Файл: Маркетинговое исследование рабочей силы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской

Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Рынок труда»
Тема: Маркетинговое исследование рабочей силы



Институт непрерывного

и дистанционного образования

Направление подготовки

Государственая и муниципальная служба

Направленность (профиль)

Государственная и муниципальная служба

Кафедра региональной, муниципальной экономики и управления
Дата защиты: ________________
Оценка: ________________




Студент: Константинов Дмитрий Сергеевич

Группа: ИДО ОЗБ УП-22 КФ
Руководитель Патутина Светлана Юрьевна

Старший преподаватель экономики труда и управления персоналом


Екатеринбург

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ





Введение…………………………………………………………………


3

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ………………………………...


5

1.1

 Российский рынок труда и тенденции его развития…………………


5

1.2

Роль маркетинга на рынке труда………………………………………


8

2

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………


15

2.1

Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области………………………………………………….


15

2.2

Сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области…

17

3

 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………….



25




Заключение ……………………………………………………………..


29




Список использованных источников ………………………………....


30



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в деятельности городских центров занятости акцент делается на социально незащищенных слоях населения. В этих целях осуществляется ряд мер для отдельных категорий граждан: специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов; адаптация военнослужащих в гражданской среде; содействие развитию малого бизнеса; трудоустройство подростков; организация профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников. Кроме этого, городские и районные центры занятости участвуют в решении региональных проблем рынка труда, таких, как регулирование миграции работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения. 

Следует отметить, что последствия экономических  кризисов проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, и, как следствие, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. В настоящее время помимо нуждающихся в особой защите групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и т.д.) в категорию бедных попадают новые группы экономически активного населения.

Указанные тенденции  социально-экономического развития существенно  повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов, на качество населения в целом, которое является важнейшей составляющей развития экономики и качества жизни.

Цель курсовой работы – маркетинговое исследование рабочей силы Свердловской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, изучить  теоретические аспекты маркетингового исследования и особенностей рабочей силы как объекта маркетингового исследования.

Во-вторых, проанализировать методами маркетингового анализа сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области.

В-третьих, выявить  пути улучшения рабочей силы в  Свердловской области.

Объект исследования – рабочая сила.

Предмет исследования – маркетинговое исследование рабочей  силы Свердловской области.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 31 странице машинописного текста, и включает 3 рисунка, 5 таблиц. Список литературы состоит из 14 источников.



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ


    1. Российский рынок труда и тенденции его развития


Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видами формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности таким образом:

Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов [2].

Рынок труда  в России как органическая часть  рыночной экономики формируется (рис.1)  в беспрецедентной обстановке - после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлись товаром. Практика общественной организации труда и занятости не может быть одномоментно ликвидирована или приспособлена к требованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства и занятости, заменена одной из привлекательных моделей западного мира.


Рисунок 1 – Факторы влияния на формирования рынка труда в России1
От сущностных факторов, формирующих новые  условия социально-экономического развития России, во многом зависят факторы, которые непосредственно оказывают влияние на воспроизводство рабочей силы и ее движение на рынке труда.

Рассмотрим особенности  российского рынка труда [9].

Современный российский рынок труда характеризуется следующими особенностями:

1. Несбалансированность рынка труда в территориальном разрезе. Различаются две группы регионов: трудоизбыточные и трудодефицитные. К первой группе относятся Юг России, Северный Кавказ, многие крупнейшие города страны. Более того, как внутренняя, так и внешняя миграция населения увеличивает трудоизбыточность в этих регионах, поскольку наблюдался миграционный прирост трудовых ресурсов в них. Во вторую группу входят Дальний Восток, Восточная Сибирь, Север. Причем миграционные процессы обостряют трудодефицитность в них, так как при обмене населением с другими регионами России и другими странами они имеют миграционный отток жителей.


2. Несбалансированность в отраслевом аспекте, усилившаяся в последнее десятилетие в результате трансформации отраслевой структуры экономики. Приоритетное значение все более стали иметь топливно-энергетические отрасли, машиностроительные же отрасли сократили объем производства и, следовательно, численность работников, в результате чего претерпела значительные изменения отраслевая структура занятости, деформируя состав совокупного работника.

3. Профессионально-квалификационная нестабильность, обусловленная, прежде всего приватизацией собственности, которая существенно подорвала производственную деятельность многих предприятий, которые либо прекратили, либо перепрофилировали свою направленность, вследствие чего нарушилась профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

4. В последние годы резко сократилось производство, в результате остались без работы крупные контингенты высококвалифицированных специалистов и рабочих, которые вынуждены были искать работу с более низким уровнем квалификации, и подверглись дисквалификации и таким образом лишились профессионально-квалификационной мобильности.

5. В течение всего периода реформирования общества и экономики преобладала потребность в неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силе, что снижало территориальную и профессиональную подвижность трудовых ресурсов. Только в последнее время стал увеличиваться спрос на квалифицированных работников. Однако, чтобы улучшить ситуацию, потребуются большие затраты и много времени.

Характеризуя в целом  состояние рынка труда в России, важно знать, как проявляются  на нем отдельные составляющие - спрос и предложение.  Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния "стабильности", характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию "неопределенности", а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Естественно, с развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых инспекций, нотариальных и юридических служб, но следует заметить, что в данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости, поэтому определить точное число вакансий здесь не возможно. Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на "женскую" рабочую силу. Не случайно, численность среди последних безработных колеблется около цифры 70 %
[7].

Тем не менее  за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре.


    1. Роль маркетинга на рынке труда


Одним из важнейших направлений реформирования российской экономики является развитие рыночных отношений в сфере труда. Высокими темпами осуществляется процесс формирования рынка труда. И в ситуации, когда государство перестает быть монополистом в использовании трудовых ресурсов, возникает активная экономическая связь между работодателем и наемным работником.

Становление смешанной экономики, расширение негосударственного сектора хозяйства, поощрение предпринимательской деятельности создает основу для формирования новой системы отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. С переходом на рыночные отношения исключительно возрастает роль фазы обмена в ее воспроизводстве. Существование этой фазы длительное время отрицалось теоретиками занятости и воспроизводства рабочей силы, так как не признавалась ни стоимость, ни цена рабочей силы, ни факт продажи способности к труду при найме на работу. С признанием частной собственности и права граждан на распоряжение своей способностью к труду нет оснований для отрицания фазы обмена между собственниками средств производства и рабочей силы. Эта фаза характеризуется продажей собственником рабочей силы своей способности к труду работодателю, в результате которой происходит перемещение работников из сферы обращения в сферу производства, то есть в фазу потребления рабочей силы.

Рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития [12].

Главными субъектами отношений на рынке труда являются наниматели и лица, желающие работать по найму, а также субъекты, регулирующие движение спроса и предложения рабочей силы. Работодателем или нанимателем может выступать как государство, так и другие юридические лица, являющиеся собственниками средств производства. Нанимающиеся (наемные работники) лица, обладающие способностью к труду, которая как их личная собственность, может быть продана в обмен на заработную плату собственнику средств производства. Это те, для кого работа по найму является главным источником средств на личное воспроизводство.