Файл: Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

3.1. Техническое регулирование

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Библиография

Налогоплательщик должен четко выполнять обязанности, возложенные на него налоговым законодательством. Прежде всего, чтобы не было недопонимания и конфликтных ситуаций, каждый хозяйствующий субъект должен зарегистрироваться в государственной налоговой инспекции в штаб-квартире компании.

Основными обязанностями налогоплательщика являются: а) уплата законно установленных налогов; б) вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в установленном порядке; в) соблюдать требования законодательства налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового и налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговой службы при исполнении ими служебных обязанностей; г) предоставить налоговому органу необходимую информацию и документы; д) в течение четырех лет для обеспечения сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также понесенные расходы) и уплаченные налоги (удержанные); е) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками-предпринимателями является важнейшим требованием государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры по обеспечению соблюдения порядка уплаты налога по другим обязательным платежам. Такие меры представляют финансовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность.

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Антимонопольное законодательство является одной из важнейших форм государственного регулирования экономики в большинстве промышленно развитых стран. Поэтому антимонопольный закон США предусматривает очень строгие санкции за его нарушения. А в России антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью государственного регулирования экономики и, соответственно, неотъемлемой частью корпоративного (экономического) права. Поддержка конкуренции и предотвращение монополизации и недобросовестной экономической деятельности является одним из принципов предпринимательского права.


Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Антипод конкуренции - это монополистическая деятельность или действие (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленное на ограничение или устранение конкуренции. Создание конкурентной среды во всех отношениях в нашей стране сдерживается доминированием монополий, несовершенством антимонопольного законодательства и многим другим.

Антимонопольная политика, конечно, очень важна для российской экономики. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и улучшению экономики в целом.

Характерной чертой современной экономики является ее демонополизация. Правовой основой этого процесса является антимонопольный закон.

Известный Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года с поправками, внесенными Законом от 25 мая 1995 года, определяет правовые правила конкуренции, то есть конкурентоспособность предпринимателей на товарных рынках. Конкуренция ограничивает способность каждого предпринимателя оказывать негативное влияние на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.[15]

Закон определяет организационно-правовые основы профилактики и контроля:

· монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция на товарных рынках в Российской Федерации;

· ограничения конкуренции со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации; Органы муниципального самоуправления, другие органы или организации, на которые возложены функции или права этих органов.

Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного движения товаров, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории Российской Федерации и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о конкуренции, федеральных законов, регулирующих особый круг отношений, и нормативных актов.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» действует на всей территории Российской Федерации. Он запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут своим результатом привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:


· изъятие товара с целью или результатом, которого является создание или поддержание дефицита рынка или повышение цен;

· навязывание контрагенту условия контракта, которые неблагоприятны или не связаны с предметом контракта (необоснованные требования по передаче финансовых ресурсов, другого имущества, имущественных прав, контрагентской работы, согласие на выполнение контракта только путем введения положений о товарах, в которых контрагент не заинтересован и др.);

· создание условий для доступа к товарному рынку, торговле, потреблению, приобретению, производству и продаже товаров, размещение одного или нескольких субъектов хозяйствования в неравном положении по отношению к одному или нескольким несколько других коммерческих организаций (дискриминационные условия);

· создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) для других предприятий;

· нарушение процедуры ценообразования, установленной в правовых актах;

· установление и поддержание монопольно высоких (низких) цен;

· ограничение или прекращение производства товаров, на которые потребители требуют или заказывают товары, если существует точка безубыточности в их производстве;

Монополистическая деятельность также включает соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Координация предпринимательской деятельности торговых организаций, которая имеет или может вызвать ограниченную конкуренцию, запрещена.

Нарушение этих требований является основанием для ликвидации в суде организации, которая координирует хозяйственную деятельность по требованию антимонопольного органа.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, другим органам или организациям, наделенным функциями или правами этих органов, запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие независимость субъектов хозяйствования; создавать дискриминационные условия для деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к предотвращению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов субъектов хозяйствования.

Для осуществления антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства были созданы специальные исполнительные органы – Государственный антимонопольный комитет РФ и его территориальные управления, которые составляют единую систему и не входят в структуру исполнительных органов и независимы от них.


Название антимонопольного органа России отражает двойную цель антимонопольного законодательства: борьба с монополией и поддержкой, развитие конкуренции.

Антимонопольный комитет – это особое ведомство, основными задачами которого являются защита конкуренции и недопущение формирования монопольной власти на современном рынке.

Антимонопольный комитет является одним из центральных органов. В его основные обязанности входит:

· возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства;

· выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

· привлекать объединение коммерческих и некоммерческих организаций, их руководителей, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иные органы или организации, на которые возложены функции или права этих органов к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и порядке, установленных законодательством об административных правонарушениях;;

· проверять соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими структурами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местными органами власти, иными органами или организациями, на которые возложены функции или права таких органов, получать документы и необходимая информация, а также письменные и устные объяснения;

· давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;

· осуществлять иные предусмотренные Законом о конкуренции полномочия.

Как мы видим, антимонопольные законы, играют очень важную роль в ведении предпринимательской деятельности. Он устанавливает ряд запретов и ограничений для предприятий-монополистов, необходимых для обеспечения равных конкурентных условий.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

· Стимулирование предпринимательства

· Развитие конкурентных начал

· Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Влияние государства в этой сфере отношений в настоящее время очень актуально Специфика российских монополий повлияла на специфику законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии возникли, когда рыночные отношения уже существовали, и государство, чтобы предотвратить удушение конкуренции, начало вводить ограничительные правила. Российское антимонопольное законодательство было разработано с сильными монополиями и только отношениями на развивающихся рынках. Поэтому для нашей страны важно не только ограничить монополизм и злоупотребление доминирующим положением, обеспечить соблюдение правил конкуренции, наказать за их нарушения, но и создать конкурентную среду, демонстрирующую, что политическая воля откроет новые перспективы для развития предпринимательской деятельности.


2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Государственное регулирование и поддержка играют чрезвычайно важную роль в развитии предпринимательской деятельности. Развитие предпринимательства требует государственной поддержки не только напрямую с точки зрения финансирования, льгот и субсидий, но и косвенно в форме поддержки для обеспечения нормальной среды развития. Государственная поддержка предпринимательства, его различные формы и проблемы поддержки предпринимательства в России уделяется особое значение на данный момент.

На развитие предпринимательства влияют многие факторы, такие как экономическая ситуация в стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильным развитием общества и государства, правовая среда, которая четко определяет права, обязанности, ответственность предпринимателей и другие рынки хозяйствующие субъекты, стабильность национальных денежных единиц, государственное регулирование и поддержка предпринимательства и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать множество инструментов, для воздействия на предпринимательство, для достижения своих целей.

Государственная поддержка предпринимательства заключается в сознательном создании экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложения материальных и финансовых ресурсов на выгодных условиях.

Эти цели достигаются, когда государство поощряет изменения в общественном сознании, фокусируется на жизненно важных интересах и ценностях среднего класса, создает позитивное отношение различных слоев и групп к предпринимательской деятельности, а не только для удовлетворения спроса на товары и услуги, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам принять взвешенное решение - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать в производство или использовать их для личного потребления.

С точки зрения предпринимателя, именно государство должно создавать условия, позволяющие ему эффективно достигать своих целей (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, минимизация рисков, защита собственности и личности и т. д.).