ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятия «гражданственность» и «патриотизм» основаны на любви к Родине, требуют знания ее истории, преданности своей стране.
Таким образом, понятия «гражданское воспитание» и «патриотическое воспитание» взаимосвязаны. По мнению многих педагогов, патриотическое воспитание является частью гражданского.
Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-
ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств младшего школьника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле [2, с.5].
Целью гражданского воспитания в начальной школе является развитие в современном обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в интересах Отечества, укрепления государства» [8, с.18].
В соответствии с требованиями ФГОС на уровне начального общего образования в процессе гражданского воспитания школьников должны решаться следующие задачи:
-
воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость; -
формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; -
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; -
формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь; -
формировать гражданскую позицию ученика: «Я – россиянин» [39].
Гражданское воспитание младших школьников основывается на принципах народности, ненасилия, непрерывности и преемственности воспитательного процесса, культуросообразности и толерантности.
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
-
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии; -
гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям; -
сочетание в воспитании национального, гражданско-
патриотического и общечеловеческого;
-
формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов [4, с.86].
Данные принципы должны реализовываться не только на уровне начального общего образования, но на всех остальных уровнях общего образования: дошкольном, основном общем, среднем общем.
Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Г.М. Коджаспирова пишет, что «гражданственность – сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину» [15, с.43].
Выделяются следующие компоненты гражданственности:
-
гражданское самосознание (знание гражданских, социальных норм, правил, которые выражаются через поступки и поведение); -
гражданский долг (признание и принятие своей ответственности, обязательств перед обществом, в котором находишься, со всеми его правилами и порядками); -
гражданская ответственность (знание последствий, которые возникают на основании гражданского правонарушения); -
гражданская активность (осознание необходимости участия в жизни страны для ее улучшения, преображения); -
гражданская идентичность (осознание своей государственной принадлежности, т.е. представление о себе как о гражданине определенного государства); -
патриотизм (социальное чувство; проявление любви к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо Отечества); -
толерантность (терпимость к иному мировоззрению) [19, с.56].
Таким образом, гражданское воспитание является одним из направлений нравственного воспитания. Его сущность заключается в необходимости создания условий для целенаправленного развития личности как ответственного гражданина своей страны, а также опыта социального группового и индивидуального поведения. Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность, которая включает в себя ряд компонентов.
1.2. Методы и средства гражданского воспитания
ФГОС НОО ставит перед начальной школой задачу воспитания гражданина, который способен самостоятельно давать оценку происходящему и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей [39, с.16].
Для решения данной задачи необходимы правильно подобранные средства, формы и методы гражданского воспитания младших школьников.
Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения.
К средствам гражданского воспитания младших школьников относятся общие и специфические методы и формы. По определению А.А. Огородникова, средством называется то, чем воздействуют на сознание и поведение ребенка [2]. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для усиления какого-либо деятельного процесса. Средства не вытекают напрямую из цели, а опосредуются избранным методом.
Существуют различные классификации средств воспитания. Мы придерживается мнения П.И. Пидкасистого, который взял за основание классификации канал психологического влияния на человека:
-
аудиальный (слово, музыка, стихи, песни, звуки природы и др.); -
визуальный (предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео, кино и др.); -
кинестетический (ритмичные движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения и др.) [25, с.159].
На наш взгляд, все три типа средств могут быть использованы при формировании гражданственности у младших школьников. Это связано с индивидуальными психологическими особенности обучающихся.
Если, понятие «метод» означает способ осуществления, то термин «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т.д.
Гражданское воспитание в начальной школе осуществляется с помощью большого количества методов. Ученые И.П. Подласый и В.А. Сластенин, занимавшиеся проблемой методов воспитания, предложили разные классификации.
«Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания»
[32, с.94].
И.П. Подласый выделяет несколько методов воспитания. Остановимся на методах формирования сознания личности, т.к. именно они формируют гражданственность у школьников. Методы данной группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. И.П. Подласый выделяет несколько методов:
-
«Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения». И.П. Подласый отмечает, что в младших классах рассказ краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей [32, с.107]. -
«Разъяснение – это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т.п. разъяснение применяется только для того, чтобы объяснить воспитаннику что-то действительно необходимое, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснение не нужно там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя разрисовывать парту, грубить и т.п. разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или
форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания» [32, с.108].
-
«Этическая беседа – это вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок» [7, с.15]. Следует согласиться с мыслью И.П. Подласого о том, что во время этической беседы воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. «Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний» [32, с.109]. -
«Диспуты – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Это сложный метод, требующий высокого уровня профессиональной подготовки воспитателя. В основе данного метода – спор, борьба мнений. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор.
Педагог помогает школьникам аргументировать свою позицию» [32, с.109].
-
«Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют не раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие». Когда говорят о примере, подразумевают пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых [32, с.110].
В свою очередь, В.А. Сластенин определяет методы воспитания как «способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» [36, с.330]. Ученый выделяет несколько методов воспитания. Мы остановимся на методах формирования личности. В.А. Сластенин, также как и И.П. Подласый, относит к группе этих методов рассказ, беседу, лекцию, диспут, метод примера.
Таким образом, авторы выделяют схожие методы гражданского воспитания.
Важно отметить, что в целях воспитания гражданских качеств у детей младшего школьного возраста учителя используют такие формы учебновоспитательной работы с детьми, как:
-
урок; -
формы внеклассной работы, основными из которых являются мероприятия; -
формы внеучебной работы (дополнительное образование); -
формы семейного воспитания, благодаря которым родители и родственники детей должны быть привлечены к решению задач, которые стоят перед учителем [2, с.4].
Смысл гражданского воспитания детей только на уроках утрачивается, так как в этом случае учитель не учитывает возможностей других учебновоспитательных форм, которые применяются в начальной школе [6, с.3].
На наш взгляд, пробудить любовь к Родине, родному краю, чувство гордости за малую Родину – это задача не только уроков, но и внеурочной деятельности.
Таким образом, для того, чтобы воспитать гражданина, который способен самостоятельно давать оценку происходящему и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей, необходимы правильно подобранные средства, методы и формы.
Одной из форм внеклассной работы является классный час. В следующем параграфе будут рассмотрены его особенности как средства гражданского воспитания младших школьников.
1.3. Особенности классного часа как средства гражданского воспитания в начальной школе
Большое значение для осуществления гражданского воспитания имеют годы обучения ребенка в начальной школе. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданское воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуальнопсихологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей. Поэтому методы и средства гражданского воспитания в начальной школе определяются возрастными особенностями учащихся.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.
Для решения одной из важных задач гражданского воспитания на этом возрастном этапе – формирования навыков социального взаимодействия с группой сверстников, большие возможности представляют коллективные формы воспитательной работы. Эффективна в современной начальной школе такая форма коллективной воспитательной работы, как классный час, основным компонентом которого является беседа.