Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) восточнославянские народы составляют неотделимую часть славянского круга народов и вместе с западными и южными славянами входят в индоевропейскую семью народов;
2) они сформировались в Европе, а не пришли из Азии;
3) они связаны историческими корнями с древними народами Восточной Европы.2
Большой вклад в исследование этногенеза восточнославянских народов сделала отечественная наука. Эта проблема была поставлена на совершенно новую методологическую почву. Это дало возможность прийти к принципиально новой, гораздо более широкой концепции происхождения восточнославянских народов.
Глубокие исторические связи восточнославянских народов прослежены советскими археологами, такими, как А.В. Арциховский, Т.С. Пассек, В.И. Равцоникас, Б.А. Рыбаков, П.Н. Третьяков и др. Непосредственными предками восточнославянских народов были носители культуры, господствовавшей в Южном Поднепровье и Поднестровье в первые века нашей эры.1
Особенно существенное доказательство древности исторических корней славянства в Восточной Европе дает антропология. Советские антропологи (Г.Ф. Дебец, Т.А. Трофимова, Н.Н. Чебоксаров) установили, что еще в эпоху неолита и в эпоху бронзы в Восточной Европе существовали расовые типы - не меньше трех, - занимавшие определенные ареалы и в последствии сохранившиеся в типах славян курганной эпохи. Таким образом, славянские племена первого тысячелетия нашей эры сформировались из древних аборигенных элементов, восходящих к неолиту.2
Второе существенное положение, доказанное советскими исследователями, состоит в том, что ареал формирования восточного славянства был значительно шире, чем это предполагалось раньше. Этот ареал охватывал не только Среднее Поднепровье, как полагали некоторые ученые, но и весь бассейн Днепра до его верховьев, и области, расположенные дальше к северу и к востоку. Тем не менее, вопрос о границах ареала, на котором протекал процесс восточнославянского этногенеза, остается не совсем ясным.
Некоторые советские ученые (П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков) считают, что и весь бассейн Верхней Волги и Оки включался в этот ареал; другие полагают, что Окско-Волжское междуречье было заселено восточными славянами лишь позже - во второй половине первого тысячелетия.
Неясно также, насколько древним является славянское население на Нижнем Дону и в Приазовье: одни исследователи (С.П. Толстов, В.В. Мавродин) настаивают на точке зрения его аборигенности, другие (М.И. Артамонов).
1
В третьих, принципиально важным тезисом советского учения об этногенезе является отрицание «чистого» как в расовом, так и в языковом и культурном отношениях, происхождения народов. Восточнославянские народы сформировались на яркой, разнородной этнической основе. В них вошли различные расовые компоненты.
В славянских курганах (X - ХIV в.в.) разных областей Т.А. Трофимова обнаружила не меньше шести антропологических типов, из них четыре европеоидных и два монголоидных.2
Что касается языкового развития, то в русском и других восточнославянских языках прослеживается, по-видимому, и древние иранские, и кавказские, и финские элементы, не говоря уже о позднейших тюркских. В этом смысле заслуживает серьезного внимания попытка академика А.И. Соболевского по-новому решить вопрос о происхождении славянских языков и народов.
На основании очень тщательного изучения индоевропейских языков и восточноевропейской топонимики Соболевский пришел к выводу, что в образовании славянских народов очень крупную роль сыграли ираноязычные скифы, предшествовавшие славянам на занимаемых последними землях. От этих предшественников славяне заимствовали названия рек, озер и рек и пр.3
Наконец, в четвертых, крупным достижением отечественной науки является то, что она не замыкает процесс этногенеза восточнославянских народов узкими географическими и этническими рамками. Этот процесс происходил на фоне широких культурно-исторических связей. Связи эти шли как в сторону Запада и Северо-Запада (с Прибалтикой, западными славянами, Центральной Европой), так и в сторону Юго-Запада (античный средиземноморский мир, Византия, Южные славяне) и юго-востока (Кавказ, Средняя Азия).
Последние юго-восточные связи проследил наиболее обстоятельно С.П. Толстов. Из наиболее частных вопросов, связанных с возникновением и расселением восточных славян, необходимо отметить теории, для преодоления которых много сделали отечественные ученые: а именно «готскую» и «норманнскую» теории.
О готах существовало мнение, что они принесли с собой в III - IV в.в. в Восточную Европу более высокую культуру, повлиявшую на развитие местных, в том числе славянских племен. Это старались доказать особенно немецкие ученые. Советские археологи показали, что «готская эпоха» в Приднепровье представлена древностями, отнюдь не чуждыми, не иноземными, а составляющими дальнейшее развитие местных культур. Стоит отметить, что вторжение готов не нарушило хода культурного развития местных племен.
1
Подобной же критике подверглась и «норманнская» теория. Последнюю иногда сводят к вопросу о происхождении термина «Русь». По существу же и историками, и археологами установлено с полной бесспорностью, что норманны - варяги не оказали и не могли оказать заметного культурного влияния на славянские племена.
Влияние было достаточно поверхностно, захватывало быт только господствующей верхушки, и кратковременно, т.к. варяги в скором времени «ославянились».
Определенный вклад в решение проблемы этногенеза восточнославянских народов был внесен и этнографами. Из немногих имеющихся по этому вопросу работ необходимо отметить исследования С.П. Толстова. В своих работах он использовал этнографический материал для выяснения некоторых вопросов происхождения и развития культуры славянских и других народов Восточной Европы.
Следует отметить также некоторые работы Д.К. Зеленина, имеющие отношение к вопросам восточнославянского этногенеза. Но они касаются более поздних этапов этого процесса. В его исследованиях тщательно прослеживается история заселения отдельных губерний и уездов, и история формирования областных типов великорусского населения.1
Таким образом, материалы этнографии могут оказать существенную помощь в изучении ранних этапов славянской истории, в особенности вопросов возникновения и расселения восточнославянских племен. Однако огромнейшие данные, которыми располагает эта наука, данные, собранные на протяжении двух последних столетий по самой различной методике, специалистами и неспециалистами, научно не обработаны и не систематизированы, что не позволяет установить точные временные рамки возникновения и расселения восточных славян.
1.2. Культура восточных славян: быт, обычаи, религия
К концу VIII в. славяне занимали обширную территорию лесной и лесостепной части Восточной Европы. Будучи земледельческими племенами, славяне использовали две разные системы ведения сельского хозяйства. На севере, в зоне лесов, распространение получила подсечно-огневая система земледелия. Благодаря обилию золы здесь удавалось получить относительно высокие урожаи. Однако сама подготовка расчистки требовала огромных усилий. Кроме того, подсечно-огневая система была возможна лишь при наличии обширных слабозаселенных лесных пространств.1
В лесостепной полосе широко использовался перелог, сопряженный с менее трудоемкими затратами по распашке свободных от леса участков. Поля использовались до полного истощения почвы, после чего земледелец поднимал новь или возвращался на заброшенные участки пашни. Обе системы землепользования носили экстенсивный характер, что надолго определило тип хозяйствования и психологию земледельца.
Из этого, однако, не следует, что агрокультура оставалась неизменной: источники, относящиеся к X в., позволяют говорить о постепенном переходе от перелога к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Тем не менее, из-за низкого плодородия почв и неблагоприятных климатических условий урожайность оставалась невысокой, что в конечном итоге определяло крайне медленные темпы экономического и общественного развития.
Восточные славяне этого времени знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех местных земледельцев. А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойные века», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли.1
Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и т.п. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Уже в VII-IX в. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузнечное дело считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора. Гончарство было еще одной важной отраслью традиционного хозяйства славян.
Кузнецы и гончары были первыми ремесленниками, которые не занимались сельским хозяйством: продукты земледелия они получали в обмен на свою продукцию.
Восточные славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились река, озера, богатые рыбой.2
Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом. Особенно они ценили богатые рыбные ловли в днепровских лиманах, где благодаря мягкому причерноморскому климату почти полгода можно было вести ловлю рыбы. Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью.
Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том
числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами, т.е. куницами.
Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.1
Условия жизни определили быт и нравы восточных славян данной эпохи. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили в простых избах, не имели ничего лишнего.
В древних источниках особенно подчеркивается простота повседневной жизни славянских народов. «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы - легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище... Юноши их очень искусно владеют оружием».2
Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы - рукопашного боя. Причем, в отличие, например, от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило - «лежачего не бьют».
Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться «в свой дом» или остаться между славянами на равных правах.1
Многие исследователи делают вывод, что славяне не были воинственны, они стали владельцами огромной территории, где всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались.
В.О. Ключевский отмечает еще одну интересную черту восточнославянских народов. Климат равнины умеренный, но здесь существуют значительные перепады температур