Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли
1.1. Сущность прибыли: дискуссионные вопросы его определения
1.2. Механизм распределения прибыли
1.3. Проблемы управления прибылью на российских предприятиях
Глава 2. практические аспекты распределения прибыли В ООО «Старт»
2.1. Общая характеристика ООО «Старт»
2.2. Анализ прибыли ООО «Старт»
2.4. Рекомендации по совершенствованию распределения и использования прибыли ООО «Старт»
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие. [15.c.23]
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п. [12.c.14]
К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. [11]Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития. [13.c.87]
Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.
1.3. Проблемы управления прибылью на российских предприятиях
Известно, что задачи финансового менеджера по управлению прибылью организации – это максимизация размера прибыли, оптимальные пропорции между уровнями прибыли и риска, которым связано ее получение, рост качества прибыли, грамотное использование прибыли, рост рыночной стоимости предприятия в целях роста благосостояния собственников в перспективе.
Одной из важнейших составляющих процесса управления прибылью выступает анализ ее формирования, получения, распределения и использования.
М.В. Валасова, Н.А. Иванова и Э.И. Крылов [1, 15] в своей статье «Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий» приводят методологический подход к анализу прибыли, который включает следующие этапы:
- Оценка выполнения плана организации по прибыли и динамики прибыли.
- Изучение состава и структуры прибыли.
- Исследование факторов, формирующих прибыль.
- Изучение качества прибыли.
- Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли.
- Исследование резервов роста прибыли.
- Разработка рекомендаций руководству предприятия и его собственникам по эффективному использованию прибыли.
Особенность данного подхода заключается в анализе прибыли по отдельным видам продукции, имеющим различную себестоимость и рентабельность.
В то же время Г.А. Шаринова [11] в статье «Управление прибылью предприятия в современных условиях» освещает тему управлению прибылью в условиях кризиса, в частности определению факторов повышения доходности компании, снижения затрат и увеличения прибыли компании.
Проанализировав экономическую литературу по управлению прибылью можно выделить несколько проблем.
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм управления прибылью является системой основных элементов регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования.
Н.М. Кофорова, например, выделяет проблему эффективности распределения и предлагает механизм распределения чистой прибыли предприятия с учетом интересов собственника и трудового коллектива [5]. При помощи предложенного механизма собственник предприятия получает возможность оптимизировать систему, принимать более обоснованные решения для достижения краткосрочных или долгосрочных целей деятельности предприятия, повышения эффективности его работы.
По мнению А.А. Феттера эффективность управления прибылью будет наивысшей, если специалисты предприятия будут применять следующие основные методы анализа прибыли: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, сравнительный анализ, анализ рисков, анализ коэффициентов, интегральный анализ, факторный анализ. На основе полученных результатах анализа выбираются оптимальные мероприятия по управлению прибылью [10, 18].
Э. А. Омаров предлагает решать проблемы управления прибылью на основе анализа безубыточности [7, 28]. С помощью этого анализа автор статьи выявляет уровень производственного потенциала и предлагает их решения с помощью ценообразования. Для облегчения восприятия информации, полученные данные представим графически.
Рисунок 1 — Сальдо прибылей и убытков организаций по Российской Федерации
Данные рисунка свидетельствуют о снижении прибыли предприятий, особенно существенное снижение произошло за последние 2 года.
Рисунок 2 — Динамика удельного веса прибыльных организаций, %
Последняя диаграмма еще раз подтверждает, что количество прибыльных организаций также идет к сокращению.
А. Меренков утверждает, что в сдерживании роста прибыли главной проблемой в отечественном бизнесе остается управление без постановки и учета целей [6]. В результате компании не определяют для себя долгосрочные ориентиры, порой отсутствуют даже краткосрочные цели, не установлены стратегические задачи и планы решения. Из-за этого развитие бизнеса значительно замедляется. Понимая подобную проблему, в своей компании начали использовать управление по целям. Комплексная оптимизация системы управления включала 8 этапов, которые позволили добиться солидного результата (рис. 3).
Рисунок 3 — Комплексная оптимизация системы управления по целям для увеличения прибыли
Выводы:
При изучении сущности прибыли было отмечено, что среди ученых до сих пор отсутствует единство в понимании сущности прибыли и выполняемых ее функций.
Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.
На сегодняшний день нет универсального метода по управлению прибылью, можно только воспользоваться предложенными методиками анализа прибыли, оптимизировать систему управления для ее роста и использовать механизмы эффективного ее распределения. Однако, использование данных предложений должно быть только при индивидуальном подходе.
Глава 2. практические аспекты распределения прибыли В ООО «Старт»
2.1. Общая характеристика ООО «Старт»
ООО «Старт» (Москва; ИНН 7706504309) зарегистрировано 11 сентября 2003 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №39 по г.Москве.
Уставный капитал компании по состоянию на 25.06. 2017 - 10000 руб.
Тип собственности ООО «Старт» - Общества с ограниченной ответственностью. Форма собственности ООО «Старт» - Частная собственность. Адрес местонахождения ООО «Старт»: 119017, Москва, улица Ордынка Б., 40, стр. 4.
Основные виды деятельности ООО «Старт»: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (52.11).
Полное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Старт».
ОООО «Старт» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ [1], Гражданским кодексом РФ [2], Налоговым кодексом РФ [3], [4], Трудовым кодексом РФ [5], Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [6], Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ред. от 31.12. 2017) [7], Уставом предприятия и разработанными на их основе внутренними нормативными актами.
Ассортимент товаров ООО «Старт» на 80% состоит из продукции отечественного производства. Общее число товарных позиций в магазине поддерживается на уровне 17800 наименований, разбитых на товарные группы: зерномучные, плодоовощные, мясная продукция, сахар, кондитерские товары, пищевые жиры, грибы, молочные продукты, алкогольная продукция, рыбные товары, яйца, переработанные овощи и фрукты, штучные товары, прочие.
Таким образом, ООО «Старт» является торговым предприятием малого бизнеса, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами.
ООО «Старт» работает в формате супермаркет. Данный формат позволяет обеспечить высокую пропускную способность и разместить широкий ассортимент, как продовольственных, так и непродовольственных товаров, для любых целей и нужд покупателей.
Супермаркет, принадлежащий ООО «Старт», ориентирован на средний класс населения.
Основной целью деятельности ООО «Старт», является получение прибыли.
Основные виды деятельности согласно Уставу:
1. Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
2. Розничная торговля алкогольными и другими напитками
3. Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво
Рисунок 4 – Структура поставщиков супермаркета «Старт» в 2017 г., %
ООО «Старт» сотрудничает с 154 поставщиками, среди которых как оптовые организации, так и производители. В процентном соотношении – 28% на 72% соответственно (рис. 4).
Супермаркет «Старт» позиционирует себя на рынке, как компания, ориентированная на средний класс населения. Изучив контингент покупателей исследуемого магазина, можно говорить о том, что основными покупателями являются домохозяйки, работающие женщины и работающие мужчины, проживающие и работающие в зоне обслуживания данного магазина.
Рассмотрим конкурентов ООО «Старт» и проанализируем их конкурентные стратегии.
1. ООО «Нива» может составить конкуренцию в борьбе лишь за дорогих клиентов, т.к. ее ассортимент узкий, состоит из дорогих товаров; можно сделать вывод, что этот конкурент использует стратегию рыночной ниши, проводится ориентация на определенный рыночный сегмент и делается все возможное, чтобы наилучшим образом удовлетворить покупателя на этом сегменте. ООО «Нива» имеет удобное расположение и парковку для покупателей.
2. ООО «Эра Групп» реализует продукцию для покупателей с достатком средний и ниже среднего. Следует отметить, что товары, предлагаемые этой фирмой, достаточно непритязательны и дешевы, поэтому могут удовлетворить запросы потребителей с небольшим уровнем дохода. Эта фирма выступает конкурентом с точки зрения завоевания этих потребителей. Фирма использует конкурентную стратегию рыночной ниши, так же, как и ООО «Нива», но ориентируется на другой сегмент рынка (потребители с невысоким уровнем дохода).
3. ООО «Иларим» предлагает высокое качество продукции и торгового обслуживания по низким ценам, однако имеет узкий ассортимент продукции. Режим работы ООО «Иларим» круглосуточный, поэтому торговое предприятие имеет постоянный поток покупателей.
Сравнительная характеристика конкурентов ООО «Старт» представлена в табл. 1.
Таблица 1– Сравнительная характеристика ООО «Старт» и его конкурентов