Файл: Маркетинговое исследование рабочей силы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Здесь нужно иметь в виду еще одно важное обстоятельство, на которое мало или совсем не обращается внимание, когда говорят о рынке труда. Хозяйство работодателя объединяет труд многих работников так, что каждый из них закреплен за определенным рабочим местом, а все рабочие места связаны технологией и внутрифирменной кооперацией. Поэтому работодатель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая рабочую силу, предъявляет спрос на определенное рабочее место. И сделка купли-продажи рабочей силы состоится в том случае, если имеет место соответствие работника требованиям рабочего места, а предлагаемое работнику рабочее место соответствует интересам работника. В современной рыночной экономике этот факт получил такое значение, что уже недостаточно говорить о рынке труда как о рынка живого труда. Появились веские основания включить в рынок труда и рынок рабочих мест, поскольку реально и постоянно имеется спрос на них и их предложение на рынке труда. Если учесть эти требования, то понятие "рынок труда" включает как рынок живого труда (рынок рабочей силы), так и рынок рабочих мест.

Распределение наемных работников между секторами экономики и группами работодателей характеризуется динамизмом общественного хозяйства и зависит от фазы экономического и социального развития. Подъем в экономике, спад или кризис производства определяет отношение групп крупных, средних и мелких работодателей и соответственно распределение между ними наемных работников, увеличение или уменьшение числа субъектов рыночных отношений в сфере занятости. В условиях спада или кризиса, сопровождаемого массовым банкротством и закрытием нерентабельных предприятий и, как следствие этого, высвобождение рабочей силы за пределы производства, на рынке труда (в сфере обращения) увеличивается предложение рабочей силы, в том числе и за счет разорившихся предпринимателей. Следовательно, при определении задач и направлений регулирования и управления рынком труда необходимо исследование таких элементов рыночного механизма, как: спрос и предложение, их соответствие; факторы, влияющие на их объем и структуру; показатели, характеризующие их динамику; организационно-экономические и социально-политические рычаги и методы согласования спроса и предложения.

Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо использовать методологию маркетинга. главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей, в частности, и маркетинговые функции, такие как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.


Вопросы маркетинга рабочей силы только начинают ставиться в экономических исследованиях. А практическое применение некоторых методов маркетинга уже сейчас имеет место, об этом свидетельствует анализ деятельности государственных служб по обеспечению занятости населения и частных агенств по найму. Если государственные службы занятости в основном применяют некоторые способы сбытовой концепции маркетинга, то частные агентства по найму - отдельные методы концепции традиционного маркетинга. Комплексная же система маркетинга в деятельности этих структур отсутствует, что мешает им владеть ситуацией на рынке труда, и как следствие - стремление разрешать сиюминутные проблемы, не задумываясь о будущем [6].

В настоящее время уже оформляются условия для маркетинговой деятельности на рынке труда (рис.2).



Рисунок 2 – Условия для маркетинговой деятельности на рынке труда2
Значение маркетинга на рынке труда можно подчеркнуть следующими моментами (рис.3).


Рисунок 3 – Значение маркетинговой деятельности3
Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях определяется целями и задачами экономических субъектов рынка.

На общегосударственном уровне роль маркетинга заключается в ранней диагностике предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости, поэтому исходной позицией в управлении рынком труда должны стать маркетинговые исследования, то есть сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предложения рабочей силы, выявление тенденций формирования и распределения рабочей силы между регионами страны, отраслями производства, изменения отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы в соответствии с динамикой развития различных отраслей, определение тенденций в формировании стоимости рабочей силы.

На регионально уровне роль маркетинга на рынке труда заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории, в решении следующих задач:

1) формирование трудового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характеристикам требованиям общественного хозяйства региона, города с учетом менталитета населения;



2) обеспечение предприятий необходимыми кадрами из различных источников, в том числе за счет межрегионального перераспределения;

3) обеспечение эффективной и динамичной занятости населения (обучение, переобучение, трудоустройство высвобождаемых работников и не занятых граждан, нуждающихся в трудоустройстве);

4) поддержание региональной, отраслевой и профессионально-квалификационной сбалансированности между структурой предложения рабочей силы и структурой рабочих мест.

На локальном уровне роль маркетинга заключается в стремлении эффективного, с точки зрения работодателя, использования рабочей силы.

Поэтому любой фирме, прежде чем выбрать оптимальный способ организации управления человеческими ресурсами, целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование, включающее в себя как изучение конкурентоспособности персонала, кадровой ситуации, сложившейся конъюнктуры на рынке труда, так и оценку возможностей самой фирмы способствовать эффективной занятости работников.

Таким образом, маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии воспроизводства рабочей силы: формирование, распределение (перераспределение), обмена и использования.

2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области

Проведем анализ динамики численности населения. Это даст общую картину демографической ситуации в регионе. Сравним с динамикой по России и УрФО (табл.1).

Таблица 1 –  Численность населения, тыс. чел.4

Регион

2020

2021

2022

Российская Федерация

146 748 590

147 182 123

146 980 061

Уральский федеральный округ

12 360 752

12 300 793

12 285 258

Свердловская область

4 310 681

4 268 998

4 263 691



Из данных таблицы 1 видно, что численность  населения Свердловской области  практически не меняется за последние 2 года. Это свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии резких экономических спадов, вынуждающих людей покидать место жительства. С другой стороны, отсутствие прироста населения также свидетельствует об отсутствии мощного экономического роста, притягивающего рабочую силу.

Далее проведем анализ экономически активного населения  по полу и виду поселения.

Таблица 2 –  Экономически активное население по полу и виду поселения, 2022г.5

Регион

Всего

Мужчины

Женщины

Город

Село

Российская Федерация

75,350

29,301

28,941

58,242

17,108

Уральский федеральный округ

28 360 

12 300

8 566

3 666

1 555

Свердловская область

12 344

9 678

4 344

2 788

1 011


Если по количеству женщин и мужчин среди экономически активного населения наблюдается  практически равная пропорция (мужчин незначительно больше), то по количество городского и сельского населения существует явная диспропорция.

Таким образом, городских жителей в Свердловской области среди экономически активного населения значительно больше среднероссийских показателей. Это вызвано, с одной стороны, развитием промышленного производства, которое концентрируется в городах. С другой стороны, неблагоприятными климатическими условиями для развития сельского хозяйства.

Далее проведем анализ среди безработных, так как эта категория может рассматриваться как потенциальная рабочая сила.

Таблица 3 – Безработные, потенциально рабочая сила 2022г.6

 

Безработные,
тыс. человек


Потенциальная рабочая сила,
тыс. человек


Уровень безработицы,
в %


Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы
в %


Российская Федерация

3630,5

1234,5

4,8

6,4

Уральский
федеральный округ


268,1

77,7

4,3

5,4

Свердловская область

86,2

36,6

4,1

5,7



Две трети безработных  по Свердловской области имеют опыт работы – 77,8%. Это выше, чем в среднем  по России. 33% (почти половина) всех уволенных покинули место работы в связи с сокращением штатов.То есть структура безработных свидетельствует о наличии хорошего резерва рабочей силы.

По уровню занятости  Свердловская область лидирует как  среди России, так и по Уральскому федеральному округу.

Уровень безработицы ниже среднероссийских показателей, но выше, чем по УрФО. Безработные находят новую работу за 6,6 месяцев – это быстрее, чем по России и УрФО. Соответственно, доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев ниже, чем по России и УРФО.

Таблица 4 - Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте по категориям, тыс.чел.7

 

Всего, тыс. человек

из них

Не вырази-ли желание рабо-тать

в том числе

Потенци-альная рабочая сила

в том числе

Кроме того лица, желающие работать, но не ищущие работу и не готовые приступить к ней

обучаю-щиеся дневной формы

пенсио-неры

лица, веду-щие домаш-нее хозяй-ство

другие

ищут работу, но не готовы присту-пить

не ищут работу, но готовы присту-пить

из них отчая-лись найти работу

Российская Федеpация

14854,7

11486,1

5641,9

2194,3

1695,7

1954,2

1005,5

55,0

950,5

378,5

2363,0

Уральский
федеральный округ

1172,0

939,9

435,2

211,5

159,5

133,8

65,4

2,8

62,6

20,5

166,7

Свердловская область

434,6

342,4

135,9

88,6

64,8

53,1

29,8

1,3

28,5

10,9

62,4