Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Понятие и этапы развития налогового учета
1.2 Альтернатива налогового учета
1.3 Сближение бухгалтерского и налогового учета
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Налогового регулирования в РФ
2.2 Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Экономический рост в современной России привел не только к ускорению темпов общественной динамики, но и к экспоненциальному усложнению рыночной системы. Подобное положение дел сформировало в России наличие двух законодательно установленных и контролируемых государством систем учета деятельности организаций и предприятий, а именно бухгалтерского и налогового учета. Разделение учета на несколько видов отражает естественное стремление руководства предприятия наиболее удобным образом осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств организации с целью достижения цели деятельности организации (которое выражается в бухгалтерском учете) и такое же естественное стремление государства по контролю правомерности финансовых операций организации и отсутствия сокрытия сведений о фактах хозяйственной деятельности (выражающееся в наличии налогового учета).
Целью данной работы является изучение основных этапов формирования налогового учета в России, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и этапы развития налогового учета;
- изучить альтернативу налогового учета;
- рассмотреть сближение бухгалтерского и налогового учета;
- проанализировать налоговое регулирование в РФ;
- выявить проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ.
Объект исследования – налоговый учет.
Предмет исследования - основные этапы формирования налогового учета в России.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Понятие и этапы развития налогового учета
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ[1].
В научной литературе встречаются различные подходы к выделению этапов становления налогового учета в России. В зависимости от законодательной основы формирования информации в целях налогообложения предлагается выделять два этапа: до и после введения НК РФ (рисунок 1.1).
Рис. 1.1 - Этапы становления налогового учета в России
В процессе своего становления налоговый учет прошел несколько важных стадий развития. На первой стадии наблюдается единство ведения учетов, действуют общие нормативные документы, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета и определения объекта налогообложения. На последующих стадиях происходит все больше отдаление учетов, в связи с усложнением законодательства. На последних стадиях комплекс принятых мер (в области амортизационной политики, составе расходов и др.) направлены на сближения ведения учетов.
Для определения методологических основ ведения налогового учета, его взаимодействия с бухгалтерским учетом, целесообразно провести сравнение объектов и задач бухгалтерского и налогового учета (таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Концептуальные основы бухгалтерского и налогового учета
Критерий сравнения |
Бухгалтерский учет (ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете») |
Налоговый учет (ст. 313 НК РФ) |
Объекты |
Имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности |
Не определены |
Задачи |
|
налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. |
Таким образом, перед бухгалтерским и налоговым учетом стоят совершенно разные задачи. Данные бухгалтерской отчетности, прежде всего, необходимы в работе внутренних пользователей. Главным итогом введения налогового учета, и его главной задачей стало формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, налоговый учет в первую очередь, ориентирован для формирование отчетности для внешний пользователей (налоговых органов).
В соответствии с требованиями ст. 313 НК РФ, налогоплательщик в праве выбирать между двумя вариантами налогового учета: самостоятельный (автономный) налоговый учет; смешанный налоговый учет (частично или полностью, опирающейся на данные финансового учета). Мнения специалистов по вопросу, какой вариант организации учета позволяет более эффективно и достоверно сформировать данные для исчисления налогов разделились. Резюмируя мнения различных ученых можно выделить как положительные так и отрицательные моменты существующих вариантов организации учета (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Сравнительный анализ вариантов ведения налогового учета
Преимущества |
Недостатки |
1. Самостоятельный (автономный) вариант организации налогового учета |
|
использование для формирования регистров налогового учета непосредственно первичной учетной информации, что обеспечивает полноту учетных операций, их достоверность, и, следовательно, снижение вероятности появления ошибок; дает реальную возможность получать данные для формирования налоговой базы непосредственно из налоговых регистров, которые формируются в соответствии с требованиями налогового законодательства; полная независимость от изменений правил финансового учета. |
требует значительных затрат, связанных с необходимостью создания в организации отдела или группы налогового учета, привлечения высококвалифицированных специалистов, закупки новых программных продуктов и модернизации учетного процесса, а также вычислительной техники; дублирование идентичных данных в налоговом и финансовом учете; трудности в организации документооборота в организации (необходимость использования одних и тех же первичных документов в обеих системах, обеспечение сохранности этих первичных документов, определение места хранения первичных документов - как приложение к финансовым или налоговым регистрам); отсутствие научно обоснованной методологии, нацеленной на формирование информации о налоге на прибыль. |
2. Вариант организации налогового учета на базе данных системы финансового учета (смешанный) |
|
меньшая трудоемкость по сравнению со специальной системой налогового учета; исключение дублирования информации; независимость системы финансового учета от текущих изменений налогового законодательства; возможность быстрого внедрения данного варианта налогового учета; возможность гибкой настройки соответствия объектов финансового учета объектам налогового учета. |
пересмотр взаимосвязи показателей финансового и налогового учета при каждом возможном изменении правил финансового учета. Но, учитывая, что в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу взят курс на сближение налогового и финансового учета, расхождений в правилах и методах учета в этих двух системах должно становится все меньше и меньше. Кроме того, правила финансового учета меняются намного реже, чем нормы налогового законодательства; постоянный контроль за правильностью формирования данных налогового учета, особенно в случаях изменения данных системы финансового учета прошлых отчетных периодов. |
Таким образом, получение данных для исчисления налогов на основании информации формируемой в системе финансового учета является более рациональным и экономичным по сравнению с самостоятельным (автономным) ведением налогового учета. Финансовый учет, имеющий тысячелетнею историю применения и отработанную методологию организации, является более емкой системой формирования информации и органически включает в себя элементы налогообложения. Кроме того, пользователями информации финансового учета могут быть внешние организации, в том числе и налоговые органы как пользователи с косвенным финансовым интересом. При этом бухгалтерское законодательство содержит все основополагающие принципы признания и оценки доходов и расходов, которые лежат в основе исчисления налога на прибыль. В свою очередь, информационной базой как финансового, так и налогового учета являются первичные документы. Таким образом, информационная база в обеих учетных системах едина. Отличия состоят в способах группировки, систематизации и обработки учетной информации в соответствии с целями присущими тому или иному виду бухгалтерского учета. В настоящее время различия возникают: в категориях и составе объектов учета и соответствующей терминологии; в методах формирования первоначальной стоимости при принятии объектов к учету и методах амортизации; в моменте признания и составе доходов и расходов и др[2].
1.2 Альтернатива налогового учета
В научной литературе рассматриваются несколько альтернатив в развитии налогового и бухгалтерского учетов:
- дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учета;
- совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учетных систем на базе бухгалтерского учета;
- совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учета с целью установления соответствия на базе налогового учета с сохранением первичных документов в качестве основы учетной налоговой деятельности;
- полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учета.
По нашему мнению, реформирование национальных учетных стандартов должно происходить взаимонаправленно и согласованно. Система принципов совершенствования национальной учетной системы:
1. В связи с имеющейся целью создания системы учета, отвечающей требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учетной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учета и увеличения базы налога.
-
- Экономичность системы учета. Учет не должен стоить предприятию многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учету фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учета, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учета на предприятии, однако там относительная легкость ведения учета достигается исключительно благодаря применению программных средств.
- Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учета. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учета опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и осуществлять согласование объектов учета и налогообложения с целью ликвидации противоречий между ними.
- Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в правилах бухгалтерского учета. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учета учету налоговому и, кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закрепленного законодательно обязательства организации по уплате налога.
- Целостность проводимой государством учетной политики в целом. Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим регуляцию национальной системы учета в целом безотносительно разделения ее на налоговый и бухгалтерский учет, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положения по бухгалтерскому учету[3].