Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (Теоретические аспекты деятельности государственного служащего).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
Регулирование государственной службы на территории Российской Федерации осуществляется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, которые определяют государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ [1]. В качестве примера может быть рассмотрен факт, в соответствии с которым каждый субъект РФ может принимать собственный закон о государственной службе. Основными правовыми источниками государственной службы признаются правовые нормы разнообразных отраслей права, которые содержатся в законодательных и других нормативно-правовых актах.
Соответственно, основными нормативно-правовыми актами, которые направлены на регулирование государственно-служебных отношений государственной службы как в широком, так и узком смысле ее понимания признаются конкретные законодательные и другие нормативные акты, а именно:
- Конституция Российской Федерации [1];
- Конституции Республик, которые являются субъектами РФ, в которых помимо принципов государственной службы определяются и другие значимые положения государственно-служебного характера;
- уставы субъектов РФ, в которых представлены нормы о государственной службе субъектов РФ;
- специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также другие законодательные акты, нацеленные на регламентирование государственно-служебных отношений в области государственной службы или в той или иной степени относящиеся к институту государственной службы;
- Указы и распоряжения Правительства РФ, к примеру, Положение о порядке прохождения военной службы;
- нормативно-правовые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы государственной службы, к примеру, Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих;
- нормативно-правовые акты, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти, в том числе федеральными министерствами, службами, агентствами;
- Постановления Конституционного Суда Российской Федерации [2].
В то же время с целью решения государственно-служебных вопросов происходит образование судебной практики судов общей юрисдикции, в том числе по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, которые были уволены в случае ликвидации государственного органа, сокращение его штата или численности [11]. Кроме того, в состав основных принципов государственной службы относятся:
- приоритетность прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность [9].
Таким образом, основным предназначением принципов государственной службы выступает то, что они используются для определения «юридической судьбы», уровня жизнеспособности, практической организации и реального функционирования государственной службы.
1.2 Особенности менеджмента в государственной службе
Менеджмент в государственной службе характеризуется наличием общих характеристик с менеджментом в коммерческой организации. При этом вне зависимости от природы организации, ее управлении проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. В то же время менеджмент в рамках государственной службы признается одним из видов специального менеджмента, который направлен на исследование особенные черты, специфические особенности проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, которые отличают менеджмент в государственной службе от менеджмента в других областях [10, c. 102].
Помимо этого, менеджмент в государственной службе может быть разделен на специфические виды менеджмента. К примеру, в рамках менеджмента в государственной службе имеется возможность выделения менеджмента в федеральной государственной службе, государственной службе субъектов РФ и муниципальных службах, а также он может быть разделен в зависимости от направлений деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Соответственно, требуется более подробно рассмотреть цели, методы оценки результатов, отчетности, строго регламентированные процедуры контроля, взвешенную систему ответственности и стимулов в государственной службе.
Так, основанием процесса планирования и прогноза в государственных учреждениях признаются цели, определяемые вышестоящими органами, а в конечном счете – народом в соответствии с демократическим выбором. Ориентиром организации государственной службы выступает соблюдение строгой иерархии и субординации, основными измерителем которого признается стаж или выслуга лет. В связи с этим в рамках государственной службы имеется собственный административно-бюрократический стиль управления [18, c. 64].
Основанием мотивации в рамках государственной службы в наименьшей степени признается денежное вознаграждение и в наибольшей степени стимулы неденежного характера, в том числе престижность, выполнение значимой работы, стабильность, возможность дальнейшего карьерного роста и др. Причиной такого положения, в первую очередь, признается невозможность четкого прогнозирования конкретных «подвигов» рядовых исполнителей, а также то, что фонд заработной платы в государственном учреждении является неизменным и жестко сформирован на текущий год, а формирование премии происходит из фонда экономии, что также является непредсказуемым.
Процессы контроля и оценки результатов в государственно службе осуществляются всем народом. К примеру, в территориальном органе федерального органа власти субъекта Российской Федерации в разнообразных сферах его функционирования одновременно наблюдают до 20 разных органов и учреждений, которые занимаются контролем и надзором. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на контроль вышестоящих структурных единиц и народом как напрямую, так и за счет применения средства массовой информации и общественных организаций. Реализация контроля в государственной службе имеет широкий и объемлющий характер.
Требуется акцентировать внимание на неукоснительное следование инструкциям. При этом отмечается большое количество инструкций, регламентов, нормативов и другие положений в сфере государственной службы. В то же время на территории Российской Федерации отмечаются случаи правовых коллизий [18, c. 66].
Следующим требованием является четкое разделение руководства и исполнителей. При этом на руководящий элемент возлагается только ответственность за выполняемые исполнителями действиями, при этом всегда могут быть выделены виновные лица. В то же время вся совокупность работ возлагается на непосредственных исполнителей.
Власть и политическая воля концентрируется в рамках небольшого круга людей, которые занимаются различные государственные должности. Результатом такого положения признается стагнация государственной службы, ущемление прав граждан и отстранение народа от процесса реального управления государством и отсутствие возможности выражения собственной воли.
Ограниченность свободы государственного служащего в сравнении с любым другим занятым человеком, государственный служащий характеризуется скованностью более жесткими законодательными и ограничительными рамками. В состав представленных видов запретов могут быть отнесены, к примеру, запрет на занятие другими видами оплачиваемой деятельности, помимо преподавательской, научной и творческой. Следующим ограничением признается невозможность некоторым государственным служащим быть участником политических партий и объединений. При этом ограничения, обусловленные действием допусков и свободы перемещений, связанных с допуском и хранение государственной тайной [2].
Таким образом, авторитарный стиль управления является характерной для всей структуры государственной службы и является стержнем, на котором держится государственной служба на территории России. Обозначение специфических особенностей управления в государственной службе происходит за счет таких терминов, как «администрирование» и «бюрократия». Соответственно, менеджмент в государственной службе представляет собой процесс управления в государственной службе, имеющий свои особенности и основополагающие принципы.
Анализ государственного служащего в качестве универсального
топ-менеджера в ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург»
Краткая характеристика в ГБУ «Дом молодежи
г. Санкт-Петербург»
Дом молодежи г. Санкт-Петербург – учреждение, которое признается подведомственным Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. При этом основными задачами Комитета признаются реализация молодежной политики города, реализация проектов к сфере добровольчества, социальной активности, здорового образа жизни и духовно-патриотического воспитания. Так, в сентябре 2019 года Дом молодежи вместе с Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями было открыто молодежное пространство «ПРОСТО». Это молодежное пространство представляет собой коворкинг, на базе которого проходят образовательные треки, лекции, встречи со спикерами и мастер-классы [15].
Представим виды деятельности ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» в таблице.
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что деятельность ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» осуществляется в различных направлениях. При этом основным направлением деятельности выступает деятельность библиотек и архивов.
ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» характеризуется наличием большого количества отделов. Каждый из представленных отделов занимается выполнением собственной функции и способствует поддержанию рабочего ритма команды.
Виды деятельности ГБУ «Дом молодежи г. Санкт-Петербург» по ОКВЭД
Основной вид деятельности |
|
91.01 |
Деятельность библиотек и архивов |
Дополнительные виды деятельности |
|
56.10 |
Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания |
56.10.1 |
Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания |
56.10.3 |
Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах |
58.11.1 |
Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издания словаре и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде |
58.13 |
Издание газет |
58.14 |
Издание журналов и периодических изданий |
58.19 |
Виды издательской деятельности прочие |
59.14 |
Деятельность в области демонстрации кинофильмов |
60.10 |
Деятельность в области радиовещания |
60.20 |
Деятельность в области телевизионного вещания |
63.91 |
Деятельность информационных агентств |
68.20.2 |
Аренда и управление собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом |
77.33 |
Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику |
77.39.24 |
Аренда и лизинг профессиональной радио- и телевизионной аппаратуры и аппаратуры связи |
85.42.9 |
Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки |
90.04 |
Деятельность учреждений культуры и искусства |
93.19 |
Деятельность в области спорта прочая |
93.2 |
Деятельность в области отдыха и развлечений |
93.29 |
Деятельность зрелищно-развлекательная прочая |
93.29.3 |
Деятельность танцплощадок, дискотек. школ танцев |
93.29.9 |
Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки |