Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ПАО «МАГНИТ»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «МАГНИТ»
2.1. Общая характеристика ПАО «Магнит»
2.2. Сравнительный анализ конкурентов
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «МАГНИТ»
Учитывая, что сегодня доля розничной сети «Магнит» на рынке со-ставляет 9%, можно рассчитать на какую сумму реализации лекарств может претендовать «Магнит». Полученные данные представлены в таблице 12.
Таблица 12 Реализация лекарств в розничной сети «Магнит»
Потери 15% от выручки |
Потери 20% от выручки |
Потери 25% от выручки |
Потери 30% от выручки |
|
Сумма реализации лекарств в розничных ценах, млн. руб. |
12699,6 |
16932,8 |
21166 |
25399,2 |
Сумма реализации лекарств в закупочных ценах, млн. руб. |
10152,0 |
13536,0 |
16920,0 |
20304,0 |
На сегодняшний день розничная сеть «Магнит» создала аптеки под собственным брендом. Но в случае, если законопроект, позволяющий реализовывать лекарства в магазинах, будет принят, то у «Магнита» появится два возможных варианта развития фармацевтического направления. То есть можно будет либо организовать определенную зону в магазине с лекарствами, либо активно расширять собственную сеть аптек. Также можно будет совмещать эти два варианта в зависимости от спроса на безрецептурные или рецептурные лекарства.
Чтобы сохранить свою позицию в отрасли, повысить конкурентоспо-собность и не позволить конкурентам создать преимущества за счет раз-вития фармацевтического направления, необходимо будет быстро реагировать на изменения, происходящие в законодательстве Российской Федерации.
3.2. Франчайзинг
Розничная сеть «Магнит » планирует сохранять темпы роста компании на высоком уровне в среднесрочной перспективе. У владельцев любого бизнеса, в том числе торговых компаний, есть несколько вариантов обеспечения развития своего бизнеса. У каждого варианта есть и положительные, отрицательные стороны. Одним из вариантов является создание собственных предприятий в новых местах. К другому варианту можно отнести покупку предприятий, или целых компаний, которые уже работают на рынке определенное время. В данном случае подразумевается слияние или погло-щение компаний. Еще одним вариантом является франчайзинг, который позволяет развивать бизнес без больших инвестиций в течение достаточно короткого промежутка времени.
Исходя из данных, представленных в годовом отчете ПАО «Магнит» за 2017 год, компания собирается открыть в 2018 году 1500 магазинов у дома, 700 магазинов «Магнит Косметик», 20 магазинов в формате гипермаркет и «Магнит Семейный». Благодаря накопленному опыту, технологии розничная сеть «Магнит» имеет возможность открывать магазины малого формата, приносящие прибыль, в таких населенных пунктах, где численность населения всего 5000 человек. А магазины более крупного формата, такие как гипермаркет, «Магнит Семейный», становятся прибыльными при населении 25000 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что даже небольшие магазины под брендом «Магнит» пользуются популярностью среди населения как маленьких, так и крупных городов. Учитывая современных темп жизни лю-дей, многие предпочитают покупать товары в магазинах шаговой доступно-сти. В связи с этим, можно рассмотреть создание франчайзинговой системы для магазинов площадью 50-200 кв. м., расположенных преимущественно в спальных районах и в местах с большим трафиком.
Рассмотрим основные понятия, которые будут использоваться в данной стратегии повышения конкурентоспособности организации.
Франчайзер или правообладатель - это предприниматель, который проверил работу определенного бизнеса и вывел успешную формулу орга-низации этого бизнеса, которую можно воспроизвести в дальнейшем. Франчайзер владеет исключительными правами на товарный знак, идеи, фирменный стиль, авторские права. Он может продать партнеру или, иначе говоря, франчайзи право на использование торговой марки, технологии, распространение товаров этой марки .
Франчайзи или пользователь это юридическое лицо, которое стремиться организовать собственный бизнес, используя рентабельную формулу бизнеса. Франчайзи работает под товарным знаком, приобретенным у франчайзера, пользуется сложившейся репутацией к этому товарному знаку. За пользование такими правами и оказываемую поддержку франчайзи платит франчайзеру определенную сумму [19].
Франчайзинг - это система взаимоотношений, заключающаяся в передаче франчайзером франчайзи за определенную плату технологии ведения бизнеса, товарного знака, иной коммерческой информации, которая поспособствует успешному росту франчайзи на рынке. Кроме этого, франчайзер содействует становлению бизнеса, обеспечивает техническую, консультационную помощь.
В настоящее время, франчайзинrовые отношения в Российской Феде-рации оформляются договорами коммерческой концессии, комиссии, поставки, агентскими и лицензионными договорами.
Существует несколько вариантов франчайзинга[20] : франчайзинг товара, сервисный франчайзинг, производственный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата.
Наибольшее количество франчайзинговых предложений представлено в розничной торговле. Организация франчайзинговых сетей в розничной торговле чаще всего представлена в виде двух вариантов: товарный франчайзинг, когда франчайзи является единственным продавцом товаров франчайзера; франчайзинг бизнес-формата, когда предполагается высокая стандартизация регламентация бизнес-процессов определенной розничной сети.
В данном случае будет рассматриваться франчайзинг бизнес-формата.
Франшиза розничной сети «Магнит» будет включать в себя предоставление франчайзи следующих элементов бизнеса:
• технологию ведения бизнеса, торговую марку,
• единую информационную систему, централизованную поставку товара,
• общесетевую ассортиментную ценовую и рекламную политику, систему обучения персонала.
К обязательным услугам, предоставляемым розничной сети «Магнит», будет относится: консультации менеджеров, формирование ассортимента, ценообразование, сервис единой информационной системы, рекламная поддержка.
К дополнительным услугам можно будет отнести: проектирование нового магазина, реконструкция и модернизация старого магазина, лизинг обору-дования, помощь в подборе персонала и другое.
Суть франшизы «Магнит>> будет заключаться в том, что, оформляя франшизу, предприниматель, будет становиться владельцем проверенного и успешного бизнеса.
Уникальность программы франчайзинга розничной сети «Магнит» будет заключаться в том, что франчайзи будут освобождены от выплаты франчайзеру роялти, а также паушальных взносов. Но при этом необходимо будет соблюдать ряд обязательств, которые будут связанны с ассортиментом и минимальной суммой закупок в месяц.
Минимальное количество артикулов различных товаров, которое необходимо будет закупать каждый месяц у франчайзера, будет равно 600. Также можно будет приобретать товары под собственной торговой маркой
«Магнит». Остальную часть товаров франчайзи будет приобретать, основываясь на собственный выбор и будет формировать в зависимости от того, какие потребностей у покупателей магазина, а также региональных особенностей.
Минимальная сумма закупок составит от 300000 руб. до 400000 руб. в зависимости от площади открытого магазина. Кроме этого, будут доступны франшизы с разной стоимостью в зависимости от пакета предоставляемых услуг.
«Магнит» предоставит своим франчайзи необходимый пакет руководящих материалов и решений, который будет полезен как в момент открытия нового магазина, так и в его дальнейшей работе.
Рассчитаем время, необходимое для открытия магазина, в случае покупки франшизы розничной сети «Магнит». Полученные данные занесем в таблицу 13.
Таблица 13 Время открытия магазина при покупке франшизы
Совместная работа, выполняемая франчайзером и франчайзи |
Время, необходимое для выполнения задачи |
Поиск помещения, его аренда или покупка |
7-30 дней |
Анализ предполагаемого месторасположения магазина, перспектив развития |
5-7 дней |
Составление проекта, сметы |
5-7 дней |
Оборудование помещения |
14-45 дней |
Исходя из предполагаемого времени выполнения работ, открытие магазина по франшизе займет от 1 до 3 месяцев.
Такие конкуренты розничной сети «Магнит» как METRO Cash and Сапу и Х5 Retail Group уже развивают направление франчайзинга. METRO Cash and Сапу предоставляет франшизу под брендом «Фасоль», а Х5 Retail Group - «Пятерочка», «Перекресток». Рассмотрим основные требования, предъявлениями к объектам франчайзинга Х5 Retail Group. Эти данные представлены в таблице 14.
Таблица 14. Обязательные требования к объектам франчайзинга XS Retail Group
Торговая сет ь «Пятерочка» |
Торговая сеть «Перекресток» |
|||
Площадь зала |
торгового |
0т250 ML |
600 - 1600 ML |
|
Наличие электрических мощностей |
Обязательное требование |
Обязательное требование |
||
Расположение магази нов |
Рядом с жилыми домами и в застроенныхрайонах |
Рядом с жилыми домами и в застроенных районах |
||
Автомобильная парковка |
Обязательное парковки |
наличие |
Обязательное наличие парковки |
|
Операционные затраты франчайзи |
10-10,5% |
n/a |
||
Количество персонала |
10-12 сотрудников |
Зависит от площади магазина |
||
Территория присутствия |
Все субъекты РФ, где представлена торговая сеть |
Расположение не дальше 600 км от распределительного центра Х5 Retail Group |
||
Объем франчайзи |
инвестиций |
8-22 млн. руб. |
2-60 млн. руб. |
|
Срок окупаемости |
2 года при среднемесячном доходе 500000 руб. |
2 месяца - 2,5 года при среднемесячном доходе от 1200000 руб. |
Формат франшиз Х5 Retail Group направлен на открытие достаточно крупных магазинов. В случае предполагаемой площади в 50-200 м2 ориентироваться на такую модель нельзя. Формат франшиз компании METRO Cash & Сапу лучше подходит в качестве примера. Программа франчайзинга METRO Cash & Сапу существует, начиная с 2010 года. На сегодняшний день насчитывается более 6 ООО магазинов, открытых по франшизе по всей Европе.
На территории Российской Федерации открыто более 350 магазинов «Фасоль». В среднем в год открывается 35-40 магазинов по франшизе. В предыдущей главе была представлена сравнительная характеристика основных игроков розничной торговли. У компании METRO Cash & Сапу в России значительно меньше магазинов, чем у розничной сети «Магнит».
«Магнит» занимает одну из лидирующих позиций на рынке российского ретейла. Поэтому можно рассчитывать на более активное открытие магазинов путем франчайзинга и как следствие расширение розничной сети
«Магнит».
Рассмотрим основные преимущества и риски, связанные с развитием франчайзинговой программы. Преимуществами развития франчайзинга для розничной сети «Магнит» являются:
• получение дополнительного дохода путем увеличения сбыта товаров; увеличение занимаемой доли рынка в отрасли;
• дополнительные возможности сбыта товаров в удаленных населенных пунктах страны;
• частичное продвижение в отрасли без прямых инвестиций, которые связаны с инфраструктурой;
• знание отрасли розничной торговли, которое дает возможность работать на перспективу .
Рисками, связанными с франчайзинrом, для розничной сети «Магнит» являются:
• возможная угроза репутации, если франчайзи не выполнит инструкции и ряд требуемых условии;
• представление франчайзи недостоверной информации или сокрытие существенной информации, которая даст неверное представление об отрасли;
• риск потерять конкурентные преимущества, если франчайзи раскроет конфиденциальную информацию,
• нарушение условий договора.
Проект разработки франчайзинговой программы нацелен на расширение розничной сети «Магнит» путем передачи франчайзи готовых решений и схем в области торговли, а также направлен на повышение лояльности потребителей к данной торговой марке.
Франчайзинговая программа розничной сети «Магнит» будет способствовать увеличению масштабов компании, а следовательно, повышать конкурентоспособность в отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики и развивающейся конкурентной среды время от времени необходимо проводить анализ конкурентоспособности организации относительно других действующих игроков данной отрасли. Анализ позволяет выявить конкурентные преимущества организации, а также направления, требующие усовершенствования. Присутствующая конкуренция на рынке вынуждает торговые сети проводить мониторинг рынка и выявлять, какие товары и услуги на сегодняшний день привлекают потребителей. Исходя из полученной информации, торговые сети вносят корректировки в стратегию развития организации.
Целью курсовой работы являлась разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации на примере ПАО «Магнит». Данная цель была достигнута путем решения ряда задач.