Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мир визуальнопространственных искусств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Шатуры
Городского округа Шатура»
«УТВЕРЖДАЮ»
и.о. директор МБОУ «СОШ №2 г. Шатуры»
________________ С.В. Брагина
приказ по школе от 01.09. 2022 г. № 194 о/д
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир визуально-пространственных искусств»
5 А класс
Программа разработана:
Учителем изобразительного искусства
Харитоновой Е.А.
г.о. Шатура
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.) и с учётом рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 09 2021 г.).
Цель программы — обеспечить достижение планируемых результатов обучения, создать условия для развития личности обучающегося через восприятие многообразия видов и жанров визуально-пространственных искусств, через освоение различных видов художественного творчества и самореализацию в области изобразительного искусства.
Задачи программы:
-
формирование у обучающихся навыков эстетического ви́дения и преобразования мира; -
освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; -
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов и техник в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии; работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно); -
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; -
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; -
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры.
Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю в каждом классе. Всего: 5 класс — 34 ч, 6 класс — 34 ч, 7 класс — 34 ч, 8 (9) класс — 34 ч. Всего 135 ч.
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:
-
художественно-творческая практика и проектирование; -
художественно-творческий проект; -
выставка-конкурс; -
WEB-квест; -
пленэр и фотопленэр; -
онлайн-игра; -
мастер-класс; -
экскурсии и др.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики.
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология».
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:
-
выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т.д.; -
выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных); -
защита проектов.
Содержание курса
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
Вводное занятие: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы, материалы, инструменты, техники.
Раздел «Древние корни народного искусства».
Содержание: роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала об образно-символических знаках и символах, их изображениях и значении; выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву и предметам быта, вышивки.
Форма организации: исследовательский квест «Загадка древнего сосуда», художественно-творческий проект «Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству».
Раздел «Убранство русской избы».
Содержание: символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение рисунков элементов устройства внутреннего пространства крестьянского дома; выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; художественно-творческая практика, коллективная работа «Предметы русского деревенского быта»; художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.
Раздел «Народный праздничный костюм».
Содержание: образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение изображений традиционных праздничных костюмов; поиск информации о народных праздниках и праздничных обрядах; выполнение рисунков, декоративных изделий на тему традиций народных праздников; орнаментальное построение вышивки (трафарет, компьютерная графика); импровизация по созданию народного праздничного костюма (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика).
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; коллективная работа над панно «Народные праздники», художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.
Раздел «Народные художественные промыслы».
Содержание: многообразие видов традиционных художественных промыслов России. Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Разнообразие композиций и сюжетов. Роспись по металлу (Жостово). Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по мотивам росписи по дереву, по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; поиск информации по игрушечному художественному промыслу и создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек).
Форма организации: творческая мастерская художника декоративно-прикладного искусства, мастер-класс по работе в технике папье-маше, WEB-квест, художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю, выставка.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов».
Содержание: характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды в культурах разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе, характера деятельности в его костюме и украшениях Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в культуре разных эпох.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по созданию костюмов и украшений разных эпох и народов в разных декоративных техниках; коллективная многофигурная композиция в исторических костюмах.
Форма организации: коллективная работа по организации выставки (костюмы, украшения) с мультимедийным сопровождением (история, музыка), конкурс исторического костюма (работа в творческих группах).
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека».
Содержание: многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Декор на улицах и декор помещений; декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание произведений декоративного искусства в разных материалах и техниках (батик, изонить, макраме, текстильные сувенирные куклы, скрапбукинг, папье-маше (декоративные украшения), квиллинг, лепка (керамика) и т.д.).
Форма организации: мастер-классы по работе в разных декоративных техниках, художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, коллективный художественно-творческий проект по организации праздничного оформления школы, выставка.
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Программа «Мир изобразительного искусства»
Вводное занятие. Общие сведения о видах искусства. Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Приёмы работы и техники.
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, экскурсия в музей региона.
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства».
Содержание. Рисунок. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата. Тон и тональные отношения. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие цветовых отношений, колорит в живописи. Композиция. Графические и живописные техники. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Статика и движение в скульптуре.
Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: изображение форм растительного и животного мира в графической и живописной техниках, рисунки простых предметов с заданными свойствами, изображение предметов в цвете с заданными свойствами, лепка животных, упражнения по выполнению набросков фигуры человека и лепка фигуры человека, упражнения по композиции и цветоведению.
Форма организации: художественно-творческая практика, полевая художественная практика в зоологическом музее или краеведческом музее региона.
Раздел «Жанры изобразительного искусства».
Вводное занятие. Жанровая система в изобразительном искусстве. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, в региональный художественный музей.