Файл: Обучающийся Соколова София Владиславовна Преподаватель Мазаева Анастасия Андреевна Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Соколова София Владиславовна

Преподаватель:

Мазаева Анастасия Андреевна


Практическое занятие 1

Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.

Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?

Массовая культура оказывает огромное влияние на формирование гражданских позиций у населения. Изучение ее социализирующей роли помогло:

  • определить направления развития социокультурных процессов в современном обществе;

  • выявить в условиях коренных изменений в обществе характерные особенности ее влияния на различные социальные группы;

  • оценить социальные последствия ее воздействия на общество;

  • подавлять наиболее опасные и вредные воздействия на массовое сознание, выявлять возможности регулирования таких воздействия.

В настоящее время огромную социализирующую роль стала играть массовая культура. Она вытесняет семью, школу, авторитеты старших поколений. Современная массовая культура создается для массового человека, не требует напряжения для восприятия, напрямую связана с психофизиологическими центрами удовольствия, быстрее достигает своих целей.
Социализирующая функция массовой культуры:

  • формирует представления о жизненных успехах;

  • вводит новые модели поведения;

  • определяет ценности молодежи, меняет старые установки;

  • изменяет представление о престиже, социальном статусе;

  • создает образы успешного человека и т.д.

Массовая культура оказывает влияние на личность по формуле «информация плюс развлечение».


При оценке массовой культуры и ее последствий важно учитывать, насколько в ее содержании отражены национальные интересы и традиционные ценности.

Массовая культура создается для массового потребления. Ее основная функция – развлекательно-компенсаторная. Массовая культура функционирует на основе социального заказа. Она является массовой как по охвату аудитории, так и по времени.

В массовой культуре гипертрофирована адаптивная сторона, вследствие чего она превращается в определенный вид бизнеса. Массовая культура «потребляет» человека, заменяя ему другие пласты культуры.

Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.

Современная массовая культура и её влияние на человека, https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-massovaya-kultura-i-eyo-vliyanie-na-cheloveka

В данной статье рассматривается одно из наиболее заметных и характерных явлений современного мира- популярная культура. Анализ включает в себя рассмотрение понятия поп-культуры, взаимодействия человека с ней, ее источников и влияния, которое она оказывает.
Массовая культура как «дух» современности, Приходько, Е. А. Массовая культура как «дух» современности / Е. А. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3340/ (дата обращения: 30.10.2022).

Фокусируясь на положительных аспектах развития массовой культуры, следует отметить, что массовая культура сделала высокие ценности доступными для масс, тем самым очеловечив их.

Исключив индивида из "большой" истории, массовая культура предоставила еще одну возможность для самоидентификации. Известно,что человек обретает свое право на самоопределение только через связь. Популярная культура связала индивида с миром в целом. Она дала возможность человеку, ограниченному физическими условиями пространства и времени, узнать то, что он не мог знать раньше.


Мир как целое перестал быть для человека туманным образом или логической конструкцией.

Он явился ему на экране суммой живых картинок и заговорил на разных языках, изменив его представление о пространственно-временных связях и современности.

Следовательно, сегодня необходимо стимулировать внутрикультурный диалог между высшей и низшей культурами, ведь массовая культура может быть не только «мертвой», но и «живой».



Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности и стремится ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям, не заслоняя и не подменяя профессиональной виртуозностью гуманистический смысл, содержание предлагаемых ею образцов, произведений, норм и т.п.

Она и должна быть взята за основу изменения качества повседневного бытия людей, их сознания и образа жизни.

Это даст импульс для развития культуры в целом и преодоления тех образцов массовой культуры, которые выступают как антигуманные по своему внутреннему содержанию формы.

По мнению В.В. Сергеева, сохранение и обеспечение безопасности духовной культуры – необходимое условие, позволяющее России и россиянам отстоять основополагающие принципы, нормы, традиции, уклад, национальное самосознание и культурную самобытность, культурную самоидентификацию, складывавшиеся на всем долгом пути исторического развития.

Большинство же СМИ, распространяющие продукты массовой культуры, в современной России находятся вне контроля государства и институтов гражданского общества.

Государственные органы обеспечения национальной (духовной) безопасности должны сосредоточить свое внимание не только на противодействии физическим проявлениям терроризма, экстремизма, сектантства, но и на предупреждении, пресечении и профилактике духовного, виртуального терроризма, экстремизма и сектантства.

Современная массовая культура, https://center-yf.ru/data/stat/sovremennaya-massovaya-kultura.php

Существует достаточно разветвленная система индустрии массовой культуры, которая включает в себя следующие подразделения:

  • средства массовой информации - СМИ (практически все частные каналы радио и телевидения, газеты и журналы существуют за счет рекламы потребительских товаров и услуг);

  • система организации и стимулирования массового спроса на продукцию (реклама на улицах, в транспорте, индустрия моды);

  • индустрия здоровья (формирование имиджа здорового образа жизни);

  • индустрия досуга (туризм, книгоиздания, популярная музыка и др.);

  • международная компьютерная сеть Internet;

  • массовая социальная мифология (интересно наблюдать за развитием этого жанра в последнее время в Украине: выходят многочисленные материалы о жизни кумиров, распространяются мифы, псевдонаучные учение, где сложные или недостаточно исследованы проблемы сводятся к простых объяснений, типа: влияние пришельцев из космоса, звезд, знаков зодиака, предсказания Нострадамуса).


В массовой культуре есть немало значимых, даже выдающихся произведений, которые необходимо пропагандировать. Хорошо это или плохо, но на рубеже XX и XXI вв. ее лучшие образцы действеннее влияют на уровень культуры общества, чем произведения гениев.


Каково соотношение между массовой и элитарной, или фундаментальной культурой?

В. П. Руднев, автор "Словарь культуры XX века", подчеркивает, что обе культуры - как два полушария головного мозга, каждая из которых осуществляет принцип дополнения.

Массовая культура как первичная воссоздает образ реальности, фундаментальная же выступает как вторичная, моделирующая система.

В этом отношении массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

Так, сняв кассовый фильм "Парк юрского периода", знаменитый голливудский режиссер С. Спилберг, сэкономил на фундаментальную картину "Список Шиндлера", который рассказывает о трагедии холокоста. Успех "Сибирского цирюльника" М. Михалкова дает возможность возродить неприбыльное российское документальное кино.

Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой, несмотря на господство массовой культуры, вполне успешно развивается культура элитарная и народная.

Итак, массовая культура, как и цивилизация, может нести потенциальную опасность бездуховности, но под контролем общества и его элиты она должна трансформироваться в прообраз новой будничной культуры человечества XXI ст.

Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования

Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования.

Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, 
и выделяет следующие задачи его деятельности:

1. Высшее образование в области педагогики, культурологии или социальной работы.

2. Опыт работы в сфере культурно-досуговой деятельности в качестве руководителя, организатора и/или педагога.

3. Знание теории и практики массовой культурно-досуговой работы, а также современных тенденций и инновационных методов в этой области.

4. Умение планировать, организовывать и проводить мероприятия различного формата и масштаба, соответствующие интересам и потребностям широкой аудитории.

5. Навыки работы с разными возрастными группами и социальными слоями, умение адаптировать программы и форматы мероприятий под нужды разных категорий населения.

6. Ориентированность на достижение конкретных целей в рамках общей стратегии развития культурно-досуговой деятельности в регионе.

7. Готовность к постоянному профессиональному росту, повышению квалификации и внедрению новых подходов и технологий в работу.
Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности. Представьте контекст ситуаций.

Ситуация 1. Организация конкурса рисунков «Моя семья и я» среди детей младшего школьного возраста в кружке изобразительного искусства.

Контекст: В кружке изобразительного искусства учится 10 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Педагог решила организовать конкурс рисунков, чтобы показать детям, как важно сохранять связь с семьей и выражать свои чувства в творчестве. Дети рисуют портреты своих семей и описывают, что им нравится делать вместе с мамой, папой и бабушкой.

Ситуация 2. Поездка на выставку живописи в музей с подростками в возрасте от 13 до 16 лет.

Контекст: В кружке изобразительного искусства учится группа подростков, интересующихся искусством. Педагог решила организовать поездку на выставку живописи в музей, чтобы показать им разнообразие стилей и направлений в искусстве. Подростки обсуждают произведения искусства и высказывают свои эмоции и впечатления от просмотра.

Ситуация 3. Разработка программы театральной студии с детьми в возрасте от 9 до 12 лет.

Контекст: Педагог работает с группой детей, которые хотят научиться играть в театре. Она разрабатывает программу, которая включает в себя упражнения на дикцию, мимику и актерское мастерство. Дети также учатся создавать сценарии и готовятся к выступлениям в областном театре.