Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ПАО «МАГНИТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономия от масштаба или эффект масштаба характеризуется сокращением средних (удельных) издержек в расчете на единицу товара при увеличении производства в длительном периоде. Эффект масштаба происходит за счет экономии от роста размеров торговой сети, снижении издержек от специализации, использования автоматизированного оборудования, доступа к оптовым закупкам, большей отдачи от рекламы, финансовой и управленческой экономии.

Существует и обратная сторона эффекта масштаба, называемая минимально эффективным масштабом. В данном случае, затраты на единицу товара либо остаются постоянными, либо растут вследствие сложности управления растущей компанией.

Еще одним преимуществом розничных сетей является возможность создания эффективной логистической системы, которая будет состоять из собственных распределительных центров будет предоставлять возможность сотрудничать с мировыми производителями товаров на льготных условиях.

Кроме этого, розничные торговые сети вытесняют магазины, у которых низкие объемы продаж, а следовательно, высокие затраты. Они активно используют метод слияния и метод поглощения, увеличивая, таким образом, долю на рынке. Расширению масштабов деятельности способствует эффект опыта. То есть крупные организации в ходе своей деятельности накапливают опыт управления бизнесом, используют известные технологии более эффективно, управляют всем производственным циклом более эффективно по сравнению с мелкой розничной торговлей.

Чем дольше компания существует на рынке, тем больше она имеет опыта, а следовательно, и преимуществ по сравнению с компаниями­ конкурентами вследствие проявления эффекта опыта.

В современных условиях стратегии, позволяющие обеспечить доступный для потребителей уровень цен, основываются на определенных факторах. Рассмотрим факторы, которые создают конкурентные преимущества розничным торговым сетям:

Эффект масштаба и опыта позволяет понижать издержки на единицу товара.

Удачное расположение каждого магазина розничной сети вблизи жилых комплексов и шаговой доступности.

Наличие в ассортименте товаров под собственным брендом. Сегментация потребителей для удовлетворения потребностей людей с разными доходами и разными предпочтениями.

Создание определенных преимуществ, которые отсутствуют у конкурентов.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что стратегия лидерства, основанная на низких издержках, повышает производительность труда и как следствие уровень прибыли.


Стратегия лидерства, основанная на дифференциации, позволяет привлекать покупателей за счет уникальности, эксклюзивности, большого разнообразия, высокого качества товара. Также данная стратегия может реализовываться путем дифференциации цен на разные модификации товара. Таким образом, дифференциация предоставляет возможность компании продавать товар по более высоким ценам[14].

Преимуществами стратегии, основанной на дифференциации товаров, являются:

Защита от соперничества с конкурентами, так как дифференциация потребители становятся приверженными к определенному бреду.

Потребители становятся не настолько чувствительны к цене товара, поскольку первостепенную роль играет превосходство в качестве, ассортименте, уникальности товара.

Создание барьера для входа в отрасль в связи с тем, что конкурентам приходится преодолевать уникальность товара других продавцов.

Достижение уровня прибыли выше, чем в отрасли, поскольку эта стратегия позволяет преодолевать фактор пяти конкурентных сил.

Рассмотрим факторы, создающие конкурентные преимущества в стратегии, основанной на дифференциации товаров:

Предоставление товаров с уникальными характеристиками, имеющие ценность для покупателей.

Наличие таких покупателей, которые будут создавать спрос на нестандартную продукцию.

Склонность покупателей к конкретному бренду, отсутствие чувствительности к цене.

Способность организации сохранять уникальность товаров и защищать ее от конкурентов во всей отрасли.

Опережение роста прибыли по сравнению с затратами, поскольку разработка стратегии дифференциации товаров требует высоких затрат на исследования и опытно-конструкторские разработки, покупку нестандартных материалов, маркетинговую стратегию для привлечения покупателей[15].

Стратегия лидерства, основана на дифференциации товаров, чаще всего используется при продаже одежды, ювелирных изделий, автомобилей, косметики, но может находить применение в любой отрасли торговли.

Третья стратегия лидерства строится на фокусировании, то есть организация занимается более узкой специализацией, концентрируясь на целевом сегменте. Данная стратегия чаще всего используется небольшими компаниями, но может применяться и в крупных компаниях.

На целевом сегменте организация использует стратегию, основанную на низких издержках, либо стратегию, основанную на дифференциации товаров, либо и ту и другую стратегию одновременно. Данная стратегия также позволяет добиваться конкурентных преимуществ в отрасли и получать прибыль выше среднеотраслевой.


Стратегия фокусирования реализуется в рамках определенного сегмента рынка, а не в рамках всей отрасли. Она придерживается более узкой стратегической цели, которая позволяет работать с большей эффективностью по сравнению с конкурентными организациями , действующими в рамках всей отрасли.

Основными факторами, влияющими на реализацию стратегии фокусирования, являются:

Наличие потребителей , которые будут покупать товары со специфическими свойствами.

Способность быть лидером в определенном сегменте отрасли, который конкурентам кажется непривлекательным, хотя имеет высокую прибыльность.

В реальном мире компании, работающие в торговле, обычно сочетают несколько стратегий, а именно стратегию лидерства, основанную на низких издержках и стратегию лидерства, основанную на дифференциации. Таким образом, они становятся многоформатными торговыми сетями. Выбор стратегии зависит от специфики организации, сильных сторон организации. Структурный анализ помогает выбрать наиболее подходящую стратегию для организации.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «МАГНИТ»

2.1. Общая характеристика ПАО «Магнит»

Сеть магазинов «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в Российской Федерации. В 2017 году ПАО «Магнит» вошло в ТОП-5 «200 крупнейших частных компаний России» по размеру выручки и в ТОП-100 самых инновационных компаний мира по версии Forbes.

Миссия ПАО «Магнит»: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников» [16].

Цель компании: обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.

Ценностями компании являются ответственность, развитие, сотрудничество, профессионализм.


Стратегия развития компании: «дальнейшее расширение сети за счет роста плотности покрытия ключевых рынков присутствия, а также органического развития в наименее освоенных регионах России; развитие мультиформатной бизнес-модели: продолжение агрессивного развития форматов "магазин у дома", "гипермаркет", "Магнит Семейный" и "Магнит Косметик"·, формирование высокого уровня лояльности к бренду со стороны ключевой аудитории; внедрение дополнительных мер по оптимизации издержек и улучшению рентабельностю»[17]

История развития начинается еще в 1994 году, когда С.Н. Галицкий основал компанию по продаже бытовой химии и косметики. Позже компания решила выйти на рынок розничной торговли продуктами питания. В период с 1998 года по 2001 год были открыты первые продуктовые магазины, которые были объединены в розничную сеть «Магнит». В 2001-2005 годах происходит быстрое региональное развитие. Розничная сеть «Магнит» уже насчитывает 1500 магазинов.

В 2006-2009 годах компания становится лидером российского продуктового ритейл по количеству покупателей. В этот период открываются гипермаркеты и магазины у дома. Количество магазинов сети увеличивается более чем в 2 раза.

В 2010 году открывается первый магазин «Магнит Косметик». В 2011 году реализован проект по выращиванию овощей в тепличном комплексе, принадлежащем компании. В период с 2010 по 2012 год ускоряются темпы роста компании, и расширяется география сети. В 2013 году розничная сеть «Магнит» становится абсолютным лидером российского ритейла.

На рисунке 3, представленном ниже, показано как увеличивалось количество магазинов в период с 2007 по 2017 годы, а также динамика прироста количества магазинов.

Исходя из данных, представленных в диаграмме, видно, что в период с 2007 года по 2017 год количество магазинов увеличилось более чем в 7 раз. Динамика прироста количества магазинов варьируется между 16% и 30%. Средний прирост в этот период равняется 22%. Данная диаграмма показывает, что розничная сеть «Магнит» динамично расширяется каждый год.

ПАО «Магнит» является крупнейшим продуктовым ритейлером в России по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. По состоянию на 31 декабря 2017 г. компания включает 16350 торговых точек, из них 12125 - «магазины у дома», 243 гипермаркета, 208 магазинов «МагнитСемейный»б

Магазины данной розничной сети расположены в 2 709 населенных пунктах Российской Федерации. Они расположены на всей территории России, а именно в 7 Федеральных округах - Северо-Кавказском, Южном, Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском. Большинство магазинов розничной сети «Магнит» расположено в Южном, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Магазины открываются и в крупных городах, и в маленьких населенных пунктах.


География сети по состоянию на 31 декабря 2018 года представлена в таблице 3.

Таблица 3 География сети ПАО «Магнит»

(составлено автором на основе годового отчета ПАО «Магнит» за 201/ г.)

Магазины

у дома

Гипер-

маркеты

Магнит

Семейный

Магазины

дрогери

Итого

Северо-

Кавказский ФО

373

9

10

138

530

ЮжныйФО

1816

69

54

731

2670

Центральный

ФО

3484

39

42

945

4510

Приволжск ий

ФО

3470

67

54

1065

4656

Северо-

Западный ФО

1236

16

16

317

1585

Уральский ФО

1178

32

19

407

1636

Сибирский ФО

568

11

13

171

763

Итого

12125

243

208

3774

Благодаря мощной системе логистики налажен эффективный процесс доставки товаров в магазины, качественного хранения товаров. Дистрибьютерская сеть компании включает в себя 37 распределительных центров и 36 автотранспортных предприятий, которые находятся на всей территории страны. Также у розничной сети «Магнит» есть собственный автопарк, который состоит из более чем 6000 грузовиков, что позволяет осуществлять своевременную доставку в магазины.

Кроме того, розничная сеть «Магнит» - крупнейший частный работодатель в России. В 2017 году общая численность персонала компании составила более 280 тысяч человек. Компании 8 раз получала звание «Привлекательный работодатель» по результатам исследования, которое ежегодно проводит российский интернет-портал Superjob.ru.

ПАО «Магнит» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 8 сентября 2016 года.

Согласно Уставу основной целью общества является извлечение прибыли.

К органам управления ПАО «Магнит» относятся: Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление (коллегиальный исполнительный орган), Генеральный директор (единоличный исполнительный орган). Ревизионная комиссия является органом контроля за финансово­ хозяйственной деятельностью .

Уставный капитал ПАО «Магнит» состоит из 101 911 355 обыкновенных именных бездокументарных акций и составляет 1 019113 рублей 55 копеек. Акции Компании обращаются на Московской бирже, а глобальные депозитарные расписки (ГДР) Компании торгуются на Лондонской фондовой бирже (тикер: MGNT). Структура акционеров ПАО "Магнит" по состоянию на 15 марта 2018 года наглядно представлена в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью на рисунке 4.