ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный час имеет большую эффективность только тогда, когда на нем используются различные методы (рассказ на этическую тему, объяснение, пример, упражнение, этическая беседа и др.) и средства (просмотр видеороликов, игра, общение и др.).
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру [37, с.231].
Классный час – это форма прямого общения учителя с обучающимися, направленная на организацию воспитательной работы [14, с.76].
Целью проведения классных часов является воспитание нравственных и творческих качеств в процессе обучения основным правилам культуры и самостоятельному принятию решений в жизненных ситуациях [37, с.231].
Цель проведения классных часов конкретизируется в задачах:
-
воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; -
воспитание творческих качеств (проведение КТД); -
ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведение в различных жизненных ситуациях; -
формирование и развитие умения анализировать проблемы; -
обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов нравственности и общественной культуры; -
формирование среды воспитания в классе и обучение младших школьников организации и проведению КТД [37, с.232].
Выделяют два основных вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.
В психолого-педагогической литературе выделяются четыре основные функции классного часа:
-
просветительская функция классного часа – это функция, которая предоставляет возможность расширить кругозор младшего школьника, получить те знания, которые не нашли отражения в учебных программах; -
ориентирующая функция классного часа – это функция, которая способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в жизни;
Просветительская и ориентирующая функции классного часа связаны между собой. Это обусловлено тем, что нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Отметим, что в некоторых случаях классный час может выполнять только ориентирующую функцию.
-
направляющая функция классного часа – это функция, которая призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся; -
формирующая функция классного часа – это функция, которая направлена на формирование у обучающихся навыков обдумывания и самооценки, отстаивания своей точки зрения [34, с.254].
Изучив педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что существует несколько классификаций классных часов.
Большинство педагогов выделяют четыре основных типа классного часа: нравственный, интеллектуально-познавательный, тематический, информационный. При проведении каждого из представленных типов классного часа учитель стремится достичь различных целей.
•Нравственный классный час Цели:
-
просвещение учащихся с целью выработки собственных
нравственных взглядов, суждений, оценок;
-
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; -
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; -
развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать чужую и др.).
• Интеллектуально-познавательный классный час Цели:
-
развивать познавательный интерес учащихся; -
развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. • Тематический классный час Цели:
-
развивать кругозор учащихся; -
способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
• Информационный классный час Цели:
-
формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; -
применение знаний, полученных на уроках истории и окружающего мира; -
формирование своего отношения к происходящему; -
развитие исследовательских умений.
Е.В. Советова предлагает иную классификацию. Автор выделяет пять видов классных часов:
-
организационный классный час, как способ коллективного планирования классного или общественного дела; -
разрешение возможного конфликта; -
плановый классный час, как способ подведения (например,
итогов успеваемости);
-
беседа по психолого-педагогическим проблемам обучающихся; -
система классных часов для реализации определенной образовательной программы [37, с.234].
Методы, используемые для проведения классного часа в современной школе разнообразны: беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии, интерактивные игры, игры-путешествия, тренинги, конференции, этические занятия и др.
В современной литературе выделены критерии успешности классных часов:
-
интерес обучающихся к теме классного часа; -
активность и готовность школьников к участию в классном часе; -
улучшение отношений педагога с детьми; -
изменение психологического климата в детском коллективе, его сплоченность; -
нейтрализация конфликтов; -
включение в активную жизнь класса всех детей (в том числе недавних «изгоев», «отверженных»); -
улучшение отношений ребенка с родителями; -
повышение ответственности за учебу и, как следствие, повышение успеваемости.
Классные часы обеспечивают возможность взаимообогащения, эмоционального «заражения»; способствуют развитию каждого ученика; создают условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов и навыков коллективного труда; привить младшим школьникам принципы, которые формируют активную жизненную позицию гражданина России. Использование классных часов позволяет повысить эффективное усвоение норм гражданского поведения [37].
Классный час не должен содержать обязательных элементов урока. Многие педагоги говорят о том, что во время обсуждения с учащимися проблемы, не следует их явно «обучать» и выяснять степень усвоения норм гражданственности. Необходимо строить работу так, чтобы увлечь младшего школьника самой проблемой, а также формой, средствами и методами ее организации. В связи с этим во время организации классного часа должны присутствовать:
-
новизна, интерес и содержательность обсуждаемого материала; -
актуальность материала для обучающихся; -
разнообразие приемов и методов работы; -
эмоциональный заряд; -
связь повседневной жизни с деятельностью младших
школьников;
-
конкретизация выводов и понятий.
Таким образом, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от выбранных педагогом средств, форм и методов. В процессе гражданского воспитания младших школьников необходимо уделять большое внимание такому средству, как классный час. Это связано с тем, что он способствуют углублению, систематизации имеющихся знаний, созданию условий для адекватного самоопределения младшего школьника в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в классе, в которой растет гражданин и патриот своей страны, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.
Выводы
Анализ научной и педагогической литературы по проблеме исследования показал, что нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Одним из направлений нравственного воспитания является гражданское воспитание. Именно на него в современных условиях обращается большое внимание, т.к. оно является важным аспектом в воспитании гражданина. Работы многих педагогов и психологов посвящены гражданскому воспитанию.
Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность, которая включает в себя ряд компонентов.
Процесс гражданского воспитания требует использования определенных методов и средств работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Особое место среди средств гражданского воспитания занимают классные часы. Главными условиями эффективности проведения классных часов являются систематичность, целенаправленность, разнообразие и занимательность. Это связано с тем, что именно классные часы способствуют углублению, систематизации имеющихся знаний, созданию условий для адекватного самоопределения младшего школьника в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в классе, в которой растет гражданин и патриот своей страны, способный оценить и понять пути развития страны, видящий перспективу участия в этом процессе. Классные часы являются средством воздействия не только на сознание и чувства учащихся, но и на их поведение.
.