Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мир визуальнопространственных искусств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Шатуры

Городского округа Шатура»


«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. директор МБОУ «СОШ №2 г. Шатуры»

________________ С.В. Брагина

приказ по школе от 01.09. 2022 г. № 194 о/д

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир визуально-пространственных искусств»

5 А класс

Программа разработана:

Учителем изобразительного искусства

Харитоновой Е.А.


г.о. Шатура

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.) и с учётом рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 09 2021 г.).

Цель программы — обеспечить достижение планируемых результатов обучения, создать условия для развития личности обучающегося через восприятие многообразия видов и жанров визуально-пространственных искусств, через освоение различных видов художественного творчества и самореализацию в области изобразительного искусства.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся навыков эстетического ви́дения и преобразования мира;

  • освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

  • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов и техник в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии; работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

  • формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

  • овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

  • развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;


воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры.
Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю в каждом классе. Всего: 5 класс — 34 ч, 6 класс — 34 ч, 7 класс — 34 ч, 8 (9) класс — 34 ч. Всего 135 ч.
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:

  • художественно-творческая практика и проектирование;

  • художественно-творческий проект;

  • выставка-конкурс;

  • WEB-квест;

  • пленэр и фотопленэр;

  • онлайн-игра;

  • мастер-класс;

  • экскурсии и др.

Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики.

Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология».

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:

  • выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т.д.;

  • выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);

  • защита проектов.


Содержание курса
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»

Вводное занятие: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы, материалы, инструменты, техники.

Раздел «Древние корни народного искусства».

Содержание: роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала об образно-символических знаках и символах, их изображениях и значении; выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву и предметам быта, вышивки.

Форма организации: исследовательский квест «Загадка древнего сосуда», художественно-творческий проект «Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству».

Раздел «Убранство русской избы».



Содержание: символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение рисунков элементов устройства внутреннего пространства крестьянского дома; выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; художественно-творческая практика, коллективная работа «Предметы русского деревенского быта»; художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.

Раздел «Народный праздничный костюм».

Содержание: образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение изображений традиционных праздничных костюмов; поиск информации о народных праздниках и праздничных обрядах; выполнение рисунков, декоративных изделий на тему традиций народных праздников; орнаментальное построение вышивки (трафарет, компьютерная графика); импровизация по созданию народного праздничного костюма (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика).

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; коллективная работа над панно «Народные праздники», художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.


Раздел «Народные художественные промыслы».

Содержание: многообразие видов традиционных художественных промыслов России. Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Разнообразие композиций и сюжетов. Роспись по металлу (Жостово). Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по мотивам росписи по дереву, по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; поиск информации по игрушечному художественному промыслу и создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек).

Форма организации: творческая мастерская художника декоративно-прикладного искусства, мастер-класс по работе в технике папье-маше, WEB-квест, художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю, выставка.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов».

Содержание: характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды в культурах разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе, характера деятельности в его костюме и украшениях Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в культуре разных эпох.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по созданию костюмов и украшений разных эпох и народов в разных декоративных техниках; коллективная многофигурная композиция в исторических костюмах.

Форма организации: коллективная работа по организации выставки (костюмы, украшения) с мультимедийным сопровождением (история, музыка), конкурс исторического костюма (работа в творческих группах).

Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека».

Содержание: многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Декор на улицах и декор помещений; декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.


Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание произведений декоративного искусства в разных материалах и техниках (батик, изонить, макраме, текстильные сувенирные куклы, скрапбукинг, папье-маше (декоративные украшения), квиллинг, лепка (керамика) и т.д.).

Форма организации: мастер-классы по работе в разных декоративных техниках, художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, коллективный художественно-творческий проект по организации праздничного оформления школы, выставка.

МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Программа «Мир изобразительного искусства»

Вводное занятие. Общие сведения о видах искусства. Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Приёмы работы и техники.

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, экскурсия в музей региона.

Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства».

Содержание. Рисунок. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата. Тон и тональные отношения. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие цветовых отношений, колорит в живописи. Композиция. Графические и живописные техники. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Статика и движение в скульптуре.

Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: изображение форм растительного и животного мира в графической и живописной техниках, рисунки простых предметов с заданными свойствами, изображение предметов в цвете с заданными свойствами, лепка животных, упражнения по выполнению набросков фигуры человека и лепка фигуры человека, упражнения по композиции и цветоведению.

Форма организации: художественно-творческая практика, полевая художественная практика в зоологическом музее или краеведческом музее региона.

Раздел «Жанры изобразительного искусства».

Вводное занятие. Жанровая система в изобразительном искусстве. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, в региональный художественный музей.