Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения
Как упоминалось выше, под внеклассной воспитательной работой в педагогической литературе принято понимать организацию педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности1.

Внеклассная воспитательная работа, представляет собой совокупность различных видов деятельности.

По мнению педагогов Ш.А. Амонашвили, Р. Бернс и других, разнообразная внеучебная деятельность, во-первых, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей детей младшего возраста, которые не всегда удается разглядеть на уроке, помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной воспитательной работы обогащает личный опыт младшего школьника, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы младшие школьники учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия младших школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.2

Поскольку внеклассная работа является составной частью вос­питательной работы в школе, она направлена на достижение об­щей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования прини­маемой обществом системы ценностей.

Педагоги Р. Бернс, Н. Е. Шуркова, В. Н. Шнырев, С. А. Смирнов, И. Б. Котов и другие отмечают следующие задачи внеклассной воспитательной работы:

1. Формировании у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежден­ностью в успешном овладении им тем или иным видом деятель­ности; в) чувством собственной значимости. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
3

2. Формирования у детей навыков сотрудничества, коллектив­ного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ре­бенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение дру­гого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успеш­ной4.

3. Формирование у младших школьников потребности в продуктивной, соци­ально-одобряемой деятельности через непосредственное зна­комство с различными видами деятельности, формирование ин­тереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, не­обходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей младших классов. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравст­венными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эс­тетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса, которое, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.5

Перечисленные задачи определяют основные направления вне­классной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений.

Задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический ха­рактер функциям целостного педагогического процесса - обу­чающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция во внеклассной работе выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспи­тывающей и развивающей функций. Она заключается не в формировании системы научных зна­ний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр .

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, а также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог дать поручение, лежащее в области интересов ученика и т. д., т. е. педагог открывает новые воз­можности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.



Как же можно Для того чтобы использовать информацию о функциях вне­классной работы при подготовке конкретной деятельности, необходимо сформулировать цель. Например, чтобы провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях, ставиться цель: сооб­щить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функ­ции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Например: формировать у детей желание при­держиваться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета и т. д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптиро­ванный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализо­ванные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты челове­ческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодей­ствие между людьми, мораль и пр.

В трудах Г. К. Соколинской, Н. Е. Шурковой специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется следующим образом:

- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над ин­формативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, через эмоции к разуму);

- во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поис­ке информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы (повседневное общение).6 С. А. Смирнов предлагает рассматривать содержание внеклассной работы с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта, поскольку в нем практический аспект преобладает над теоретическим,

Познавательная деятельность младших школьников во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интере­са, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятель­ности с использованием иных форм («Что? Где? Когда?»).


Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положи­тельных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внекласс­ной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высо­кая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здо­ровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает со­держание различных видов труда: бытового, ручного, обществен­но полезного, обслуживающего. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т.д.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творче­ская деятельность отражается в таких формах, как концерты, кон­курсы песни, чтецов, рисунка и пр.7

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит задача формирования нравственного, эмоциональ­ного и волевого компонентов мировоззрения школьников.

Нравственная сфера формируется через знакомство и принятие нравственных понятий и освоение норм поведения: в беседах, диспутах, игровых занятиях и других формах.

На содержание внеклассной работы оказывают влияние следующие факторы:

  1. Традиции и особенности школы.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

  1. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, ус­тановки.

Рассмотрим формы внеклассной работы, т.е. те условия, в которых реали­зуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классифика­ции, поэтому единой классификации нет. Предложены классифика­ции по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, фи­зическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, эко­номическое).

И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Н.И. Шелихова, И.П. Подласый предлагают разделить все формы внеклассной воспитательной работы на индивидуальные и массовые.

В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного раз­вития личности - достигается через формирование у ребенка поло­жительной «Я-концепции» и развитие разнообразных сторон его личности, индивидуального потенциала.


Сущность индивидуальной работы заключается в социализа­ции ребенка, формировании у него потребности в самосовершен­ствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной ра­боты зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.8 Основополагающими условиями для ее эффективности служат полное принятие ребенка (его чувств, переживаний), обеспечение ученику свободы выбора (права на свое мнение), понимание внутреннего состояния ребенка.9

Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию у детей умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Эти массовые формы внеклассной работы подразделяются на две большие группы, которые отличаются характером деятельно­сти детей.

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность детей ор­ганизована по принципу «рядом», т.е. они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одну и ту же деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка од­новременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством детей. По принципу «рядом» организовано боль­шинство общеклассных воспитательных занятий.

Вторая группа форм организации внеклассной деятельности детей характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. В процессе такой организа­ции дети вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а воспитательная работа - коллективной воспитательной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на взаимосвязь между детьми, что способствует лучшей обратной связи между ним и школьниками. По принципу «вместе» может быть органи­зована деятельность детей в парах, в малых группах, в классе.

Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения.

Первая группа отличается простотой организации для педа­гога, но мало формирует навыки коллективного взаимодейст­вия. Вторая группа незаменима для развития у детей умений со­трудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат и опреде­ленных организаторских умений. В этом заключается ее слож­ность для педагога.