Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли
1.1. Сущность прибыли: дискуссионные вопросы его определения
1.2. Механизм распределения прибыли
1.3. Проблемы управления прибылью на российских предприятиях
Глава 2. практические аспекты распределения прибыли В ООО «Старт»
2.1. Общая характеристика ООО «Старт»
2.2. Анализ прибыли ООО «Старт»
2.4. Рекомендации по совершенствованию распределения и использования прибыли ООО «Старт»
Рост валюты баланса со стороны пассива в наибольшей степени обусловлен ростом кредиторской задолженности. За 2016 г. в ООО «Старт» величина кредиторской задолженности увеличилась на 51 094 тыс. руб. или на 51,9 %.На 31.12. 2016 года величина собственного капитала ООО «Старт» составила 11 581 тыс.руб. или 7,2% от общей величины пассивов.
Структура пассивов ООО «Старт» в 2015- 2017 гг. сформирована преимущественно за счет кредиторской задолженности, ее доля за период выросла с 82% до 93 %, а доля нераспределенной прибыли осталась на уровне 7%. Такая значительная величина кредиторской задолженности в структуре капитала ООО «Старт» ведет к увеличению финансовых рисков и может отрицательно повлиять на его финансовую устойчивость.
Проведем далее оценку ликвидности баланса ООО «Старт» за 2015- 2017гг., данные для расчета и результаты анализа отобразим для наглядности в виде таблицы 11.
Таблица 11 – Оценка ликвидности баланса ООО «Старт» в 2015- 2017гг.
п/п |
показатель |
2015 г. |
2016г. |
2017г. |
Норматив для коэффициентов ликвидности |
Абсолютное отклонение 2017г. от 2015г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7=ст.5-ст.3 |
1 |
Оборотные активы, тыс. руб. |
87703 |
103 514 |
160 592 |
72 889 |
|
2 |
Текущие обязательства, тыс. руб. |
82521 |
98 482 |
149 590 |
67 069 |
|
3 |
К текущей ликвидности (стр. 1/стр.2) |
1,06 |
1,05 |
1,07 |
1-3. |
0,01 |
4 |
Денежные средства, тыс. руб. |
8538 |
15 079 |
37 038 |
28 500 |
|
5 |
Финансовые вложения, тыс. руб. |
0 |
510 |
7 092 |
7 092 |
|
6 |
К абсолютной ликвидности (стр. 4+стр. 2)/стр. 2 |
1,10 |
0,16 |
0,29 |
0,2-0,5 |
-0,81 |
7 |
Дебиторская задолженность, в тыс. руб. |
56625 |
45 212 |
49 932 |
-6 693 |
|
8 |
К срочной ликвидности (стр. 4+стр. 5+стр.7)/стр.2) |
0,79 |
0,62 |
0,63 |
0,7-1 |
-0,16 |
9 |
Запасы, в тыс. руб. |
22451 |
41 522 |
65 529 |
43078 |
|
10 |
К ликвидности при мобилизации средств (стр.9/стр.2) |
0,27 |
0,42 |
0,44 |
0,5-0,7 |
0,17 |
Из данных, представленных в таблице 11, очевидно, что значения коэффициентов абсолютной и срочной ликвидности в течение отчетного периода увеличились, что, на первый взгляд, указывает об отрицательной динамике финансового состояния компании. При этом показатели текущей и абсолютной ликвидности находятся в пределах рекомендуемых норм, показатель срочной ликвидности и показатель ликвидности при мобилизации средств находятся вблизи нижней границы нормы, однако демонстрируют положительную динамику, что также свидетельствует о повышении стабильности финансового положения компании.
Далее проанализируем финансовую устойчивость ООО «Старт» и результаты также отобразим в таблице 12.
Таблица 12 – Оценка финансовой устойчивости ООО «Старт» в 2015- 2017 гг.
№ п/п |
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Норма для коэффициентов |
Абсолютное отклонение 2017г от 2015г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7=ст.5-ст.3 |
1 |
Оборотные активы, тыс. руб. |
87703 |
103 514 |
160 592 |
- |
72 889 |
2 |
Текущие обязательства, тыс. руб. |
82521 |
98 482 |
149 590 |
67 069 |
|
3 |
Собственные оборотные активы СОА=СОС (1-2) |
5182 |
5 032 |
11 002 |
> 0 |
5 820 |
4 |
Собственный капитал |
5820 |
5 828 |
11 581 |
5 761 |
|
5 |
Заемный капитал |
82521 |
98 482 |
149 590 |
67 069 |
|
6 |
Валюта баланса |
88341 |
104 310 |
149 590 |
61 249 |
|
7 |
К автономии (4/6) |
0,07 |
0,06 |
0,08 |
больше 0,5 |
0 |
8 |
К финансового рычага (5/4) |
14,18 |
16,89 |
12,92 |
меньше 1 |
-1,3 |
9 |
К обеспеченности СОС (3/1) |
0,06 |
0,049 |
0,069 |
больше 0,1 |
0 |
10 |
К маневренности СОС (3/4) |
0,89 |
0,86 |
0,95 |
> = 0,5 |
0,06 |
11 |
Долгосрочные пассивы |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
12 |
К покрытия инвестиций (11/6) |
0 |
0 |
0 |
> 0,9 критическое значение 0,75 |
0 |
Из данных, представленных в таблице 12, очевидно, что значения всех коэффициентов финансовой устойчивости в течение исследуемого периода выросли, за исключением коэффициента финансового рычага, который снизился на 1,3 п., что в целом свидетельствует об улучшении финансовой устойчивости компании.
Однако следует отметить, что значения коэффициентов автономии, финансового рычага, обеспеченности собственными оборотными средствами, покрытия инвестиций находятся значительно ниже рекомендуемых норм, что свидетельствует в целом о стабильно неустойчивом финансовом положения компании.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной финансовой устойчивости ООО «Старт» в исследуемом периоде. Имея высокие показатели ликвидности, ООО «Старт» находится в кризисном финансовом положении из-за недостатка собственных оборотных средств.
Далее проанализируем рентабельность и деловую активность компании ООО «Старт» в 2015- 2017гг., результаты отобразим в таблице 13.
Таблица 13 – Оценка рентабельности и деловой активности ООО «Старт» в 2015- 2017 гг.
№ п/п |
Показатель, в тыс. руб. / % |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Абсолютное изменение 2017г. по сравнению с 2015г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Выручка (без НДС) |
745239 |
959580 |
978772 |
233533 |
2 |
Себестоимость |
693561 |
880441 |
898050 |
204489 |
3 |
Чистая прибыль |
2998 |
5753 |
7117 |
4119 |
4 |
Собственный капитал |
5828 |
11581 |
11581 |
5753 |
5 |
Сумма активов |
104310 |
149590 |
161171 |
56861 |
6 |
Долгосрочные пассивы |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Рентабельность продукции (3/2)*100 |
0,43 |
0,65 |
0,01 |
-0,42 |
8 |
Рентабельность продаж (3/1)*100 |
0,4 |
0,6 |
0,73 |
0,33 |
9 |
Рентабельность собственного капитала (3/4)*100 |
51,44 |
49,67 |
61,45 |
10,01 |
10 |
Рентабельность активов (3/5)*100 |
2,87 |
3,85 |
4,42 |
1,55 |
11 |
Рентабельность инвестиций (3/6)*100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Оборотные активы |
87707 |
103514 |
160592 |
72885 |
13 |
К оборачиваемости активов (1/12) |
7,2 |
5,97 |
6,09 |
-1,11 |
14 |
Период оборота активов, в днях (365/К оборачиваемости) |
50,69 |
61,14 |
59,89 |
9,20 |
15 |
К оборачиваемости капитала (1/5) |
71,14 |
6,14 |
6,07 |
-65,07 |
16 |
К оборачиваемости собственного капитала (1/4) |
127,87 |
82,85 |
84,52 |
-43,35 |
Из рассчитанных в таблице 13 показателей можно сделать следующие выводы: почти все показатели рентабельности (рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов) в 2017 г. по сравнению с 2015 г. увеличились, что свидетельствует об улучшении результативности финансово-хозяйственной деятельности компании. В то же время, снижение показателей рентабельности собственного капитала указывает на недостаточно квалифицированное управление финансами и большую угрозу банкротству. Также наблюдается очень большой показатель периода оборота оборотных средств, но это характерно для данного вида бизнеса, т.к. основную долю (более 60%) оборотных средств составляет запасы.
Таким образом, деятельность ООО «Старт» является прибыльной и экономически эффективной. В то же время, в 2017 г. практически все коэффициенты оборачиваемости сократились, что говорит об уменьшении активности использования имеющихся в компании ресурсов и характеризует организацию управления финансами компании как нерациональную.
2.4. Рекомендации по совершенствованию распределения и использования прибыли ООО «Старт»
Для повышения эффективности деятельности ООО «Старт» можно предложить следующие мероприятия:
1. Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики
1.1 Выпуск дисконтных карт
1.2 Организация промоакций
2. Мероприятия по сокращению расходов
2.1 Внедрение аутсорсинга для сокращения административно-управленческого аппарата (предлагается вынести на аутсорсинг бухгалтерскую службу);
Рассмотрим сущность предложенных мероприятий.
1. Выпуск дисконтных карт
Для стимулирования покупателей ООО «Старт» предлагается создать систему скидок на оказываемые услуги. Дисконтные карты со скидками 3%, 5% можно будет получить в магазине при совершении покупки на 1000 руб. и на 2000 руб.
В первую очередь руководство компании преследует как цель, не получение дополнительной прибыли, а дальнейшую приверженность клиентов. Тогда возможно привлечение клиентов магазинов-конкурентов.
В результате данного мероприятия ожидается увеличение покупок величиной в 1000 руб. на 5%, и покупок величиной в 2000 руб. на 1%.
В 2017 году количество клиентов, в год составляло 129856 чел., из них совершавших покупки на сумму от 10 до 300 руб. – 55 %, от 300 до 1000 руб. – 20 %, от 1000 до 2000 руб. – 15 %, свыше 2000 руб. – 10 %.
То есть предполагается, что в результате внедрения данного мероприятия количество покупателей, которые сделают покупку на сумму от 1000 до 2000 руб. увеличится на: 19478*0,05 = 974 чел., покупателей, совершивших покупку на сумму свыше 2000 руб. – на 12986*0,01 = 130 чел.
Затраты на производство дисконтных карт, количеством 1100 штук, составляют 55000 рублей.
Прямые расходы магазина с каждой покупки размером в 1000 руб. составят: 1000*0,03 = 30 руб., а с покупки на сумму в 2000 руб.: 2000*0,05 = 100 руб.
Общие затраты магазина на внедрение дисконтных карт составят: 30*974 + 100*130 +55 = 97,2 тыс. руб.
В результате увеличения числа покупателей, совершающих крупные покупки, дополнительная выручка магазина составит: 974*1000 + 130*2000 = 1234000 руб. или 1234 тыс. руб.
При сохранении показателя рентабельности на уровне 2011 года, дополнительная прибыль от продаж составит: 1234*0,4922 = 607,37 тыс. руб.
Т.е. экономический эффект от мероприятия составит: 607,37-97,2 = 510,17 тыс. руб.
2. Организация промоакций
Также предлагается ежемесячное проведение промоакции в магазине «Старт» под названием «Унеси, сколько сможешь». Суть данной акции: один раз в месяц в определенный день при покупке продукции в магазине на сумму 2000 руб., покупатель получает в подарок столько продукции определенной торговой марки (зависит от спроса на данную продукцию), сколько сможет унести за один раз. К примеру, в ООО «Старт» не пользуется спросом сок для детского питания «Яблоко-шиповник», его можно использовать в данной промоакции.
В среднем, один покупатель может унести за один раз 4 коробки сока на сумму 800 руб. Число покупателей, совершающих покупки на сумму свыше 2000 руб. в дни промоакции, увеличится в 2 раза. Т.е. составит: 129856*0,1/360*2 = 72 чел.
Дополнительная выручка магазина от проведения промоакций в год составит: 36*2000*12 /1000 = 864 тыс. руб.
Расходы на проведение промоакции:
– оплата труда промоутера по ставке 100 руб./чел., 800 руб. в день, 9600 руб. в год.;
– затраты на продукцию на промоакции: 800*72 *12 =691,2 тыс. руб.
Экономический эффект от проведения промоакции: 864-691,2-9,6 = 16,2 тыс. руб.
3. На аутсорсинг предлагается вынести бухгалтерское обслуживание ООО «Старт». За счет сокращения штата бухгалтерской службы можно достичь сокращения численности персонала ООО «Старт» на 3 чел.
В пакет услуг, предлагаемым аутсорсинговой компанией, входит: ведение бухгалтерского учета при УСН, ОСН, ЕНВД для ООО, ИП в программе «1С»