ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди экономически неактивного населения Свердловской области (502 тыс. чел) не выразили желание работать 402 тыс. чел. – это подавляющее большинство. Из тех, кто выразил желание работать (154 тыс. чел.) только 14 тыс. чел. готовы приступить к работе, 139 тыс. человек не ищут работу, 21 тыс. человек отчаялись найти работу.
Таким образом, исследование основных параметров рабочей силы Свердловской области показало, что Свердловская область развивается по общероссийской тенденции. Основное отличие – повышенное содержание городского населения и больше экономически активного населения.
Далее выявим сильные и слабые стороны рабочей силы в Свердловской области.
2.2 Сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области
Используя имеющиеся сильные и слабые стороны рынка труда Свердловской области и его возможности, можно определить основные «точки роста», которые могут способствовать развитию рынка труда и улучшению социально‑экономической ситуации в регионе. Для лучшей понимаемости будем использовать материалы из SWOT‑анализа которые были сформированы в рамках форсайта «Занятость в Уральском регионе», который был проведён Агентством стратегических инициатив для правительства Свердловской области.
Таблица 5 - SWOT-анализ рынка труда Свердловской области8
S — Конкурентные преимущества (сильные стороны) | W — Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
S1 — Благоприятное экономико-географическое положе- ние региона, современный транспортно-логистический узел международного, общенационального и межрегио- нального масштаба. S2 -Промышленный комплекс, составляющий основу экономического потенциала Свердловской области, один из наиболее крупных в стране. S3. Успешная практика внедрения специальных про- грамм по увеличению инвестиционной привлекатель- ности Свердловской области, в том числе по развитию агропромышленного кластера и внутреннего туризма в регионе. S4. Большое количество граждан и работодателей, разделяющих идеи и принципы социальной ответствен- ности. S5. Сильный научно-образовательный комплекс реги- она. S6. Наличие трудоизбыточных территорий | W1- Естественная убыль населения. W2 — Неравномерность размещения трудовых ресур- сов, неоднородность распределения спроса на рабо- чую силу в территориальном разрезе. W3. Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребно- стям рынка труда. W4. Физический и моральный износ основных фондов. W5. Рост неформальной занятости. W6. Сохранение на отдельных территориях Свердлов- ской области застойной безработицы. W7. Низкий уровень внутренней трудовой мобильности населения. W8. Медленные темпы создания новых рабочих мест. W9. Низкий уровень заработной платы, падение реаль- ных денежных доходов населения. W10. Отсутствие актуальной и прогнозной кадровой потребности по отраслям экономики Свердловской области |
O — Возможности внешней среды | T — Угрозы со стороны внешней среды |
О1 -Повышение инвестиционной привлекательности региона. O2 — Повышение миграционной привлекательности региона. О3. Развитие высокотехнологичного сектора, в том числе на основе государственно-частного партнёрства и стимулирование инновационной деятельности. О4. Развитие социального партнёрства. О5. Развитие кадрового потенциала. О6. Развитие технологии дуального обучения на основе партнёрства бизнес-структур и профессиональных об- разовательных организаций. О7. Изменение действующего гражданского, трудового, налогового законодательства. О8. Развитие единого информационного пространства. O9. Развитие предпринимательства. O10. Развитие транспортной инфраструктуры области, жилищных программ | Т1- Макроэкономическая нестабильность экономики. Т2. Зависимость от колебаний конъюнктуры мировых рынков металлов. Т3. Отток высококвалифицированных кадров из реги- она. T4. Сохранение административных, правовых и эконо- мических барьеров на миграцию рабочей силы. T5. Сохранение административных, правовых и эконо- мических барьеров для развития предпринимательства. Т6. Несоответствие специалистов, выпускаемым уч- реждениями профобразования, потребностям эконо- мики |
Точка роста 1. Создание новых производств, возможность обновления основных фондов предприятий, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы. S1+O1, O2 W4, W8. Благоприятное экономико‑географическое положение региона, современный транспортно‑логистический
узел международного, общенационального и межрегионального масштаба, развитие высокотехнологичного сектора, в том числе на основе государственно‑частного партнёрства и стимулирование инновационной деятельности + повышение инвестиционной и миграционной привлекательности региона.
Точка роста 2. Развитие высокотехнологичных производств, создание высокопроизводительных рабочих мест. S5+O1, O7 W8 Сильный научно‑образовательный комплекс региона + повышение инвестиционной привлекательности региона + изменение действующего законодательства.
Точка роста 3. Снижение неформальной занятости, повышение производительности труда, снижение социальной напряжённости. S4+O4, O5, O7 W5 Большое количество граждан и работодателей, разделяющих идеи и принципы социальной ответственности + развитие социального партнёрства, развитие кадрового потенциала, изменение действующего законодательства.
Точка роста 4. Создание инновационных отраслей экономики (производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, технологий). S2+O1, O3, O7 Промышленный комплекс, составляющий основу экономического потенциала Свердловской области, один из наиболее крупных в стране + повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие высокотехнологичного сектора, в том числе на основе государственно‑частного партнёрства и стимулирование инновационной деятельности, изменение действующего законодательства.
Точка роста 5. Повышение денежных доходов населения. O9 W8, W9 Развитие предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест и повышению денежных доходов населения. Активное вовлечение в предпринимательскую деятельность различных групп граждан, включая молодёжь и тех, чьи профессии могут исчезнуть из‑за развития технологий. Со стороны государства необходимы гибкие подходы для программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Точка роста 6. Решение проблемы несоответствия структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда. O6, O8, W3 Развитие технологии дуально‑ го обучения на основе партнёрства бизнес‑структур и профессиональных образовательных организаций, развитие единого информационного пространства. Анализ SWOT‑матрицы позволяет выделить ряд ключевых проблем
, для преодоления которых особенно важны меры государственного регулирования.
Проблема 1. Наличие дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, уменьшение численности экономически активного населения и «старение» кадров. W1, W2 + Т4 Естественная убыль населения, неравномерность размещения трудовых ресурсов, неоднородность распределения спроса на рабочую силу в территориальном разрезе и сохранение административных, правовых и экономических барьеров на миграцию рабочей силы усиливают дисбаланс на рынке труда, ведёт к уменьшению численности экономически активного населения и «старению» ка‑ дров. Решение данной проблемы невозможно без активного государственного регулирования.
Проблема 2. Рост напряжённости на рынке труда. W5, W7 + T4 Рост неформальной занятости, низкий уровень внутренней трудовой мобильности населения + сохранение административных, правовых и экономических барьеров на миграцию рабочей силы. Решение проблемы может быть связано с более гибкими подходами к регулированию рынка труда.
Проблема 3. Рост неформальной занятости. W5, W9 + T5 Наличие неформальной занятости, низкий уровень заработной платы, падение реальных денежных доходов населения, и, вместе с этим, сохранение административных, правовых и экономических барьеров для развития предпринимательства приводит к дальнейшему росту доли граждан, работающих в «теневом» секторе. Для решения этой проблемы необходимо расширение действия законодательных актов