Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее вос­питательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.10

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. Например, выбрав общеклассное занятие «Человек и космос», направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса; поручения детям под­готовить сообщения т. д.

В качестве средств на этом общеклассном занятии выступают:

оформление класса, музыкальное оформление, игровые атрибуты и т.п.

В соответствие с сущностью внеклассной воспитательной рабо­ты, определяющейся через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, мето­ды и средства, в педагогической литературе выделяются ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различ­ных видов деятельности детей, организация которых в совокупно­сти с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обуче­ния, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых от­срочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет боль­шую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока, требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы опре­делить очень сложно и подчас невозможно.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на пе­ременах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на канику­лах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.11

Для организации внеклассной воспитательной работы необходимо соблюдать определяющие требо­вания.

  1. Во-первых, обяза­тельна постановка цели.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые резуль­таты. Это помогает сформулировать задачи таким образом
, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной сис­темы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптими­стический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.

4. Педагог-организатор должен обладать высокими личност­ными качествами.

5. При организации внеклассной воспитательной работы учитель должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуа­ции. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.12

Организания внеклассной воспитательной работы осуществляется в соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями и результатами изучения, подбираются конкретное содержание, формы, метода, средства.

Для формирования навыка общения внеклассная воспитательная работа имеет огромное значение. При этом педагог должен организовывать жизнедеятельность коллектива во внеучебное время так, чтобы представлялись максимальные возможности для общения младших школьников.

Влияние на общение детей относится к той группе педагогических воздействий, которые адресованы не отдельному ученику, а определенным общностям учащихся — от школьного коллектива до приятель­ских групп. Организация общения не есть нечто обособлен­ное от всего процесса воспитания, от содержания воспита­тельной работы и от организации всей жизнедеятельности коллектива, напротив, она является органической частью этих процессов.

Педагогическое руководство общением эффективно в том случае, когда школьник становится субъектом жизне­деятельности коллектива и субъектом общения. Чтобы это произошло, жизнедеятельность коллектива должна про­буждать у школьника стремление и создавать возможно­сти для удовлетворения его потребностей в эмоциональном контакте и в уединении.13

Все содержание учебно-воспитательной работы школы потенциально является основой содержания общения школьников. Однако актуализация этих возможностей происходит в том случае, если педагоги, с одной стороны, возбуждают у школьников интерес к содержанию жизне­деятельности коллектива, желание активно общаться с то­варищами, а с другой — делают это содержание настоль­ко привлекательным, чтобы оно давало пищу для размыш­лений и возбуждало у учащихся стремление осмысливать мир, себя, свои отношения с окружающими и т. д.

Важным способом актуализации того или иного содер­жания в жизнедеятельности коллектива является подача его школьникам в виде проблемы или задачи, требующей их решения.



Эффективен и другой способ актуализации содержания жизнедеятельности — придание ему субъективной значи­мости: для коллектива, группы или личности. Для конкретного школьника содержание жизнедея­тельности станет значимым, если он ощущает возможность решения в ней индивидуальных задач и проблем (нахож­дение благоприятной позиции в коллективе, реализация своих интересов, увлечений и т. д.).

Акцентирование возможностей творчества школьников служит важным способом актуализации содержания жиз­недеятельности коллектива. Необходимость творческого подхода к предлагаемому содержанию жизнедеятельно­сти — один из мощнейших стимуляторов актуализации потребностей в эмоциональном контакте и в уединении у школьников. Этот способ эффективен практически во всех сферах жизнедеятельности, хотя и он имеет ограничения в возможностях его применения.14

В целях формирования навыка общения в практике школ жизнедеятельность младших школьников организуется обычно в массовых, коллективных, групповых и индиви­дуальных формах.

Индивидуальные формы не предпола­гают общения, однако поведение школьников изменяется, если индивидуальная работа осу­ществляется учеником в присутствии сверстников. При этом он испытывает на себе воздействие так называемых публичного эффекта (когда одноклассники играют роль зрителей, не занятых аналогичной работой).

Массовые формы организации жизнедеятельности так­же по сути своей не предполагают общения участников между собой (лекция, концерт и т. д.). Однако эти формы в одних случаях активизируют участие в них школьников (хотя бы на уровне активности восприятия), в других — наоборот. Это зависит от отношения участвую­щих к содержанию деятельности. Кроме того, в массовых формах деятельности между учениками возникает обще­ние, не предполагаемое данной формой (посторонние раз­говоры, контакты, вызванные сопереживанием по поводу концерта, и т. д.), которое может мешать или способство­вать ее эффективности, иногда нарушать чисто организационные правила, предписываемые самой формой.

Формы организации, предполагающие вступление уча­щихся в общение между собой, в результате которого между ними возникают коллективные связи, называются коллективными. Эти формы объективно содержат в себе условия для общения, для успешной реализации жизнедея­тельности, коммуникативного взаимодействия ее участ­ников.
15

Эффективной формой организации общения в коллек­тиве является групповая работа (как разновидность кол­лективной). Отличие работы в группе от массовой и коллективной состоит в том, что в небольшой по соста­ву группе (в 3 — 5 человек) все ее члены находятся в непосредственном общении друг с другом.

Общение младших школьников в процессе групповой работы очень интенсивно. Это вызвано тем, что группа получает задание, т е. своеобразную инструкцию, которая задает цели (когнитивные и аффективные), рассчитанные на вы­полнение членами всей группы. Инструкция содержит про­блему, вопрос, загадку, внутренние или внешние противо­речия, что вызывает у членов группы ориентировочно-ис­следовательскую реакцию и стремление к достижению цели. Общение в группе имеет характер дискуссии, что тре­бует от участников доказательства выдвигаемых положе­ний, позволяет группе быстро реагировать на попытки не­верного решения проблемы, взаимно корректировать и до­полнять друг друга. В дискуссии идет постоянная смена по­зиций общающихся, что также стимулирует их активность, выравнивает возможности. Продуктивность группового общения проявляется в том, что объем выполненной груп­пой работы часто оказывается большим, чем общий объем такой же работы, выполненной ребятами в отдельности.

Группо­вые формы организации могут применяться практически во всех сферах жизнедеятельности коллектива. Организуя общение в коллективе, необходимо опирать­ся на те реальные группы, которые существуют в среде младших школьников, объединяя симпатизирующих друг другу и дружащих ребят, учитывая и используя особенности этих групп, их направленность, интересы, умения и т. д.

Коллективные формы организации деятельности оказы­вают опосредствованное влияние на свободное общение школьников путем организации общения в школе во внеу­рочное время. Это осуществляется с помощью самых раз­нообразных форм организации досуга.

Организация общения в коллективе младших школьни­ков предполагает, что в жизнедеятельности коллектива представлены наиболее важные в этом возрасте сферы — познание, деятельность, игра, а формы организации жиз­недеятельности предполагают общение ребят. Так, коллективный просмотр спектакля становится поводом для широ­кого коллективного общения, если проводится его обсуж­дение, ставятся проблемы, ассоциирующиеся с поднятыми в спектакле, и т. д. Но тот же спектакль не становится по­водом для коллективного общения, если дело ограничи­лось лишь его просмотром.


Ведущей формой организации общения в процессе жиз­недеятельности младших школьников является игра, а одной из важнейших задач организации жизнедеятель­ности — всестороннее обогащение словарного запаса. Игра вырабатывает у младших школьников чувство товарищества, «чувства локтя», дети понимают, что значит «один за всех, все за одного», умение договариваться.

В младшем школьном возрасте необходимо создавать условия для общения в процессе деятельности и игры меж­ду младшими школьниками, дошкольниками и старшими школьниками, так как это расширяет спектр социальных влияний на ребят, дает им возможность чередовать позиции в общении и проявлять себя в них.

Разновидностью игры является КВН. Общение в данном случае начинается уже во время подготовки к нему и очень интенсивно идет в процессе его проведения. Коллективно обсуж­дается план подготовки, ход КВНа и тот материал, который будет в нем фигурировать, распределяются обязанности, совместно или группами прорабатываются отдельные темы и проблемы. В процессе КВНа обще­ние происходит между всеми его участниками в связи с тем, что каждый, имея определенную роль, может успешно выполнять ее, лишь координируя свои действия с другими участниками. Кроме того, задания жюри требуют коллективного обсуждения и выработки общего решения. И на­конец, в процессе КВНа создается много ситуаций, которые требуют вступления в общение различных учащихся, как между собой попарно, так и небольшими группами.

Для формирования навыка общения у младших школьников значимой формой организации внеклассной воспитательной деятельности является беседа. В процессе проведения беседы младшие школьники узнают о правилах поведения и общения в различных жизненных ситуациях, с помощью инсценировок получают представление о применении этих правил на практике. Беседа способствует выработке умения у учащихся слушать других. Они учатся формулировать и высказывать свои мысли. Для большей эффективности она должна носить проблемный характер, предполагать борьбу взглядов, идей, мнений. Нужно дать детям возможность говорить то, что они думают, что в свою очередь ведет к раскрепощению школьников в общении. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Воспитатель должен направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Важно также, чтобы материал для беседы был близок эмоциональному опыту младших школьников.