ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГРАЖДАНСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Оглавление

Введение .................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания

младших школьников .......................................................................................... 6

1.1. Сущность гражданского воспитания в начальной школе ....................... 6

1.2. Методы и средства гражданского воспитания ....................................... 12

1.3. Особенности классных часов как средства гражданского воспитания в начальной школе ................................................................................................... 16

Выводы .................................................................................................................. 22

Введение

Современное общество живет в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов. Наблюдается упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество нравственных ориентиров.

Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости. Наблюдается рост асоциальных молодежных объединений

[3].

Остановить эти деструктивные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Данную проблему помогает решить гражданское воспитание, органически встроенное в учебно-воспитательный процесс.

Проблеме гражданского воспитания посвящены работы многих выдающихся педагогов: В.А. Сухомлинского, А.А. Ухтомского, И.Ф. Харламова и психологов Л.С. Выготского, О.В. Лебедевой, Н.Ю. Синягиной. Они выявили сущность основных теоретических понятий гражданского воспитания, указали способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов.

Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность, которая включает в себя ряд компонентов.

Целесообразно отметить, что на уровне начального общего образования осуществляется формирование такого компонента гражданственности, как гражданская идентичность.

В современной системе образования существует ряд проблем, замедляющих процесс формирования основ гражданской идентичности: недостаточно налажено взаимодействие участников образовательных отношений; разрыв между теорией и практикой в обучении.

Большинство ученых и педагогов говорят о важности формирования гражданской идентичности в средней школе, но о предпосылках или основах ее становления можно говорить уже начальной школе.


В педагогике выделены разнообразные формы, средства и методы формирования основ гражданской идентичности. Классные часы относятся к форме воспитательной работы, направленной на формирование суждений, оценок, системы отношений к окружающему миру, а также становление нравственных убеждений. Специфика классных часов способствует не только углублению и расширению имеющихся у обучающихся знаний, но и формированию эмоционально-ценностного и деятельностного компонента основ гражданской идентичности.

Анализ педагогической и методической литературы показал, что иccлeдoвaний о влиянии классного часа на процесс становления основ гражданской идентичности обучающихся начальной школы недостаточно. Отсутствие системы работы в этом направлении ведет к тому, что уровень сформированности основ гражданской идентичности остается низким. Этот факт подтверждают и всероссийские проверочные работы, проведенные в 2015-2016 учебном году, результаты которых показали, что

сформированность гражданской идентичности у обучающихся начальной школы находится на низком уровне. Поэтому тема является актуальной.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – классный час как средство гражданского

воспитания младших школьников.

Целью исследования является теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования классных часов в процессе гражданского воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагаем, что классные часы будут эффективным средством формирования основ гражданской идентичности при следующих условиях:

  • систематическое проведение классных часов;

  • содержание классных часов включает знания, расширяющие и углубляющие опорные знания младших школьников, полученные при изучении предмета «Окружающий мир»;

  • включение в классные часы активных методов организации деятельности младших школьников.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ методической литературы, научных изданий и нормативных документов с целью выявления сущности гражданского воспитания;

  2. рассмотреть средства и методы гражданского воспитания младших школьников;

  3. определить особенности классных часов как средства

гражданского воспитания в начальной школе

;

  1. раскрыть сущность понятия «гражданская идентичность» как компонента гражданственности;

  2. разработать методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование основ гражданской идентичности;

  3. провести опытную работу, направленную на формирование основ гражданской идентичности. Мeтoды иccлeдoвaния: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ результатов деятельности; педагогический эксперимент; анализ письменных диагностических работ учащихся; методы статистической обработки результатов; обобщение.

Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных материалов учителями начальных классов в их практической деятельности, а также студентами в период производственной практики.

Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников

1.1. Сущность гражданского воспитания в начальной школе

Понятие «воспитание», являясь основной категорией педагогической науки, трактуется по-разному. И.П. Подласый раскрывает существенные признаки воспитания в двух аспектах:

  1. Как общественное явление «воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, семьёй, образовательными организациями. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений» [32, с.21].

  2. Как педагогическое явление «воспитание – это, во-первых, целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка; во-вторых, целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; в-третьих, целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом) [32, с.22].

В.А. Сухомлинский дал определение воспитания как процесса и рассматривал его в широком смысле. «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и развития» [38, с.283].


В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение понятия «воспитание». «Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [40, с.4].

Воспитание является двусторонним процессом, в котором взаимодействуют такие субъекты деятельности, как воспитатель и воспитуемые.

Таким образом, воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом не имеет общепринятого определения и рассматривается с различных точек зрения. Основой воспитания являются общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности.

Рассматривая вопрос о видах воспитания в истории педагогики, можно говорить о существовании разных подходов к их классификации. Так, древнегреческий философ Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии личности. Главными видами воспитания он называл физическое, нравственное и умственное. Во второй половине XVII века Дж. Локк в своих педагогических сочинениях также выделял физическое, нравственное и умственное воспитание [18]. Вслед за ним эти три вида воспитания называют в своих трудах Жан-Жак Руссо [33], Генрих Песталоцци [24]. Кроме того, они включили в классификацию видов воспитания еще и трудовое воспитание, которому придавали особое значение.

В XX веке В.А. Сластенин выделил десять видов воспитания, по которым организуется воспитательная работа в образовательных организациях: гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое [36].

Ю.К. Бабанский отмечал, что «на каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях [1]. В связи с этим возникает необходимость выявить сущность нравственного воспитания.

Рассмотрим более подробно такое понятие, как «нравственное воспитание».

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание рассматривается как «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения» [23, с.357].


И.С. Марьенко писал, что «нравственное воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию личности гражданина, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями» [20].

«Нравственное воспитание – система организованных влияний на сознание, чувства и волю школьников, организация их жизни и деятельности, в процессе которой они приобретают опыт моральных отношений» [22].

Анализируя и сравнивая определения нравственного воспитания, можно сделать выводы:

во-первых, нравственное воспитание – это, прежде всего, деятельность; во-вторых, данная деятельность носит целенаправленный характер; в-третьих, данная деятельность направлена на формирование качеств

личности человека, нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося [7, с.5].

В конце XX века доктор педагогических наук Н.Ф. Голованова говорила о том, что «при несомненной важности всех видов воспитания доминирует нравственное» [5, с.73]. Она выделила четыре основных направления нравственного воспитания: гражданское, физическое, экологическое, эстетическое.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности ребенка имеет гражданское воспитание [41]. Рассмотрим подробнее сущность данного понятия.

Гражданское воспитание, по мнению Л.В.Лебедевой, это специально созданные условия для целенаправленного развития личности как ответственного гражданина своей страны [17, с.112].

Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей, законно проживающий на территории данной страны [19, с.56].

Гражданское воспитание в начальной школе – это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения [36, с.274].

Гражданское воспитание, в свою очередь, включает воспитание чувства патриотизма и культуры межличностных отношений, уважение к государственным символам [41].

Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим. В задачи гражданского воспитания входит формирование гражданина, обладающего общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответственностью, уважением прав и обязанностей людей.