Файл: Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Кафедра физической воспитания и спорта
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура и спорт»
на тему: «Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика»
Выполнил обучающийся
Бондарь Юлия Александровна
(Фамилия, имя, отчество)
ППБ30722002
(шифр)
1 курса
Руководитель: Лейбович Альвина
Сергеевна
Новосибирск
2023
Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
Усталостью является защитная реакция организма, основной функцией которой является защита от утомления и переутомления. При усталости у человека временно снижается работоспособность, наблюдается так же снижение психологических и физических процессов.
Признаками усталости является повышенная потливость, нарушение координации, ритма дыхания, головокружение.
При игнорировании усталости, у человека может возникнуть невроз, который рано или поздно перерастет в синдром хронической усталости. Этот синдром является заболеванием, которое неспособен вылечить даже длительный отдых.
Для предупреждения этого состояния, человеку следует больше времени проводить на свежем воздухе и выбираться на природу.
Утомлением же является временное функциональное состояние, которое наступает при работе. Главным признаком утомления является понижение работоспособности. Очень важна и биологическая роль утомления, которая заключается в защите организма от истощения при длительной и напряженной мышечной работе.
Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр.
При больших повторных физических напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния:
- нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов;
- хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.
Ускорение восстановления - направленное действие на восстановительные процессы - один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления - один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.
Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма.
Утомление можно разделить на два вида: легкое и острое. Легкое утомление можно считать состоянием, при котором не снижается работоспособность. Оно проявляется в виде усталости.
Острое утомление может наступить при кратковременной работе, особенно если ее интенсивность не подходит уровню физической подготовки. Проявлением острого утомления можно наблюдать в падении сердечной производительности, увеличении потоотделения и нарушении водо-солевого баланса.
Хорошей профилактикой утомления может стать прослушивание спокойной музыки, дыхательная гимнастика и правильное распределение умственных и физических нагрузок.
Переутомление -- это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Существенное значение в патогенезе заболевания имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников. Так, по данным Г.Селье (1960), при действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах.
При неврозе изменяется также функциональное состояние нижележащих отделов центральной нервной системы. При этом часто наблюдаемые при переутомлении висцеральные расстройства можно рассматривать как следствие изменений функционального состояния мозга, которые регулируют нейрогуморальные процессы в организме и контролируют вегетативные, гормональные и висцеральные функции.
Так как переутомление является заболеванием, в его клинике выделяют три стадии, которые слабо отграничены друг от друга.
Для I стадии характерно отсутствие жалоб. Лишь изредка наблюдаются жалобы на нарушение сна, которое выражается в проблематичном засыпании и в частом пробуждении. Отмечается также усталость после сна, снижение аппетита. Намного реже встречается снижение работоспособности. Объективные симптомы заболевания - ухудшение способности организма адаптироваться к психическим нагрузкам и нарушение лучшей координации движений.
II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев такой человек жалуется на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. Часто эти люди имеют характерный внешний вид, выражающийся в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами.
III стадия. Для этой стадии характерно развитие неврастении и резкое ухудшение общего состояния. Неврастения - следствие ослабления процесса торможения или перегрузки процесса возбуждения в коре головного мозга.
К каждой из этих стадий следует применять особенный подход. При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2--4 нед, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 2--4 нед. он возвращается к прежнему объему.
При переутомлении II стадии занятия на 1--2 нед заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1--2 мес. проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха.
В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого человеку назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2--3 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка.
Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни. Необходимо проводить витаминизацию организма, особенно витамином С, комплексом витаминов группы В и витамином Е. Хороший результат дает назначение седативных и ноотропных средств (настойка валерианы, новопассит, пирацетама, ноотропила), средств, улучшающих микроциркуляцию сосудов головного мозга.
Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т.п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы: педагогические, психологические, медико-биологические. Их комплексное использование, в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, а
также предшествовавшего режима, и составляет систему восстановления.
Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме.
К педагогическим средствам относятся:
· рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки;
· правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки;
· введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок;
· варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями;
· широкое использование переключения с одного вида упражнений на другой, с одного режима работы на другой;
· полноценная разминка;
· использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр.;
· полноценная заключительная часть занятия;
· большая индивидуализация тренировки;
· рациональный режим (особенно пред- и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.
Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства: оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах, индивидуальный подход, так и психологические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, сон-отдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.