Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1336

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функции педагогической речи:

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений — взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи', сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест. О том, как это влияет на познавательную деятельность учеников, мы уже говорили выше. В плане внеурочного общения эти детали в речи, в коммуникативном поведении-учителя еще более значимы.

Особенности речи учителя: особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес — оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко, ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам — звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.


Задание 4. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.

 

Реальная жизнь и события, происходящие в современных образовательных учреждениях, часто демонстрируют наличие непродуктивных стилей педагогического общения, как внутри учительского коллектива, так и между учащимися. 

Охарактеризуйте следующие стили педагогического общения и приведите по одному примеру на каждый из предложенных стилевых типов построения взаимоотношений:

1.     Стиль «Монблан» Педагог поставил сам себя на пьедестал; говорит с классом, конкретно не глядя ни на кого, его не интересуют их интересы, он чувствует себя богом. Недостатки: совершено отсутствует контакт с учащиеся, нет ответной связи, нарушается система педагогического воздействия, бездействия учащихся; активны только те, у кого высокая мотивация к обучению.

2.     Стиль «Китайская стена» выражена в слабой связи между педагогом и детьми из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания педагогами своего статуса, поэтому у ребят отсутствует интерес к взаимодействию и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.

3.     Стиль «Локатор» это модель дифференцированного внимания, которая основана на избирательных отношениях с учащимися. Преподаватель ориентирован не на весь состав учащихся, а лишь на часть: на наиболее талантливых и успевающих или же, напротив, на слабых, на лидеров или на аутсайдеров.

4.     Стиль «Робот»  это модель негибкого реагирования. Взаимоотношения педагога с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выражаются цели и задачи заданий, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументации фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения.

5.     Стиль «Я сам» авторитарная модель общения, при которой учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо.

6.     Стиль «Гамлет» Этот стиль общения характеризуется постоянными сомнениями, которые мучают учителя при взаимодействии со школьниками: правильно ли они его поймут, верно ли истолкуют то или иное замечание, обидятся или нет и т. п. В результате педагог постоянно озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько эмоциональными моментами, которые приобретают гипертрофированное значение.



7.     Стиль «Друг», когда педагог ставит детей на ровне с собой, не выделяет отдельных личностей, в классе царит дружелюбная обстановка, да и педагог общается с учащимися как с друзьями

8.     Стиль «Тетерев» это гипорефлексная модель, которая заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно вставить реплику, она просто не будет воспринята.

9.     Стиль «Контакт в общении» это человеческая, психологическая, деловая близость общающихся, порождающая их взаимопонимание и общность результата, к которому они стремятся. Любой процесс общения включает в себя вербальный и невербальный компонент. В первом случае для общения используется речь, а во втором нам помогают общаться жесты, мимика и другие сигналы тела.

Задание 5. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.

Изучите теоретический материал по теме «Стиль общения как проявление педагогического мастерства учителя». Заполните обобщающую таблицу «Стили традиционного педагогического общения», учитывая основные вопросы, требующие внимательного рассмотрения и оформления:

1.     Выделите и составьте перечень актуальных критериев, на основании которых возможно провести сравнительный анализ трех стилей традиционного педагогического общения.

2.     По отношению к каждому из рассматриваемых критериев и стилей общения приведите примеры ситуаций, в которых данный критерий находит свое наиболее яркое проявление. При описании каждой ситуации представьте краткий вывод о возможности грамотного ее разрешения.

3.     В качестве вывода, после оформления данной таблицы, поясните: «Какой из стилей педагогического общения и в какой конкретной ситуации приемлем для построения отношений ученик-учитель?»



Наименования критериев проведения сравнительного анализа

Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления

Демократический

Авторитарный

Либеральный

1.

 Стиль

 Полный контакт с учащимися

Навязывание своего мнения, мнение учащихся не учитывается 

Попустительский 

2.

 Форма передачи информации

 Предложения, советы, обсуждения, в ведении урока участвует как учитель, так и учащиеся

Команды, указания, приказы 

 Вопросы рассматриваются формально

3.

 Ответственность

 В соответствии с полномочиями

Полностью у руководителя 

Полностью в руках учащихся 

4.

 Инициатива в общении

Педагог владеет инициативой и стимулирует детей. Совместное решение проблем

Инициатива учащихся подавляется учителем. Проблемы решает учитель единолично

Инициатива у учащихся. Проблемы решают учащиеся самостоятельно

5.

 Недостатки

Требует у педагога огромных усилий. Энергозатратно

Воспитание учащихся без своего мнения, безынициативных, безответственных

Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина


 

 

Задание 6. (максимальное количество баллов — 5 баллов)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.

Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:

— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?

Ребята растерянно переглядывались и пробовали возражать, но учитель, не слушая их, продолжал выдвигать обвинения.

В этот момент к кабинету подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части и сказал:

— Простите, я опоздал к началу урока, я должен открыть для вас другой кабинет. В этом кабинете окрашены столы. Я специально закупорил замок бумагой, чтобы никто не вошел и не запачкался.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему возник конфликт учителя с учениками?

Учитель проявил неуважение к проблеме учащихся, не разобрался в ситуации, проявил себя как некомпетентный работник.

  1. Можно ли было избежать его?

Можно было бы избежать данного конфликта, если бы учитель перевел данную проблему в игровую форму, допустим выразив свое доверие учащимся мог бы спросить у учащихся кто мог бы помочь открыть дверь. Также учитель перед началом урока не позаботился об подготовке класса для занятий и пришел уже после звонка. Если бы перед уроком учитель проверил кабинет, данного конфликта бы не было

  1. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?

В первую очередь сдержанность, чтобы не грубить учащимся, гибкость в различных ситуациях, творческий подход и умение контактировать с учащимися

  1. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?


Я бы извинилась перед учащимися и объяснила бы почему подумала именно на них (что бывают хулиганы, которые целенаправленно делают пакости)

 

Задание 7. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического осмысления.

 

Выразите Ваше отношение и дайте собственную обоснованную оценку гуманной педагогической деятельности, доказав, что в представленной далее формуле выражена сущность главного педагогического закона: «Вне совместной деятельности учащегося и учителя невозможно развитие личности, педагогический процесс отсутствует».



Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель является субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта. Отсюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.
Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В ходе прохождения преддипломной практики мною были использованы такие формы занятий. Мы отправлялись с детьми в различные путешествия по островам, например, на уроках окружающего мира. Каждый остров составлял один из главных факторов здорового образа жизни человека, и на каждом из них сталкивались с проблемными ситуациями. Детям нравятся такие уроки, они с особым желанием узнают новую и полезную информацию, лучше запоминают её.
В процессе педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. Так, на уроках закрепления и повторениямы работали так, что на доске был написан план урока, то есть, задания, которые нужно выполнить. Ученики, которые хорошо понимали материал могли решать задания самостоятельно, в конце показывая результат, а отстающие ученики работали с учителем и теми детьми, которые также плохо усвоили тот или иной материал.