Файл: Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов
2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования
2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3.1. Техническое регулирование
3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития
3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
В некоторых случаях создаются специальные органы для решения проблем планирования в определенных секторах экономики. В связи с этим Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 733, является координирующим органом, координирующим действия органов Российской Федерации. федеральный орган исполнительной власти. реализация военно-промышленной политики Российской Федерации, планирование и реализация поставок продукции для обеспечения национальной обороны и государственной безопасности, развития военно-промышленного комплекса. В частности, Комиссия рассматривает вопрос о разработке, прогрессе и результатах реализации государственных программ вооружений и развития военно-промышленного комплекса, федеральных программ, направленных на национальную оборону и государственную безопасность, государственных оборонных заказов, мобилизация для экономики, планы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.
Приватизация государственной и муниципальной недвижимости происходит по плану. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Правительство Российской Федерации должно ежегодно утверждать прогнозируемый план (программу) приватизации.
В соответствии со ст. 6. «Закон об особых экономических зонах» Соглашения о создании особой экономической зоны, заключенного Правительством Российской Федерации, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Российская Федерация », определяет, в частности: комплекс мер по разработке перспективного плана территорий и порядка их финансирования, а также план развития и соответствующее материально-техническое оснащение экономической зоны особый и порядок их финансирования. Перспективные планы развития особой экономической зоны утверждает наблюдательный совет особой экономической зоны.
В целом процесс планирования разбивается на уровне отделов - распределителей бюджетных средств, - которые должны решить сложную задачу по достижению целей, поставленных для их продвигаемых отраслей, созданию условий для развития преимущественно частных предприятий и только с относительно узкими темпами. инструменты влияния (расходы домашних хозяйств, лицензии, налоги) и т. д.).
Что касается планирования деятельности большинства предприятий и предпринимателей, они самостоятельно разрабатывают и утверждают бизнес-планы, в которых определяются основные показатели их деятельности, прогнозируются возможные проблемы и пути их преодоления. И строгое планирование в крупных компаниях, как отмечалось выше, вполне приемлемо. Для государственных предприятий планирование директив осуществляется сверху. Владелец государственной компании утверждает план заказов и план развития бизнеса.
Владелец государственного предприятия или муниципалитета, регулируемый законом об управлении хозяйством, определяет порядок утверждения плановых показателей (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждает показатели эффективности. хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации план развития государственного или муниципального сектора экономики, в частности, включает:
· перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
· перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
· программу приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность.
Что касается бизнес-планов, то их роль в регулировании деловых отношений значительно возросла в законе об особых экономических зонах. Следовательно, согласно ст. 13. настоящего Закона, бизнес-план указывается среди документов, прилагаемых к запросу на заключение договора о выполнении деятельности в особой экономической зоне промышленного производства. Кроме того, форма бизнес-плана устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным выполнять нормативно-правовые функции в области создания и деятельности особых экономических зон. В дополнение к самому бизнес-плану заявитель (и это может быть только коммерческая организация, кроме унитарных компаний) также должен приложить к заявлению положительное мнение о представленном бизнес-плане, подготовленном банком или другой кредитной организацией.
Невыполнение бизнес-плана условий, изложенных в заявке на заключение договора на осуществление промышленной производственной деятельности, является одной из причин отказа от такого договора.
Представление бизнес-плана также необходимо при подаче заявки на заключение соглашения о ведении деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне. Но в этом случае бизнес-план вместе с заявкой на заключение соглашения органы особых экономических зон представляют в экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам, образованный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции управления особыми экономическими зонами. Экспертный совет проводит экспертную оценку бизнес-плана. На основании результатов экспертной оценки Экспертный совет принимает решение поддержать бизнес-план или отказаться от поддержки бизнес-плана (если бизнес-план не соответствует установленным критериям или условиям заявки). В случае положительного решения Совета экономических экспертов, органы управления особыми экономическими зонами информируют заявителя о заключении соглашения об осуществлении технической и инновационной деятельности. Здесь индивидуальные предприниматели также могут выступать в качестве заявителей.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса, которые представляют собой программы деятельности таких организаций. Программы включают в себя мероприятия по реконструкции эксплуатируемых организациями коммунального комплекса систем коммунальной инфраструктуры. Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации его производственной программы, обеспечиваются за счет средств на реализацию товаров (услуг) этой организации по установленным ставкам. Производственная программа включает в себя:
· обоснование предоставления ожидаемого количества и качества произведенной продукции (оказанных услуг) в соответствии с требованиями, изложенными в технических регламентах, стандартах по охране окружающей среды и имеющимися у организации производственными возможностями;
· план действий по повышению эффективности организации, предусматривающий повышение качества ее товаров (оказываемых услуг) и, при необходимости, меры по перестройке системы муниципальной инфраструктуры.
В соответствии с этим законом, представительные органы муниципальных образований утверждают в соответствии с документами территориального планирования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Кроме того, представительные органы утверждают инвестиционные программы коммунальных предприятий по развитию систем муниципальной инфраструктуры.
3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Государственный контроль за соблюдением коммерческими организациями требований законодательства является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Но эта форма государственного регулирования подчеркивается в приведенной выше концепции государственного регулирования экономики из-за актуальности гарантирования контролируемых субъектов при осуществлении мер контроля. Более того, в юридической литературе государственный контроль выделяется как самостоятельный вид государственной деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует сказать несколько слов о понятиях контроля и надзора.
Понятие «контроль» буквально означает постоянное наблюдение, проверку чего-либо. Поэтому государственный контроль - это система проверки и мониторинга в той или иной сфере государственной власти. Государственный контроль выступает против общественного (негосударственного) контроля.
В науке административного права различают два вида контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль со стороны исполнительной власти является одним из способов реализации исполнительных функций. Государственный надзор является особой формой государственного контроля. Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России существует три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский; в) административный.
Государственный контроль (надзор) заключается в проверке компетентным государственным органом соответствия субъекта предпринимательской деятельности (юридического лица или индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям к условиям ведения предпринимательской деятельности и ее результатам (товарам, работам, услугам), установленным федеральным законом или принятым в соответствии с ними нормативно-правовые акты, а также нормативные правовые акты индивидуального характера (например, в отношении устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущего аудита).
В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора. Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от области применения. К ним относятся, в частности,: а) банковский надзор; б) бюджетный контроль; в) валютный контроль; г) государственный метрологический контроль (надзор); д) государственный строительный надзор; е) контроль безопасности при использовании атомной энергии; ж) контроль объектов, признаваемых опасными, а также особо важных и режимных объектов; з) налоговый контроль; и) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль; к) страховой надзор; л) таможенный контроль; м) транспортный контроль; н) финансовый контроль.
Как мы можем видеть, даже далеко от полного списка видов контроля и надзора находится огромный нормативный массив для исследования и анализа. Это позволяет нам ограничиться общими положениями о контроле (надзоре) и рассмотреть некоторые виды государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности..
В зависимости от стадии предпринимательской деятельности, на которой осуществляется контроль, выделяют:
· предварительный контроль (профилактический, превентивный), направленный на выявление условий и предпосылок для нарушения закона и предотвращения совершения преступления;
· текущий контроль, осуществляемый в процессе предпринимательской деятельности с целью установления соответствия установленным требованиям;
· последующий контроль, направленный на проверку соблюдения инструкций государственных органов и выполнение их решений субъектами хозяйствования.
По характеру и объему объекта контроля различают два вида контроля:
· общий контроль (например, контроль прокуратуры за выполнением положений);
· особый контроль (например, налоговый, валютный, бюджетный, за деятельностью кредитных и страховых организаций, транспорта, санитарии и пр.).
В настоящее время очень важным видом специального государственного контроля является валютный контроль, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173 о валютном регулировании и валютном контроле. Целью денежно-кредитного контроля является обеспечение реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также стабильности валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов опережающего развития экономики и международного экономического сотрудничества.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также устанавливает права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом. валютные ценности, права и обязанности нерезидентов в связи с владением, использованием и продажей валюты Российской Федерации и национальных ценных бумаг, прав и обязанностей органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
· приоритет экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования;;
· исключение необоснованного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
· единство внешней и внутренней денежно-кредитной политики Российской Федерации;
· единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
· обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.