Файл: Урок по теме Параллельность прямых и плоскостей. Бушева Инга Николаевна учитель математики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обобщающий урок по теме
«Параллельность прямых и плоскостей».
Бушева Инга Николаевна
учитель математики
Урок проводится в форме урока-погружения (не менее 90 минут), что позволяет повторить учебный материал, осуществить контроль знаний учащихся и их коррекцию.
На уроке уделяется внимание следующим разделам :
1. Аксиомы стереометрии
2. Взаимное расположение прямых в пространстве.
3. Взаимное расположение в пространстве прямой и плоскости.
4. Взаимное расположение в пространстве двух плоскостей.
Таким образом, урок разделен на 4 блока.
Во время работы над каждым из блоков учащиеся проходят через следующие этапы:
1. повторение теории
2. тесты (теория)
3. решение задач
Ребята выполняют задания, составленные учителем с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Урок дает возможность определить уровень усвоения материала и быстро выявить пробелы в знаниях, создает условие для мотивации, повышения интереса к предмету, способствует развитию и совершенствованию самостоятельной деятельности учащихся; обеспечивает непрерывное образование и устраняет перегрузку домашнего задания.
У учащихся есть возможность:
- работать самостоятельно с дифференцированной программой;
- вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
- получить консультацию и дозированную персональную помощь от учителя или соседа по парте.
На уроке создается комфортная обстановка
- индивидуальный темп (для сильных учащихся предлагаются дополнительные задачи),
- «мягкий» контроль (проверка работы товарищем, с помощью демонстрационного образца).
Для самостоятельной оценки деятельности учащимся предлагаются критерии, с помощью которых ученики подсчитывают свои баллы, и после 4 блока, выставляют себе оценку самостоятельно. Во время самостоятельной работы учитель проверяет объективность выставленных оценок.
Преподаватель на уроке управляет процессом обучения, консультирует ребят , помогает и поддерживает учеников.
Цели урока:
1. Общеобразовательные:
-
организовать работу учащихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы; -
закрепить и углубить знания и умения учащихся применять аксиомы стереометрии, следствия из аксиом, теоремы о параллельности прямых, прямой и плоскости, параллельности плоскостей.
2. Развивающие:
-
создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету; -
развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; -
развивать навыки самоконтроля; -
развивать активности учащихся, -
формировать учебно-познавательных действий, коммуникативных, исследовательских навыков учащихся, умение анализировать и устанавливать связь между элементами темы.
3. Воспитательные:
-
создать условия успешности ученика на уроке; -
воспитывать культуру умственного труда; способность к самоанализу, рефлексии; -
развивать умение рецензировать и корректировать ответы товарищей. -
воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности;
обеспечить гуманистический характер обучения;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, демонстрационные образцы.
План урока
1. Организационная часть – постановка целей и задач урока – 1 минута.
2. Мотивационная – разъяснение необходимости решения задач данного цикла в реальной ситуации – 1 минута.
3. Погружение.
- Актуализация опорных знаний (повторение теории, доказательство теорем) – 5+5+5+15=30 мин.
- Закрепление полученных знаний (тесты, задачи). 10+10+9+11 =40 минут.
по блокам
4. Контроль полученных знаний. Выполнение самостоятельной работы – 15 минут.
5. Рефлексия. Подведение итогов – 2 минуты.
6. Домашнее задание – 1 минута.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами должны подняться ещё на одну ступеньку вверх, «преодолевая» задачи, которые будут рассматриваться на уроке. Сегодня мы начинаем повторение темы «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве». Наша задача вспомнить все, что мы знаем по этой теме.
Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока.
2. Мотивационный момент
Мы должны закрепить и углубить наши знания по этой теме.
Эти знания пригодятся нам для решения практических задач, для успешной сдачи ЕГЭ.
Вы должны научиться анализировать и устанавливать связь между элементами темы. Развить свою активность, сформировать учебно - познавательные действия, коммуникативные навыки. Хотелось бы создать условия вашей успешности на уроке; чтобы вы проявили способность к самоанализу, рефлексии, умение рецензировать и корректировать ответы товарищей. А каковы пути и средства достижения этих целей?
Домашнее задание к сегодняшнему уроку заключалось в том, чтобы вы повторили пункты 1- 12, просмотрели и еще раз разобрали задачи, которые мы решали в этих пунктах для обобщения и закрепления темы «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве».
У вас на столах лежат: памятки для работы на уроке - листы самоконтроля, в них вы сами оцениваете свои знания и работу на каждом этапе урока. Эти листы помогут организовать повторение на последующих уроках.
Блок 1. Аксиомы стереометрии
Цели блока:
- повторить аксиомы стереометрии и применение их при решении задач домашнего задания;
следствия из аксиом;
- закрепить умение применять аксиомы стереометрии и следствия из аксиом при решении задач;.
Актуализация опорных знаний. Проведем теоретическую разминку.
Учащиеся вспоминают учебный материал (при необходимости пользуются учебником) и составляют опорный конспект.
1. Сформулируйте три аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей.
1. Аксиомы стереометрии (Учащиеся составляют таблицы).
-
Чертеж
Аксиома
Плакат1
•
•
•
А1: Через любые три точки , не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом, только одна.
Плакат2
•
•
А2: Если две точки прямой лежат на плоскости, то и все точки прямой лежат на этой плоскости .
Плакат3
А3: Если две различные плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
•
В ходе беседы выделяются существенные моменты теории:
а) разъяснить содержание аксиом и иллюстрировать на модели;
б) чтение учащимися текста аксиом;
в) выполнение чертежа;
г) запись содержания с помощью символов.
2. Как формулируются следствия из этих аксиом?
Следствия из аксиом стереометрии.
| Ч . ертеж. | Формулировка. |
Плакат 4 | | Через любую прямую и не принадлежащую ей точку можно провести плоскость, и притом только одну |
Плакат 5 | | Через две пересекающиеся прямые можно провести плоскость, и притом только одну. |
После обсуждения теоретических вопросов закрепление полученных знаний.
Задание 1.Как в пространстве можно однозначно задать плоскость?
Учащиеся самостоятельно выполняют задание (проверяем по плакату.)
Способы задания плоскостей.
-
Способы задания плоскостей
Рисунок
I. Три точки, не лежащие на одной прямой
2. Прямая и не принадлежащая ей точка.
3. Две пересекающиеся прямые.
4. Две параллельные прямые.
- Сколько существует способов задания плоскости?
Пары обмениваются решениями и проверяют работы друг друга.
Критерии:
всё правильно – 3 балла,
1 ошибка– 2 балла,
2 ошибки– 1 балл,
более 2 ошибок – 0 баллов.
- Почему штатив фотоаппарата имеет три ножки, а не более? (Через три точки можно провести единственную плоскость)
Задание 2. Ответьте на вопросы
Сколько плоскостей можно провести через выделенные элементы?
а) б) в)
г) д) е)
Ответы: а),б), в), г)- одна; д) – 2: е) - 3
Пары обмениваются решениями и проверяют работы друг друга, ученики по очереди объясняют свое решение по чертежу на плакате.
Критерии:
всё правильно – 3 балла,
1 ошибка– 2 балла,
2 ошибки– 1 балл,
более 2 ошибок – 0 баллов.
Задание 3 Определите: верно, ли утверждение?
1. Любые три точки лежат в одной плоскости. | Да |
2. Любые четыре точки лежат в одной плоскости. | Нет |
3. Любые четыре точки не лежат в одной плоскости. | Нет |
4. Если прямая пересекает 2 стороны треугольника, то она лежит в плоскости треугольника. | Да |
5. Пять точек не лежат в одной плоскости. Могут ли какие – нибудь четыре из них лежать на одной прямой? | Нет |
6. Через середины сторон квадрата проведена плоскость. Совпадает ли она с плоскостью квадрата? | Да |
Пары обмениваются решениями и проверяют работы друг друга, ученики по очереди объясняют свое решение, сверяясь с плакатом на доске.
Критерии:
Всё правильно – 3 балла,
1 ошибка – 2 балла,
2 ошибки – 1 балл,
более 2 ошибок – 0 баллов.
Дано: А, В, С α
Доказать: D α
Доказательство:
А, В АВ, С,D СD, АВ СD, АВ, СD α D α
Задание 4(3 балла)Три вершины параллелограмма лежат в некоторой плоскости. Можно ли утверждать, что и его четвертая вершина лежит в этой плоскости?
В
С
А
D
Блок– 2.Параллельные прямые в пространстве.
Цель блока:
- повторить и обобщить знания по теме параллельные прямые в пространстве;
- систематизировать полученные знания.
Актуализация опорных знаний. Проведем теоретическую разминку.
Учащиеся вспоминают учебный материал (при необходимости пользуются учебником) и составляют опорный конспект.
а
- Взаимное расположение в пространстве двух прямых.
а
в
в
в
а
а в а в а : в
- Какие прямые в пространстве называются параллельными? (Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются)
- Сформулируйте признак параллельности прямых в пространстве. (Две прямые, параллельные третьей прямой