ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здесь нужно иметь в виду еще одно важное обстоятельство, на которое мало или совсем не обращается внимание, когда говорят о рынке труда. Хозяйство работодателя объединяет труд многих работников так, что каждый из них закреплен за определенным рабочим местом, а все рабочие места связаны технологией и внутрифирменной кооперацией. Поэтому работодатель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая рабочую силу, предъявляет спрос на определенное рабочее место. И сделка купли-продажи рабочей силы состоится в том случае, если имеет место соответствие работника требованиям рабочего места, а предлагаемое работнику рабочее место соответствует интересам работника. В современной рыночной экономике этот факт получил такое значение, что уже недостаточно говорить о рынке труда как о рынка живого труда. Появились веские основания включить в рынок труда и рынок рабочих мест, поскольку реально и постоянно имеется спрос на них и их предложение на рынке труда. Если учесть эти требования, то понятие "рынок труда" включает как рынок живого труда (рынок рабочей силы), так и рынок рабочих мест.
Распределение наемных работников между секторами экономики и группами работодателей характеризуется динамизмом общественного хозяйства и зависит от фазы экономического и социального развития. Подъем в экономике, спад или кризис производства определяет отношение групп крупных, средних и мелких работодателей и соответственно распределение между ними наемных работников, увеличение или уменьшение числа субъектов рыночных отношений в сфере занятости. В условиях спада или кризиса, сопровождаемого массовым банкротством и закрытием нерентабельных предприятий и, как следствие этого, высвобождение рабочей силы за пределы производства, на рынке труда (в сфере обращения) увеличивается предложение рабочей силы, в том числе и за счет разорившихся предпринимателей. Следовательно, при определении задач и направлений регулирования и управления рынком труда необходимо исследование таких элементов рыночного механизма, как: спрос и предложение, их соответствие; факторы, влияющие на их объем и структуру; показатели, характеризующие их динамику; организационно-экономические и социально-политические рычаги и методы согласования спроса и предложения.
Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо использовать методологию маркетинга. главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей, в частности, и маркетинговые функции, такие как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.
Вопросы маркетинга рабочей силы только начинают ставиться в экономических исследованиях. А практическое применение некоторых методов маркетинга уже сейчас имеет место, об этом свидетельствует анализ деятельности государственных служб по обеспечению занятости населения и частных агенств по найму. Если государственные службы занятости в основном применяют некоторые способы сбытовой концепции маркетинга, то частные агентства по найму - отдельные методы концепции традиционного маркетинга. Комплексная же система маркетинга в деятельности этих структур отсутствует, что мешает им владеть ситуацией на рынке труда, и как следствие - стремление разрешать сиюминутные проблемы, не задумываясь о будущем [6].
В настоящее время уже оформляются условия для маркетинговой деятельности на рынке труда (рис.2).
Рисунок 2 – Условия для маркетинговой деятельности на рынке труда2
Значение маркетинга на рынке труда можно подчеркнуть следующими моментами (рис.3).
Рисунок 3 – Значение маркетинговой деятельности3
Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях определяется целями и задачами экономических субъектов рынка.
На общегосударственном уровне роль маркетинга заключается в ранней диагностике предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости, поэтому исходной позицией в управлении рынком труда должны стать маркетинговые исследования, то есть сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предложения рабочей силы, выявление тенденций формирования и распределения рабочей силы между регионами страны, отраслями производства, изменения отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы в соответствии с динамикой развития различных отраслей, определение тенденций в формировании стоимости рабочей силы.
На регионально уровне роль маркетинга на рынке труда заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории, в решении следующих задач:
1) формирование трудового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характеристикам требованиям общественного хозяйства региона, города с учетом менталитета населения;
2) обеспечение предприятий необходимыми кадрами из различных источников, в том числе за счет межрегионального перераспределения;
3) обеспечение эффективной и динамичной занятости населения (обучение, переобучение, трудоустройство высвобождаемых работников и не занятых граждан, нуждающихся в трудоустройстве);
4) поддержание региональной, отраслевой и профессионально-квалификационной сбалансированности между структурой предложения рабочей силы и структурой рабочих мест.
На локальном уровне роль маркетинга заключается в стремлении эффективного, с точки зрения работодателя, использования рабочей силы.
Поэтому любой фирме, прежде чем выбрать оптимальный способ организации управления человеческими ресурсами, целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование, включающее в себя как изучение конкурентоспособности персонала, кадровой ситуации, сложившейся конъюнктуры на рынке труда, так и оценку возможностей самой фирмы способствовать эффективной занятости работников.
Таким образом, маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии воспроизводства рабочей силы: формирование, распределение (перераспределение), обмена и использования.
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области
Проведем анализ динамики численности населения. Это даст общую картину демографической ситуации в регионе. Сравним с динамикой по России и УрФО (табл.1).
Таблица 1 – Численность населения, тыс. чел.4
Регион | 2020 | 2021 | 2022 |
Российская Федерация | 146 748 590 | 147 182 123 | 146 980 061 |
Уральский федеральный округ | 12 360 752 | 12 300 793 | 12 285 258 |
Свердловская область | 4 310 681 | 4 268 998 | 4 263 691 |
Из данных таблицы 1 видно, что численность населения Свердловской области практически не меняется за последние 2 года. Это свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии резких экономических спадов, вынуждающих людей покидать место жительства. С другой стороны, отсутствие прироста населения также свидетельствует об отсутствии мощного экономического роста, притягивающего рабочую силу.
Далее проведем анализ экономически активного населения по полу и виду поселения.
Таблица 2 – Экономически активное население по полу и виду поселения, 2022г.5
Регион | Всего | Мужчины | Женщины | Город | Село |
Российская Федерация | 75,350 | 29,301 | 28,941 | 58,242 | 17,108 |
Уральский федеральный округ | 28 360 | 12 300 | 8 566 | 3 666 | 1 555 |
Свердловская область | 12 344 | 9 678 | 4 344 | 2 788 | 1 011 |
Если по количеству женщин и мужчин среди экономически активного населения наблюдается практически равная пропорция (мужчин незначительно больше), то по количество городского и сельского населения существует явная диспропорция.
Таким образом, городских жителей в Свердловской области среди экономически активного населения значительно больше среднероссийских показателей. Это вызвано, с одной стороны, развитием промышленного производства, которое концентрируется в городах. С другой стороны, неблагоприятными климатическими условиями для развития сельского хозяйства.
Далее проведем анализ среди безработных, так как эта категория может рассматриваться как потенциальная рабочая сила.
Таблица 3 – Безработные, потенциально рабочая сила 2022г.6
| Безработные, тыс. человек | Потенциальная рабочая сила, тыс. человек | Уровень безработицы, в % | Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы в % |
Российская Федерация | 3630,5 | 1234,5 | 4,8 | 6,4 |
Уральский федеральный округ | 268,1 | 77,7 | 4,3 | 5,4 |
Свердловская область | 86,2 | 36,6 | 4,1 | 5,7 |
Две трети безработных по Свердловской области имеют опыт работы – 77,8%. Это выше, чем в среднем по России. 33% (почти половина) всех уволенных покинули место работы в связи с сокращением штатов.То есть структура безработных свидетельствует о наличии хорошего резерва рабочей силы.
По уровню занятости Свердловская область лидирует как среди России, так и по Уральскому федеральному округу.
Уровень безработицы ниже среднероссийских показателей, но выше, чем по УрФО. Безработные находят новую работу за 6,6 месяцев – это быстрее, чем по России и УрФО. Соответственно, доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев ниже, чем по России и УРФО.
Таблица 4 - Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте по категориям, тыс.чел.7
| Всего, тыс. человек | из них | ||||||||||
Не вырази-ли желание рабо-тать | в том числе | Потенци-альная рабочая сила | в том числе | Кроме того лица, желающие работать, но не ищущие работу и не готовые приступить к ней | ||||||||
обучаю-щиеся дневной формы | пенсио-неры | лица, веду-щие домаш-нее хозяй-ство | другие | ищут работу, но не готовы присту-пить | не ищут работу, но готовы присту-пить | из них отчая-лись найти работу | ||||||
Российская Федеpация | 14854,7 | 11486,1 | 5641,9 | 2194,3 | 1695,7 | 1954,2 | 1005,5 | 55,0 | 950,5 | 378,5 | 2363,0 | |
Уральский федеральный округ | 1172,0 | 939,9 | 435,2 | 211,5 | 159,5 | 133,8 | 65,4 | 2,8 | 62,6 | 20,5 | 166,7 | |
Свердловская область | 434,6 | 342,4 | 135,9 | 88,6 | 64,8 | 53,1 | 29,8 | 1,3 | 28,5 | 10,9 | 62,4 |