Файл: Использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, как реализация компетентностного подхода автор составитель Ткаченко С. В.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, как реализация компетентностного подхода автор – составитель : Ткаченко С.В.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
В этих словах находит свое отражение суть активного и интерактивного обучения.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными.
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
• по характеру учебной деятельности:, проблемные, исследовательские, поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
• по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
• по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
• по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования компетенций, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с традиционными формами с целью формирования и развития ключевых компетенций обучающихся.
Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям очевидно: компетенции связаны с осуществлением какого-либо действия,
формируются и проявляются они только в деятельности, поэтому компетентностный подход, на котором основан ФГОС, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности.
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия
"учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие педагога и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; • мотивированность к обучению. Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
• Дискуссионные.
• Игровые.
• Тренинговые.
• Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
• Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
• Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения: • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
• Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
• Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
• Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн,
работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
• Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
• Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Методы и приемы интерактивного обучения
• Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
• BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
Роль преподавателя: он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
его роль - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. Благодарю за внимание!
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
В этих словах находит свое отражение суть активного и интерактивного обучения.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными.
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
- В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия педагога и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
- Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным навыком. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
- Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
• по характеру учебной деятельности:, проблемные, исследовательские, поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
• по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
• по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
• по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования компетенций, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с традиционными формами с целью формирования и развития ключевых компетенций обучающихся.
Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям очевидно: компетенции связаны с осуществлением какого-либо действия,
формируются и проявляются они только в деятельности, поэтому компетентностный подход, на котором основан ФГОС, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности.
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия
"учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие педагога и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; • мотивированность к обучению. Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
• Дискуссионные.
• Игровые.
• Тренинговые.
• Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
• Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
• Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения: • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
• Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
• Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
• Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн,
работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
• Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
• Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Методы и приемы интерактивного обучения
• Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
• BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
- К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений, метод «Фишбоун»
- Разминка
- Объединение в группы
- Организация работы учащихся в группах
- Подведение итогов(«Незаконченное предложение», например: «Я научился на этом занятии…»; Линейка самооценки - (К-красота, П-правильность, С-старание, А-аккуратность); Словесная аргументированная оценка;
- Презентация групповых решений
- Рефлексия («Письмо самому себе»; «Я хочу сказать спасибо…»; «Заверши фразу»; «Цепочка пожеланий»;
- «Шкала мнений» (займи позицию); «Барометр настроения» (3 лица: улыбающиеся , серьезное, плачущие)
Роль преподавателя: он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
его роль - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. Благодарю за внимание!