Файл: Имущественное страхование и его значение в экономике (Общая теоретическая характеристика имущественного страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексное страхование путешественников в 2019 году составило 0,65% от общего процентного содержания, в 2018 году 0,58%, а в 2017 году 1,13%. Такое низкое процентное соотношение в АО «ЖАСО» от общих видов страхования говорит о том, что жители города Тольятти не желают тратить существенные денежные средства на страхование жизни за границей или предпочитают воспользоваться услугами данного страхования в другой компании.

Что касается добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, то его самый высокий удельный вес в Обществе наблюдается лишь в 2017 году в размере 0,26%, в 2019 году этот показатель равен 0, а в 2018 году всего 0,05%. Заметим, что данный вид страхования единственный в нулевом эквиваленте.

Страхование имущества физических лиц в Обществе имеет довольно значительное процентное соотношение от общих видов имущественного страхования. По данному показателю наблюдается увеличение с 2017-2019 годы. В 2017 году удельный вес составил 0,38%, а уже к 2019 году 2,04%. Что нельзя сказать о страховании имущества юридических лиц, где наблюдается значительное падение удельного веса в 2019 году до 0,12%.

Страхование гражданской ответственности туристических операторов имеет практически одинаковый удельный вес за все три анализируемых года в размере 0,05%, лишь в 2017 году 0,07%. Это говорит о том, что данным видом страхования пользуются постоянные клиенты страховой компании АО «ЖАСО» без привлечения по услугам страхования новых туристических фирм.

Остальные виды имущественного страхования имеют удельный вес менее 1% в период с 2017-2019 годы, следовательно, такие виды как титульное страхование, «Зеленая карта», страхование ответственности перевозчиков и страхование ответственности за недостаточность работ капитального строительства, а также страхование опасных объектов пользуются меньшим спросом. Также есть вероятность, что граждане выбирают другую страховую компанию для данных видов страхования.

Определив удельный вес видов имущественного страхования за 2017-2019 годы, необходимо рассчитать абсолютное и относительно отклонение, учитывая темп роста и прироста в АО «ЖАСО».

Абсолютное отклонение с отрицательным значением по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев АО «ЖАСО» в 2017-2018 годы составило 59,9 тысяч рублей. Это говорит о том, что в 2017 году по данному виду граждане страховались наиболее чаще, чем в 2018 году. В период с 2018-2019 годы объем по данному виду страхования также уменьшился на 20,5 тысяч рублей или на 0,05%.


По комплексному ипотечному страхованию (утрата, повреждение имущества) отклонение в 2017 году по сравнению с 2018 годом составило 0,89% с отрицательным значением. В 2018 году по сравнению с 2019 годом 0,03%, то есть в абсолютном эквиваленте с разницей в 28,2 тысячи рублей. А в 2017 году с разницей в 161,2 тысячи рублей, такая значительная разница показывает, что спрос на ипотечное кредитование в 2017 году был значительно выше по сравнению с 2018 и 2019 годами.

Объем услуг по комплексному страхованию путешественников в 2017 году был на 104,8 тысячи больше, чем в 2018 году, а в 2019 году выше всего на 0,07%. Другими словами, можно сказать, что объем по данному виду страхования имущества в 2019 году увеличился на 14,38%.

По ОСАГО как виду имущественного страхования наблюдался большой приток клиентской базы в 2017 году, темп роста по сравнению с 2018 годом увеличился в два раза, а в 2019 году на 18,26% по сравнению с 2018 годом. Как наблюдалось ранее, данный вид имущественного страхования является обязательным, поэтому количество страхователей намного выше по сравнению с другими видами страхования.[29]

Объем страхования автотранспортных средств АО «ЖАСО» в 2019 году уменьшился на 4472,9 тысячи рублей по сравнению с 2018 годом, в 2018 году на 5208,9 тысяч рублей по сравнению с 2017 годом. Другими словами можно сказать, что пик по страхованию автотранспортных средств за анализируемые периоды пришелся на 2017 год.

Объем по страхованию гражданской ответственности за недостаточность работ, оказывающий влияние на безопасность объектов капитального строительства Общества в 2017 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 24 тысячи рублей, что можно сказать и про 2019 год, где показатель также увеличился, но на 10,5 тысячи рублей. Это говорит о положительном развитии данного вида страхования, так как показатель с каждым годом немного увеличивается, лишь в 2018 году произошел небольшой спад, и темп роста в 2018 году по сравнению с 2017 годом уменьшился на 58,55%, то есть больше чем на половину единиц.

Объем по страхованию гражданской ответственности юридических и физических лиц АО «ЖАСО» в 2019 году изменился по сравнению с 2018 годом на 0,01%, а в 2017 году по сравнению с 2018 годом на 0,26%. Темп роста в 2019 году увеличился почти на 12%. Величина по данному показателю показывает, что в 2017 году она была самой высокой, но к 2019 году ее значение значительно уменьшилось.

Показатель страхования имущества физических лиц Общества в период с 2017-2019 годы постепенно увеличивался. Темп роста в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличился в шесть раз, а в 2019 году на 18%. Такая тенденция говорит о том, что данный вид имущественного страхования увеличивает свою клиентскую базу и соответственно страховые взносы.


Объем по страхованию имущества юридических лиц в 2017 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 3,37%, но к 2019 году уменьшился на 46,27%. Можно сказать, что предприятия стали меньше пользоваться данными услугами или же, предпочли другие страховые компании.

Показатель страхования от несчастных случаев и болезней Общества в период с 2017-2019 годы был неустойчив. Его рост пришелся в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 23,2%, но к 2019 году тема прироста уменьшился на 4,58%.

Титульное страхование достигло своего самого высокого значения в 2019 году и выросло, по сравнению с 2018 годом на 63,9%, что нельзя сказать про 2018 год, где показатель уменьшился на 0,35% по сравнению с 2017 годом.

Страхование по «Зеленой карте» АО «ЖАСО» в 2019 году имело также высокое значение по сравнению с 2018 годом в размере 57 тысяч рублей, но в 2018 году показатель уменьшился на 22,3 тысячи рублей по сравнению с 2017 годом. Этот вид имущественного страхования имеет неустойчивое положение, так как его значения постоянно изменяются.

Объем по страхованию опасных производственных объектов значительно уменьшается с 2017-2019 годы. Темп прироста в страховой компании «ЖАСО» с 2017 по 2018 годы уменьшился на 46,91%, а с 2018 по 2019 годы уменьшился на 90,45%. Необходимо отметить, что данный вид имущественного страхования стал менее востребованным для страхователей.

Страхование гражданской ответственности туристических операторов в АО «ЖАСО» не имеет никаких изменений, так как в период с 2017-2019 годы (как отмечалось ранее) значения данного показателя остаются на одном уровне в размере 22,5 тысяч рублей.

Страхование ответственности имело нестабильное изменение в период с 2017-2019 годы. В 2018 году по сравнению с 2017 годом темп прироста уменьшился на 54,51%, а в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 35,7%. Данный показатель менялся от количества клиентской базы страховой компании АО «ЖАСО».

Каждый вид имущественного страхования имеет значения как роста, так и снижения показателей. Например, лишь показатель ОСАГО имел тенденцию увеличиваться с каждым отчетным годом, так как имел вид обязательного страхования, что нельзя сказать про другие показатели, которые постоянно изменялись в виду того, что статус обязательного страхования они не имеют.

Рассмотрев анализ фактических показателей, необходимо обратиться к изменению показателей в плановом и фактическом значении с учетом процентного выполнения плана.

В 2017 году план по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев в АО «ЖАСО» был выполнен всего на 23,71%, в 2018 году процентное выполнение плана увеличилось и составило 40,59%, а в 2019 году 0%, то есть план по данному показателю в 2019 году был совершенно не выполненным.


Выполнение плана в Обществе по комплексному ипотечному страхованию в 2017 году было выполнено почти в два с половиной раза больше, чем планировалось. В 2018 году план был выполнен на 73,33%, а в 2019 году всего на 37,74%. Данные по фактическому показателю значительно уменьшаются с каждым годом, что говорит о неустойчивом состоянии по данному виду страхования.

Комплексное страхование путешественников АО «ЖАСО» было выполнено в 2017 году на 94,49%, в 2018 году почти на все 100%, а в 2019 году всего лишь на половину, от общей нормы.

Процент выполнения плана в Обществе по ОСАГО в 2017 году по факту был превышен в два раза, в 2018 году также почти в два раза, но в 2019 году план был перевыполнен всего лишь на 39%.

Страхование автотранспортных средств по плану в 2017 году было выполнено всего на 97,57%, в 2018 году всего на половину, а в 2019 году с максимально низким значением в 24%.

Страхование гражданской ответственности в АО «ЖАСО» за недостаточность работ, оказывающее влияние на безопасность объектов капитального строительства в 2017 году по плану было выполнено на 52,64%, в 2018 году на 55,57%, а в 2019 году было выполнено в два раза больше, чем планировалось.

Страхование гражданской ответственности физических и юридических лиц в 2017 году по плану было выполнено на 93,68%, в 2018 году процент выполнения плана превысил на 72,67%, в 2019 году план был не выполнен и составил 93,55%.

Выполнение плана по страхованию имущества физических лиц в 2017 году АО «ЖАСО» составило 29,53%, в 2018 году план был превышен в 4,5 раза, а в 2019 году не выполнен и составил 83,03%.

Рассматривая показатель страхования имущества юридических лиц, в 2017 году план был выполнен также незначительно в размере 35,28%, в 2018 году на 65,2%, в 2019 году всего на 31,4%.

Страхование от несчастных случаев и болезней в Обществе по плану было выполнено в 2017 году на 35% больше, в 2018 году 28,53% больше, а в 2019 году снова произошло недовыполнение в размере 98%.

Титульное страхование в 2019 году было выполнено на 71%, в 2018 году перевыполнено почти в два раза, как и в 2017 году, но в размере 36,52%.

Страхование по «Зеленой карте» в АО «ЖАСО» было выполнено в 2017 году на 20,76%, в 2018 году произошло перевыполнение на 15,89%, как и в 2019 году в размере перевыполнения плана на 54,3%.

Страхование опасных производственных объектов АО «ЖАСО» в 2017 году было выполнено на 97%, в 2018 году на 47%, а в 2019 году всего на 29,5%. По данному виду имущественного страхования плановые показатели не выполнились не по одному из периодов.

Страхование гражданской ответственности туристических операторов во всех трех периодах выполнено на 100%, так как данный показатель в компании АО «ЖАСО» является устоявшимся.


Страхование ответственности перевозчиков в 2017 году было выполнено в два раза от общего плана, в 2018 году процент выполнения плана резко сократился и составил 29,59%, а в 2019 году превысил норму выполнения плана на 73,11%.

Исходя из проведенного анализа выполнения плана в отношении план/факт, необходимо отметить, что в 2019 году происходит недовыполнение плана из-за отрицательной прибыли страховой компании АО «ЖАСО». Рассматривая процент выполнения плана предыдущих периодов, наблюдается выполнение и даже перевыполнение плана почти по всем видам имущественного страхования, что говорит об устойчивом финансовом положении и возможности роста конкуренции на рынке страховых услуг.

Таким образом, на основе рассчитанных показателей, были сделаны основные выводы по видам имущественного страхования АО «ЖАСО» в период с 2017-2019 годы. Заметим, что с 2017-2018 годы деятельность компании была преуспевающей, но к 2019 году прибыль стала отрицательной, количество клиентской базы значительно уменьшилось, а, следовательно, уменьшились и страховые премии.

2.3 Проблемы развития имущественного страхования

Страхование в РФ за последние годы получило существенное развитие - созданы условия для развития системы страховой защиты имущественных интересов населения, предприятий и государства.

Вместе с тем страхование, прошедшее процесс перехода от государственной страховой монополии к возрождению страхового рынка, отстает от потребностей экономики.

Положение дел на российском рынке характеризуется низкими финансовыми возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков, что обусловлено:

  1. небольшими размерами уставных капиталов и страховых резервов у страховых компаний;
  2. недостатком опыта проведения страхования, включая оценку страхового риска, управление риском и оценку подлежащего возмещению ущерба;
  3. недостаточно развитой страховой инфраструктурой и методологией расчета тарифов по нестандартным страховым рискам.

Из основных системных проблем российского рынка страхования можно выделить:

  1. существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
  2. использование не в полной мере механизма страхования, и, в частности, неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
  3. относительно слабое развитие страховых операций (зависящее от общего состояния экономики, совершенствования законодательства в части упорядочивания обязательных видов страхования, развития долгосрочного страхования жизни, пенсионного и взаимного страхования, налогообложения) сдерживает увеличение собственных средств и накопление страховых резервов у страховых компаний;
  4. отсутствие системы вовлечения в инвестиционный процесс денежных средств населения посредством заключения договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий;
  5. отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
  6. ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
  7. отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере страхового рынка;
  8. низкий уровень капитализации страховых организаций (ограниченная финансовая емкость рынка), а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
  9. информационная закрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
  10. несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.