Файл: Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов
2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования
2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3.1. Техническое регулирование
3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития
3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Валютный контроль осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и другими федеральными органами. Органы валютного контроля - Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти (федеральные органы), уполномоченные (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Мониторинг обменных операций кредитных организаций, а также обменов валют осуществляется Центральным банком Российской Федерации.
Резиденты и нерезиденты, нарушающие положения валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, регулирующих валюту, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примером особого контроля является государственный контроль, основанный на Федеральном законе № 127-З от 24 июля 1998 года «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в соответствии с которым определяются правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, ответственность за нарушение установленного законом порядка, а также права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок. Транспортный контроль включает проверку транспортных средств, а также разрешительных и иных документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения.
Независимо от типа и конкретных методов государственного контроля, его основополагающим принципом в правовом государстве должен быть принцип уважения прав и свобод субъектов предпринимательства.
Учитывая тенденцию ужесточения контроля над предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов хозяйствования от злоупотреблений со стороны регулирующих органов. В этом отношении показательным является Федеральный закон № 134 от 8 августа 2001 года о защите прав юридических лиц и индивидуальных подрядчиков под государственным надзором (надзор) (с изменениями от 30 декабря 2006 года № 266-ФЗ). , Сфера действия закона очень ограничена. В силу пункта 1 ст. 1 настоящим Законом регулируются отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными государственными органами, уполномоченными на их осуществление. государственный контроль (надзор) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном контроле (надзоре)» основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном контроле (надзоре) являются:
· презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
· соблюдение международных договоров Российской Федерации;
· открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
· установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
· проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
· соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
· периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
· учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
· возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законом;
· признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
· устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
· ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;
· недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
· недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
Государственный контроль строго определен законом. Таким образом, все контрольные мероприятия осуществляются на основании распоряжений государственных надзорных (надзорных) органов. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
· получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о чрезвычайных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя конструкций, оборудования, которые могут нанести прямой вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, субъектов юридические и индивидуальные предприниматели;
· возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
·обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов в результате действий (бездействия) других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в связи с их несоблюдение обязательных требований, а также получение другой информации, подтвержденной документами и другими доказательствами, свидетельствами признаков таких нарушений.
На основании результатов мероприятия по контролю, принятой лицом или лицами, ответственными за государственный надзорный орган (надзорный орган), проводящий проверку, составляется установленный акт, в котором, в частности, указывается информация о нарушениях. их природа и те, кто несет ответственность за совершение преступления. эти нарушения. Копия документа передается ответственному лицу юридического лица или его заместителю, а также индивидуальному предпринимателю или его представителям под расписку или отправляется по почте с подтверждением получения.
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» также устанавливает особенности правового статуса должностных лиц, уполномоченных на осуществление контрольной деятельности.
Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:
· своевременно и в полном объеме осуществлять полномочия, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, по предупреждению, выявлению и наказанию нарушений обязательных требований;
· уважать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;;
· проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;
· посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью проведения контрольного мероприятия только при исполнении служебных обязанностей при предъявлении официального сертификата и приказа органов государственного контроля (надзора) о проведении контрольного мероприятия;
· не препятствовать присутствию представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя во время контрольного мероприятия, давать объяснения по вопросам, связанным с предметом аудита;
· предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям или их представителям, которые присутствуют во время контрольного мероприятия, связанного с предметом аудита, необходимую информацию;
· ознакомить работников юридического лица или индивидуального предпринимателя или их представителей с результатами контрольной деятельности;
· при определении мер, которые необходимо предпринять на основании фактов выявленных нарушений, следует учитывать, соблюдаются ли указанные меры серьезности нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. разрешить необоснованные ограничения законных прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Органы государственного контроля (надзора) обязаны информировать юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя, чьи права и законные интересы были нарушены, в течение одного месяца о мерах, принятых против должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Законодательство о контроле (надзоре) состоит из большого количества нормативных актов различных правовых сил, регулирующих различные виды контроля (надзора). Однако пока еще нет федерального закона, который закладывал бы основы государственного контроля (надзора) в области экономики и предпринимательства.
Представляется необходимым принять закон о государственном контроле за экономической деятельностью и гарантиях прав субъектов хозяйствования при его реализации. Указанный закон должен распространяться на все виды проверок. И все виды контроля должны быть определены, а также сфера контроля в отношении экономической деятельности в этом законе. Закон также должен установить единые правила для осуществления мер контроля, единые требования к регулирующим органам и их должностным лицам и единые гарантии прав контролируемых лиц. Но, прежде всего, правила о государственном контроле должны быть установлены в предпринимательском (экономическом) кодексе.
Заключение
Таким образом, рассмотрев государственное регулирование предпринимательской деятельности более или менее подробно, его особенности, формы и основные направления, можно обобщить краткие выводы и сделать определенные выводы.
В рамках данной работы были рассмотрены теоретические подходы к государственному регулированию вопросов предпринимательской деятельности, обсуждалась необходимость влияния государства на экономику и предпринимательство. Обоснованы, основные направления и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.