правовая природа реорганизации
1.2 Правопреемство при реорганизации юридических лиц
1.3 Формы реорганизации юридических лиц
Глава 2. Проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц
2.1 Проблемы осуществления прав кредиторов при реорганизации юридических лиц
2.2 Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц
Во-вторых, если рассматривать эти изменения в совокупности с другими изменениями в ст. 60 ГК РФ в части установления оснований для исключений возможностей использования кредиторами специальных прав, то очевидно, что в ГК РФ нарушен баланс интересов между кредиторами и должником-юридическим лицом в пользу последнего[38].
Все содержание ст. 60 ГК РФ теперь направлено на то, чтобы в максимальной степени исключить возможность использования кредиторами своих специальных прав. Конечно, проблема дисбаланса между интересами кредиторов и должника-реорганизуемого юридического лица имела место быть; прежняя редакция данной статьи, равно как и иные законы, регулировавшие права кредиторов при реорганизации юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, не решали многие важнейшие вопросы, создавали риски банкротства реорганизуемого юридического лица, а также явно дискриминировали участников (в части права выкупа) по сравнению с кредиторами. Однако стоит задаться вопросом: устраняя проблему излишнего смещения баланса интересов в сторону кредиторов, в том числе (введением судебного порядка осуществления прав) риск блокирования реорганизации со стороны недобросовестных кредиторов путем предъявления несоразмерных и необоснованных требований, не был ли создан в итоге новый дисбаланс, когда интересы кредиторов вообще едва не перестали приниматься в расчет?[39]
В-третьих, еще раз повторимся: процессуальное законодательство не содержит специальных правил рассмотрения соответствующих требований кредиторов. Но даже если они и будут, то возникает вопрос о роли суда, поскольку по факту нет нарушения прав кредитора, и рассуждения некоторых авторов о том, что судебный порядок рассмотрения требований кредиторов «способствует более полному, всестороннему и справедливому разрешению дела»[40], вызывают сомнения: ведь «дела»-то никакого нет! «Дело» возникает тогда, когда есть нарушение права, здесь же только потенциальная возможность его нарушения. Проблема и в части круга обстоятельств, которые должны быть установлены судом для вынесения законного обоснованного решения.
Представляется целесообразным вернуться к внесудебному порядку осуществления прав кредитора, оставив суду вопросы защиты нарушенных прав (в случаях безосновательного отказа от удовлетворения, уклонения и прочих форм противоправного поведения реорганизуемого юридического лица). Для защиты интересов кредиторов и реорганизуемого юридического лица следует тщательно урегулировать порядок осуществления прав кредиторов (может быть, даже подумать об утверждении типовой формы соответствующего требования).
Важно решить еще одну проблему: соотношение общих положений ст. 60 ГК РФ в части порядка осуществления прав кредиторов и специальных законов. Соответствующее правовое решение должно касаться соотношения положений специальных законов, продолжающих действовать после вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», если их положения в части порядка осуществления прав кредиторов содержат отличия от положений обновленной ст. 60 ГК РФ (для этого можно было бы подумать либо о специальном законе, которым приводились бы данные положения в соответствие со ст. 60 ГК РФ, либо о внесении изменений в указанный Федеральный закон от 5 мая 2014 г. №99-ФЗ в части переходных положений), а также определять правила на будущее. В частности, необходимо в ст. 60 ГК РФ установить пределы изменения положениями специальных законов общего порядка осуществления прав кредиторами.
Таким образом, в постреформенном регулировании отношений кредиторов и реорганизуемых юридических лиц-должников должный (оптимальный) баланс интересов кредиторов и должников законодателем не найден. В части регулирования отношений кредиторов и реорганизуемого юридического лица-должника по-прежнему сохраняются многочисленные пробелы и противоречия, которые не обеспечивают защиту прав ни кредиторов, ни реорганизуемого лица. Полагаем, такая ситуация является в том числе (а может, и главным образом) результатом недостаточного внимания, которое разработчики реформы гражданского законодательства уделили реформированию положений соответствующей части гражданского законодательства (реорганизация юридических лиц).
2.2 Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц
В процессе реорганизации происходит правопреемство вновь образованными субъектами гражданского права, осуществляется переход прав и обязанностей предшествовавшего юридического лица на основании разделительного баланса и создается самостоятельный баланс вновь образованного юридического лица. Особо ценное имущество - недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним[41].
По действующему законодательству реорганизуемое юридическое лицо обязано передать правопреемнику всю документацию на имущество и свои обязательства, но в действительности это правило не всегда соблюдается. На практике реорганизованное в форме выделение лицо не передает правопреемнику документацию, подтверждающую дебиторскую задолженность, отраженную в разделительном балансе, в связи с чем, правопреемник вынужден обращаться в суд, так как он не может взыскать задолженность со своего должника.
Кредиторы, не изменившие общий порядок исполнения обязательства, на основании общих положений ГК РФ уже не могут привлечь реорганизованное лицо и его правопреемника в качестве солидарных ответчиков. Например, в спорах производственных кооперативов ответственность регулируется статьей 60 ГК РФ, так как п. 6 ст. 26 Федерального закона от 08.05.1996 №41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О производственных кооперативах»[42] отсылает к ГК РФ.
Выделим два момента.
1) Солидарная ответственность имеет место быть, когда по разделительному балансу невозможно определить организацию, получившую обязательство. Иными словами, когда пассивы достаются одному, а активы другому, но по разделительному балансу усматривается правопреемник по обязательству, солидарная ответственность применяться не будет.
2) В законодательстве упоминается лишь солидарная ответственность. Если при реорганизации в форме разделения появляются правопреемники ранее действующего юридические лица и ликвидируется изначальное, то при выделении создается одно или несколько юридических лиц и к ним соответственно переходит часть прав и обязанностей без прекращения деятельности последнего, поэтому привлечение обществ к солидарной ответственности исходит из того, что эта ответственность возлагается на преемников, появившихся в результате реорганизации, а лицо, подвергшееся реорганизации не подлежит ответственности.
Как известно, при реорганизации в форме выделения происходит сингулярное правопреемство, а не универсальное. Масса прав и обязанностей реорганизуемого лица, не перешедшая по разделительному балансу выделившемуся лицу, остается у первого[43].
Представляется, что в абз. 2 п. 8 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[44] кредитор получает право взыскивать долг с любого из правопреемников унитарного предприятия, если из разделительного баланса явно не следует, кто являлся правопреемником предприятия и соответственно должник, исполнивший обязательство, будет иметь право регрессного требования к остальным должникам, но не в равных долях, а пропорционально доли в имущественной массе, перешедшей к правопреемникам.
С учетом изложенного правила, содержащиеся в Федеральном законе от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» больше соответствуют разумности и справедливости при реорганизации юридических лиц[45]. Но стоит заметить, что на практике пропорциональное распределение активов и пассивов происходит не всегда, один правопреемник получает большее количество активов, а другой пассивов и разница может быть весьма значительной в зависимости от размеров предприятия, поэтому является не справедливым, что распределение ответственности происходит в равных долях между субъектами, получавшими разное количество активов. Было бы грамотнее поставить распределение ответственности между солидарными должниками в зависимость от пропорции полученного имущества.
Действующее законодательство не обязывает правопреемников ставить в известность кредиторов о том, к кому из юридических лиц перешло обязательство. Пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)[46] предусматривается, что реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Не понятно, зачем законодательством закреплено положение об обязанности уведомить кредиторов в Федеральном законе от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а не в ГК РФ.
Представляется, что поскольку данное правовое положение само по себе обоснованно, то его следует включить в ГК РФ, а именно: дополнить п. 1 ст. 60 абзацем 3 следующего содержания: «Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено законом. При реорганизации в форме разделения или выделения в уведомлении также указываются сведения о юридическом лице (наименование, место нахождения), к которому переходит при завершении реорганизации обязательство перед кредитором».
Также, считаем недостаточным одного лишь уведомления, направляемого кредитору. Кредитор должен информироваться не только о начале реорганизации и предполагаемых преемниках, но и об окончании реорганизации и переходе набора прав и обязанностей. Эти сведения позволяют точно установить момент окончания (так как нередки случаи отмены реорганизации учредителями юридического лица), а сведения о переходе имущества дают возможность точно установить должника.
Данные предложения позволили бы значительно усилить применение принципа равенства, гарантированного ГК РФ.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем основные выводы.
Реорганизация является гражданско-правовым институтом, выражающимся в строго регламентированных законом по формам процедурам, направленным, как правило, на создание нового юридического лица, в результате чего происходит возникновение гражданско-правовых (обязательственных и корпоративных) реорганизационных правоотношений, влекущих изменение правового статуса реорганизуемых юридических лиц, а также их участников и кредиторов.
ГК РФ предусматривает пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Слиянием обществ считается создание нового общества путем передачи ему прав и обязанностей двух или более сливающихся обществ и прекращение сливающихся обществ.
Присоединением обществ считается прекращение одного или нескольких обществ с передачей их прав и обязанностей другому обществу.
Выделением общества считается создание нового общества (обществ) с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения реорганизуемого объекта.
Разделением общества считается прекращение общества с передачей вновь созданным обществам всех его прав и обязанностей.
Преобразованием общества считается изменение его организационно-правовой формы.
В силу обновленной редакции ст. 57 ГК РФ появилась возможность сочетать различные формы реорганизации, т.е. фактически стало возможным проведение смешанной реорганизации. Более того, теперь возможно реорганизовать одновременно два и более юридических лица, в том числе, имеющих различную организационно-правовую форму.
Таким образом, новое законодательное регулирование института реорганизации юридических лиц, несомненно, выводит применение норм о реорганизации на новый уровень и способствует улучшению условий для деятельности юридических лиц в гражданском обороте.