Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мир визуальнопространственных искусств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотоколлажа эпизодов среды для съёмок фильма, изображение костюма персонажа по месту действия (видеоплану) и места действия (видеоплана) по костюму; перевод одной из живописных картин на киноязык — создание раскадровки; съёмка видеослова и видеофразы; создание видеосюжета и разработка звукоряда.
Форма организации: художественно-творческая практика; полевая видеопрактика; творческий отчёт; коллективная работа и работа в творческих группах; проектно-съёмочная практика по созданию анимационного фильма; показ анимации в творческом блоге, группе в соцсети или на сайте школы.
Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»
Содержание. Деятельность художника на телевидении: художники по костюму и гриму, сценографический дизайн и компьютерная графика. Построение видеоряда и художественного оформления. Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни. Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектирование сценографического дизайна студии, создание эскиза костюма телеведущих, выполнение заставки в технике компьютерной графики; создание видеофраз, видеоэтюдов с подбором звукоряда; разработка и съёмка интервью, репортажа, видеоочерка; проектирование тематического флэшмоба; разработка идеи и сценарного плана видеоклипа.
Форма организации: проектно-творческая практика, коллективная работа, творческий групповой проект, творческий отчёт, школьное телевидение и студия мультимедиа.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное личностное развитие обучающихся, на приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, на социализацию.
Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
6. Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.
Метапредметные результаты
В результате обучения в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности формируются следующие метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
-
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; -
характеризовать форму предмета, конструкции; -
выявлять положение предметной формы в пространстве; -
обобщать форму составной конструкции; -
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; -
структурировать предметно-пространственные явления; -
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; -
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции
Базовые логические и исследовательские действия:
-
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; -
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; -
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; -
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; -
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме; -
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
-
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач; -
использовать электронные образовательные ресурсы; -
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях).
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
-
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; -
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; -
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; -
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
-
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; -
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач; -
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам
Самоконтроль:
-
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; -
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев Эмоциональный интеллект: -
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; -
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; -
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; -
признавать своё и чужое право на ошибку; -
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии
Предметные результаты
Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ