Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (Теоретические аспекты деятельности государственного служащего).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
Введение
Государственная служба нацелена на обеспечение эффективного функционирования государства, а уровень развития оказывает прямое влияние на темпы и результаты реформ практически во всех областях государственной и общественной жизни. В качестве одной из значимых характеристик государства является то, что оно характеризуется наличием особой структурной организации, а именно: имеются специальные люди, которые обладают публично-властными полномочиями и профессионально занимаются выполнением государственно-управленческих функций.
Эффективная деятельность государственного аппарат России, которое укомплектовано кадрами соответствующей компетенции и высокой квалификации, признается существенным фактором успешности государства и устранения кризисных явлений в жизни страны. При этом особое внимание акцентируется на деятельности государственных служащих. Специалисты, которые поступают или уже работают в органах государственной власти и в государственных организациях в зависимости от требований организации и задач, решаемых на государственной службе, должны обладать обширными знаниями и практическими навыками решения задач управления, иными словами, обладать соответствующими компетенциями.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что деятельность государственного служащего должна быть направлена не только на выполнение однообразной работы, а должна быть эффективной и результативной, аналогично топ-менеджерам. При этом существенные профессиональные компетенции государственных служащих должны быть основаны на знании основ управления, умении видеть, формулировать и анализировать проблемы, а также возможности выявлять проблемы, составлять задачи управления, использовать деловые коммуникации в качестве стиля управления, а также заниматься разработкой и реализацией управленческих решений.
Целью написания курсовой работы является исследование деятельности государственного служащего в качестве универсального топ-менеджера.
Для достижения представленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль государственных служащих;
- определить понятие и значение государственной службы;
- выделить особенности менеджмента в государственной службе;
- сформировать краткую характеристику деятельности ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург»;
- оценить особенности деятельности государственных служащих в ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург»;
- проанализировать топ-менеджмент в ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург»;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности топ-менеджмента в ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург».
Предметом исследования курсовой работы выступает государственный служащий в качестве универсального топ-менеджера.
Объектом исследования является государственное учреждение Дом молодежи г. Санкт-Петербург.
1. Теоретические аспекты деятельности государственного
служащего
1.1 Сущность и роль государственных служащих
В течение многовековой истории государственной службы на территории Российской Федерации понятие «государственный служащий» в рамках отечественного законодательства возникло только в последнее десятилетие. До этого момента формирование определения понятия и сущности государственного служащего осуществлялось исключительно на уровне доктрины. Так, в XVII в. Томас Гоббс указывал на то, что государственный служитель представляет собой того, кому поручается конкретный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государство. Во времена СССР только со второй половины 40-х гг. XX в. начался процесс активного исследования института государственной службы [7, c. 51].
В представленный период возникли разнообразные определения понятия «государственный служащий». При этом С. С. Студеникиным и В. А. Власовым было сформировано утверждение о том, что под государственным служащим понимается лицо, которое занимается постоянным и временным выполнением служебных обязанностей в рамках аппарата государственной администрации. Соответственно, в состав основных признаков государственного служащего по мнению представленных исследователей включались: реализация государственных функций и реализация обязанностей в аппарате государственного управления.
Другой подход в отношении понятия «государственный служащий» был сформирован Н. И. Фаянсом. Этот исследователь придерживался мнения о том, что государственные служащие представляют собой лица, которые на основании выбора или по назначению, находятся постоянно или временно на должности в государственных учреждениях или предприятиях и получающие вознаграждения за свой труд, а также состоящие в организации и непосредственной реализации функций государства. В качестве ключевого элемента при определении понятия «государственный служащий» выступает замещение должности в государственном аппарате [13, c. 157].
Отсюда следует, что в отечественной юриспруденции сформировано представление о государственных служащих в качестве лиц, которые выделяются среди других сотрудников государственных предприятий и учреждений в связи с тем, что они замещают государственные должности в государственном аппарате, занимаются служебной деятельностью от имени и по поручению государства и получаются за это заработную плату из государственного бюджета в соответствии с порядком и размером, установленным государством.
Необходимо отметить, что представленные признаки были отражены отечественным законодателем в процессе разработки первого в истории России закона, который регулирует государственную службу. Так, в п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» было установлено, что государственный служащий представляет собой гражданина России, который в соответствии с порядком, установленным законодательством, исполняет обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Кроме того, в рамках Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» представленный подход сохранен.
При этом в соответствии со ст. 10 представленного Федерального закона установлено, что под государственным служащим понимается гражданин, которые занимается профессиональной служебной деятельностью на должности федеральной государственной службы и получает за это денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с Законом № 58-ФЗ установлены базовые принципы организации и деятельности, а также закрепление единства системы государственной службы. В рамках этого закона закреплено легитимное определение государственной службы в качестве профессиональной служебной деятельности граждан РФ, занимающихся обеспечением исполнения полномочий, а именно [2]:
- государственных образований – Российской Федерации и субъектов РФ;
- государственных органов, в состав которых включаются федеральные органы государственной власти, другие федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, другие государственные органы субъектов РФ;
- лица, которые занимаются замещением государственных должностей РФ и субъектов РФ;
- лица, которые занимаются замещением должностей, устанавливаемых конституциями, уставами, законами субъектов РФ с целью непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен предмет деятельности государственных гражданских служащих, основные принципы организации государственной службы, а также учреждена организационная структура гражданской службы – систему должностей; определены обязанности, установлена ответственность гражданских служащих [2]. В общем виде под правовым статусом понимается признанная Конституцией и законодательством РФ комплекс исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц [1].
Необходимо отметить, что правовой статус государственных гражданских служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения, определяющие их место в системе государственной службы. Соответственно, содержание правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане определяется благодаря основным правам, обязанностям и ответственностью. За счет такого положения имеется возможность выделения функциональной направленности и структуры правового статуса государственного гражданского служащего и, соответственно, не допускается размывание границ такого понятия.
Правовой статус государственного гражданского служащего в общем виде представляется собой систему предоставленных ему прав и возложенных обязанностей, а также конкретную систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за факты неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе за нарушения запретов и ограничений, которые связаны с государственной гражданской службой. Так, в соответствии с Законом 79-ФЗ представлены составляющие элементы правового статуса государственных служащих на территории Российской Федерации, а именно [2]:
- основные права гражданского служащего;
- основные обязанности;
- ограничения, которые предусмотрены осуществлением гражданской службы;
- запреты, которые связаны с осуществлением гражданской службы;
- требования к служебному поведению;
- особенности урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;
- предоставление разнообразных сведений о доходах и расходах.
Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего представляет собой комплекс предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, конкретную систему поощрения запретов, ограничений и мер ответственности за факты неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, а также за нарушения запретов и ограничений, обусловленные государственной гражданской службой [5]. При этом правовой статус государственного гражданского служащего, который характеризуется общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, обладают определенными характерными особенностями, благодаря которым формируется качественная и количественная определенность.
Понятие и значение государственной службы
Под государственной службой понимается публичная служба, иными словами служба в органах публичной власти. Государственная служба на территории Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность, которая заключается в обеспечении исполнения государственным служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Соответственно, реализация государственной службы происходит в государственных органах, к примеру, в федеральных министерствах, федеральных службах или федеральных агентствах, их территориальных органах, которые создаются в субъектах РФ. Действующим законодательством РФ установлено, что государственная служба представляет собой исполнение государственными служащими собственных полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимается должность в государственных органах или иных организациях, обладающих государственно-властными полномочиями [16, c. 53].
Государственный орган – это учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, которое характеризуется наличием цели и задач, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. В то же время государственные органы характеризуются наличием государственно-властных полномочий как внешнего, так и внутреннего характера; они могут принимать нормативно-правовые акты; заниматься правоприменительной, правоохранительной, административно-юрисдикционной деятельностью.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 № 79-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба определена в качестве профессиональной служебной деятельности граждан РФ, нацеленная на обеспечение исполнения полномочий [2]:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов);
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
- лиц, замещающих так называемые «политические» или «конституционные» государственные должности, т.е. должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, например: руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).