Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мир визуальнопространственных искусств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотоколлажа эпизодов среды для съёмок фильма, изображение костюма персонажа по месту действия (видеоплану) и места действия (видеоплана) по костюму; перевод одной из живописных картин на киноязык — создание раскадровки; съёмка видеослова и видеофразы; создание видеосюжета и разработка звукоряда.

Форма организации: художественно-творческая практика; полевая видеопрактика; творческий отчёт; коллективная работа и работа в творческих группах; проектно-съёмочная практика по созданию анимационного фильма; показ анимации в творческом блоге, группе в соцсети или на сайте школы.

Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»

Содержание. Деятельность художника на телевидении: художники по костюму и гриму, сценографический дизайн и компьютерная графика. Построение видеоряда и художественного оформления. Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни. Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектирование сценографического дизайна студии, создание эскиза костюма телеведущих, выполнение заставки в технике компьютерной графики; создание видеофраз, видеоэтюдов с подбором звукоряда; разработка и съёмка интервью, репортажа, видеоочерка; проектирование тематического флэшмоба; разработка идеи и сценарного плана видеоклипа.

Форма организации: проектно-творческая практика, коллективная работа, творческий групповой проект, творческий отчёт, школьное телевидение и студия мультимедиа.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное личностное развитие обучающихся, на приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, на социализацию.

Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.


1. Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание

Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием

развития социально значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5. Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.

6. Экологическое воспитание

Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.

7. Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.


Метапредметные результаты

В результате обучения в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности формируются следующие метапредметные результаты:

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

  • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;

  • характеризовать форму предмета, конструкции;

  • выявлять положение предметной формы в пространстве;

  • обобщать форму составной конструкции;

  • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

  • структурировать предметно-пространственные явления;

  • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;

  • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции

Базовые логические и исследовательские действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

  • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

  • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

  • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;

  • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:

  • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач;

  • использовать электронные образовательные ресурсы;

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях).

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

  • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

  • публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

  • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата


3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

  • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;

  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам

Самоконтроль:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;

  • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;

  • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;

  • признавать своё и чужое право на ошибку;

  • работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии

Предметные результаты

Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ