Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, большая разница между временами года, погода не устойчива и не стабильна, то ливни, то засухи.
Отсюда, привычка русского крестьянина «…работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».2
Духовная культура восточных славян была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны между собой, а также с религией и обычаями,
Религию восточных славян до принятия христианства, зародившуюся еще в период индоевропейского единства в исторической науке принято обозначать термином язычество.
Изучение религии восточнославянских племен имеет большое значение для изучения истории, культуры древних славян их психологии, мировоззрения, определения умственной и нравственной ступени развития. «Религия в жизни древних славян много значила - писал С. Лесной - и оставлять ее тени равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом. Более того это значит не понимать многого в настоящем ибо немало старого, древнего, архаичного протянулось даже до нынешнего времени мы лишь не знаем этого».
Однако, несмотря на всю важность вопроса, о религии восточных славян, известно достаточно мало. Во многом благодаря позиции православной церкви, которая вела непримиримую идеологическую борьбу с язычеством и искореняла все, что было с ним связано. В результате этой борьбы, уничтожались не только идолы Перуна и других богов, но и дохристианские летописи языческих жрецов, содержащие кроме религиозных знаний ценные исторические сведения.1
Тем не менее, ряд сведений о религии восточных славян дошел до современности в трудах византийских и арабских авторов, русском фольклоре; сообщают кое-что и древнерусские летописи. Из этих источникв известно, что главными богами славянского пантеона были: Род-творец вселенной, Сварог - бог неба, Перун - бог войны и грома, Велес-бог торговли и скотоводства, Симаргл бог подземного мира, Стрибог - бог ветра, Хорос - бог солнца, Мокошь - богиня плодородия и покровительница рукоделия, Среча-богиня удачи, Леля богиня любви. Каждому из этих богов поклонялась определенная категория населения; например, Перуна почитали в основном князья и их дружинники, Велеса купцы и скотоводы, Стрибога - мореплаватели, Мокошь - домохозяйки.
2
Такое количество богов дало повод большинству исследователей считать, что в религии восточных славян господствовал политеизм - многобожие. Но с этой точкой зрения согласны не все ученые. А. Асов и С.Я. Лесной, отстаивают тезис о единобожии славянского язычества. В частности С.Я. Лесной писал по этому поводу следующее: «В противоположность общественному мнению религия древних руссов была не политеистической, а монотеистической; Бог творец мира признавался единой всемогущей сущностью. Представление о том, что руссы, признавали много богов, было основано на не совсем верном понимании основ религии. Наличие других богов и божков нисколько не нарушало принципа монотеистичности. Как в христианстве кроме творца признаются Богоматерь, апостолы, святые, ангелы и т.д. так и у древних руссов имелись второстепенные боги и богини, отражавшие многообразие сил в природе. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила - бог».
Кроме богов мир природы, по мнению славян, был наделен различными духами низшего порядка. В лесу обитал леший, в реках водяной и русалки, в болоте кикимора, в поле полевик, в доме домовой, в бане банник, в овине овинник.1
У славян также были развиты культ природы и культ предков. Культ природы выражался в почитании земли, которая мыслилась славянами как живое существо; поклонении воде и огню. Например, славяне считали, что нельзя купаться после заката, так как вода в это время спит. Поклонялись и деревьям. Священными деревьями у восточных славян считались Дуб и Береза. Тотемным животным у славян был медведь.
Культ предков нашел свое проявление в почитании умерших предков, которые считались у славян покровителями и защитниками рода.
Основными праздниками восточных славян были Коляда - поворот солнца на весну, Масленица - проводы зимы, Радуница - весеннее поминание предков, Купала - проводы лета, Красная горка - день исхода с Карпат.
После крещения Руси Владимиром христианство стало вытеснять язычество. Однако полностью языческие представления христианству истребить не удалось. Перун громовержец стал отождествляться у христиан с Ильей пророком, Велес со святым Василием, Ярила со святым Георгием. Языческие праздники были приурочены к праздникам христианским: Коляда к святкам, красная горка к святой, радуница к фоминой неделям, а Купала к Иванову дню. Существует в настоящем времени и вера в домовых, лешиев, водяных и русалок.
Следовательно, культура восточных славян - это уникальнейший феномен, богатейшее наследие русского народа. Быт, религия и обычаи являются ее важнейшими составляющими. Достижения восточнославянских народов в повседневной хозяйственной жизни, разноплановое народное творчество, постепенное объединение в единое государство способствовали развитию своеобразной, неповторимой материальной и духовной культуры, заложившей фундамент для культуры современной.
Таким образом, можно сделать вывод, чтовопросы возникновения и расселения восточнославянских племен на протяжении длительного времени интересовали многих исследователей. К сожалению, сведений касательно данной проблемы существует не так много. Тем не менее, можно с полной уверенностью говорить о том, что именно особенности исторического развития восточных славян, а также их этнического самосознания оказали наибольшее влияние на дальнейшее становление Древнерусского государства.
Образ жизни восточнославянских племен, в частности более развитое, чем в других славянских землях хозяйство, особенности быта, обряды, обычаи, традиции и религия - это те факторы, которые в наибольшей степени повлияли на формирование русской культуры.
В течение всего существования Древнерусского государства наиболее интенсивными и многогранными были его культурные связи с Византией. Прочным фундаментом для них служили экономические и политические отношения Древней Руси с Константинополем.
С принятием христианства открылись еще более широкие возможности для проникновения на Русь византийской культуры. И в этом Древняя Русь не составляла исключения среди других стран Европы.
Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих государств средневекового мира. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.1
Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие.
Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие передавалось другим народам. Поэтому влияние византийской культуры во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточно-эллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы. Восприятие элементов византийской цивилизации в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию феодального общества, отвечало внутреннимпотребностям, поднимало международный престиж.2
Воздействие аристократической феодальной культуры Византии, разумеется, было значительно более интенсивным на высшие слои общества - князья и феодалы государств Юго-Восточной и Восточной Европы перенимали византийский придворный этикет, черты быта и нравов Константинополя.
В широкие слои народа византийское влияние проникало в меньшей степени. Для правящей же феодальной знати этих стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой.1
Однако силу и масштабы воздействия византийской цивилизации равным образом не следует как преувеличивать, так и преуменьшать. Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же византийское воздействие было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на самобытную культуру народа.
2
Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранялись в ней традиции языческого народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации.
Данное обстоятельство в полной мере относится к культурным связям Древней Руси и Византии. В оценке характера, масштабов и значения византийского влияния на культуру Древней Руси в науке существуют диаметрально противоположные точки зрения. Одни ученые считают византийскую цивилизацию чуть ли не единственным источником культуры Древней Руси, а древне русское художественное творчество - провинциальной ветвью искусства Константинополя.
Другие исследователи, наоборот, отстаивают полную самостоятельность древнерусской культуры и исключают какие-либо внешние влияния.
Благодаря исследованиям отечественных и зарубежных ученых, комплексному изучению разных видов культуры, новым открытиям исторических памятников, произведений искусства и художественного ремесла, применению новых исследовательских методов значительно расширились знания о культуре Древней Руси. Вместе с тем были достигнуты значительные успехи и в изучении византийской цивилизации.1
Наиболее сильным византийское влияние на Древнерусское государство было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изобразительного искусства. Впрочем, и здесь уже очень рано встречаются серьезные отклонения от византийских образцов. Слабее византийское наследие ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера получила широкое распространение в Древней Руси и во многих странах Юго-Восточной и Восточной Европы.
Исследования показали, что блестящая византийская цивилизация, поражавшая современников своей одухотворенностью, внутренним благородством, изяществом форм и высотой технических достижений, в конечном счете послужила фундаментом, на котором Древняя Русь и другие страны Юго-Восточной и Восточной Европы стали воздвигать здание своей самобытной национальной культуры.
Однако перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур, духовные ценности,
Отсюда, привычка русского крестьянина «…работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».2
Духовная культура восточных славян была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны между собой, а также с религией и обычаями,
Религию восточных славян до принятия христианства, зародившуюся еще в период индоевропейского единства в исторической науке принято обозначать термином язычество.
Изучение религии восточнославянских племен имеет большое значение для изучения истории, культуры древних славян их психологии, мировоззрения, определения умственной и нравственной ступени развития. «Религия в жизни древних славян много значила - писал С. Лесной - и оставлять ее тени равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом. Более того это значит не понимать многого в настоящем ибо немало старого, древнего, архаичного протянулось даже до нынешнего времени мы лишь не знаем этого».
Однако, несмотря на всю важность вопроса, о религии восточных славян, известно достаточно мало. Во многом благодаря позиции православной церкви, которая вела непримиримую идеологическую борьбу с язычеством и искореняла все, что было с ним связано. В результате этой борьбы, уничтожались не только идолы Перуна и других богов, но и дохристианские летописи языческих жрецов, содержащие кроме религиозных знаний ценные исторические сведения.1
Тем не менее, ряд сведений о религии восточных славян дошел до современности в трудах византийских и арабских авторов, русском фольклоре; сообщают кое-что и древнерусские летописи. Из этих источникв известно, что главными богами славянского пантеона были: Род-творец вселенной, Сварог - бог неба, Перун - бог войны и грома, Велес-бог торговли и скотоводства, Симаргл бог подземного мира, Стрибог - бог ветра, Хорос - бог солнца, Мокошь - богиня плодородия и покровительница рукоделия, Среча-богиня удачи, Леля богиня любви. Каждому из этих богов поклонялась определенная категория населения; например, Перуна почитали в основном князья и их дружинники, Велеса купцы и скотоводы, Стрибога - мореплаватели, Мокошь - домохозяйки.
2
Такое количество богов дало повод большинству исследователей считать, что в религии восточных славян господствовал политеизм - многобожие. Но с этой точкой зрения согласны не все ученые. А. Асов и С.Я. Лесной, отстаивают тезис о единобожии славянского язычества. В частности С.Я. Лесной писал по этому поводу следующее: «В противоположность общественному мнению религия древних руссов была не политеистической, а монотеистической; Бог творец мира признавался единой всемогущей сущностью. Представление о том, что руссы, признавали много богов, было основано на не совсем верном понимании основ религии. Наличие других богов и божков нисколько не нарушало принципа монотеистичности. Как в христианстве кроме творца признаются Богоматерь, апостолы, святые, ангелы и т.д. так и у древних руссов имелись второстепенные боги и богини, отражавшие многообразие сил в природе. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила - бог».
Кроме богов мир природы, по мнению славян, был наделен различными духами низшего порядка. В лесу обитал леший, в реках водяной и русалки, в болоте кикимора, в поле полевик, в доме домовой, в бане банник, в овине овинник.1
У славян также были развиты культ природы и культ предков. Культ природы выражался в почитании земли, которая мыслилась славянами как живое существо; поклонении воде и огню. Например, славяне считали, что нельзя купаться после заката, так как вода в это время спит. Поклонялись и деревьям. Священными деревьями у восточных славян считались Дуб и Береза. Тотемным животным у славян был медведь.
Культ предков нашел свое проявление в почитании умерших предков, которые считались у славян покровителями и защитниками рода.
Основными праздниками восточных славян были Коляда - поворот солнца на весну, Масленица - проводы зимы, Радуница - весеннее поминание предков, Купала - проводы лета, Красная горка - день исхода с Карпат.
После крещения Руси Владимиром христианство стало вытеснять язычество. Однако полностью языческие представления христианству истребить не удалось. Перун громовержец стал отождествляться у христиан с Ильей пророком, Велес со святым Василием, Ярила со святым Георгием. Языческие праздники были приурочены к праздникам христианским: Коляда к святкам, красная горка к святой, радуница к фоминой неделям, а Купала к Иванову дню. Существует в настоящем времени и вера в домовых, лешиев, водяных и русалок.
Следовательно, культура восточных славян - это уникальнейший феномен, богатейшее наследие русского народа. Быт, религия и обычаи являются ее важнейшими составляющими. Достижения восточнославянских народов в повседневной хозяйственной жизни, разноплановое народное творчество, постепенное объединение в единое государство способствовали развитию своеобразной, неповторимой материальной и духовной культуры, заложившей фундамент для культуры современной.
Таким образом, можно сделать вывод, чтовопросы возникновения и расселения восточнославянских племен на протяжении длительного времени интересовали многих исследователей. К сожалению, сведений касательно данной проблемы существует не так много. Тем не менее, можно с полной уверенностью говорить о том, что именно особенности исторического развития восточных славян, а также их этнического самосознания оказали наибольшее влияние на дальнейшее становление Древнерусского государства.
Образ жизни восточнославянских племен, в частности более развитое, чем в других славянских землях хозяйство, особенности быта, обряды, обычаи, традиции и религия - это те факторы, которые в наибольшей степени повлияли на формирование русской культуры.
Глава 2. Культура Древней Руси
2.1. Влияние византийской культуры на художественную культуру Древней Руси
В течение всего существования Древнерусского государства наиболее интенсивными и многогранными были его культурные связи с Византией. Прочным фундаментом для них служили экономические и политические отношения Древней Руси с Константинополем.
С принятием христианства открылись еще более широкие возможности для проникновения на Русь византийской культуры. И в этом Древняя Русь не составляла исключения среди других стран Европы.
Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих государств средневекового мира. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.1
Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие.
Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие передавалось другим народам. Поэтому влияние византийской культуры во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточно-эллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы. Восприятие элементов византийской цивилизации в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию феодального общества, отвечало внутреннимпотребностям, поднимало международный престиж.2
Воздействие аристократической феодальной культуры Византии, разумеется, было значительно более интенсивным на высшие слои общества - князья и феодалы государств Юго-Восточной и Восточной Европы перенимали византийский придворный этикет, черты быта и нравов Константинополя.
В широкие слои народа византийское влияние проникало в меньшей степени. Для правящей же феодальной знати этих стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой.1
Однако силу и масштабы воздействия византийской цивилизации равным образом не следует как преувеличивать, так и преуменьшать. Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же византийское воздействие было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на самобытную культуру народа.
2
Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранялись в ней традиции языческого народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации.
Данное обстоятельство в полной мере относится к культурным связям Древней Руси и Византии. В оценке характера, масштабов и значения византийского влияния на культуру Древней Руси в науке существуют диаметрально противоположные точки зрения. Одни ученые считают византийскую цивилизацию чуть ли не единственным источником культуры Древней Руси, а древне русское художественное творчество - провинциальной ветвью искусства Константинополя.
Другие исследователи, наоборот, отстаивают полную самостоятельность древнерусской культуры и исключают какие-либо внешние влияния.
Благодаря исследованиям отечественных и зарубежных ученых, комплексному изучению разных видов культуры, новым открытиям исторических памятников, произведений искусства и художественного ремесла, применению новых исследовательских методов значительно расширились знания о культуре Древней Руси. Вместе с тем были достигнуты значительные успехи и в изучении византийской цивилизации.1
Наиболее сильным византийское влияние на Древнерусское государство было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изобразительного искусства. Впрочем, и здесь уже очень рано встречаются серьезные отклонения от византийских образцов. Слабее византийское наследие ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера получила широкое распространение в Древней Руси и во многих странах Юго-Восточной и Восточной Европы.
Исследования показали, что блестящая византийская цивилизация, поражавшая современников своей одухотворенностью, внутренним благородством, изяществом форм и высотой технических достижений, в конечном счете послужила фундаментом, на котором Древняя Русь и другие страны Юго-Восточной и Восточной Европы стали воздвигать здание своей самобытной национальной культуры.
Однако перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур, духовные ценности,