Файл: Налоги и налогообложение. Налоговые правонарушения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основу доходной части бюджета современного государства составляют налоги, именно они дают ему возможность осуществлять его функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги - необходимый атрибут государства, история свидетельствует, что в качестве экономической и правовой категории они появились практически с момента его возникновения.

Специалисты пришли к выводу: в формировании доходов российской государственной казны главным является налоговый метод - более 80% доходов бюджетной системы составляют налоговые платежи. Во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджета.

По замечанию экспертов, не в солдатах главная сила государства, а прежде всего в тех имущественных средствах, которыми оно может располагать в данную минуту; финансы являются мерилом благосостояния страны, мерилом цивилизации.

Главным побудительным мотивом уплаты налогов всегда была отнюдь не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены к ним при выявлении уклонения от уплаты налогов и сборов либо уплаты их в неполном объеме. Со временем такие меры были оформлены в соответствующие правовые нормы, регулирующие материальные и процессуальные вопросы применения подобных мер принуждения.

Их перечень в действующем российском налоговом законодательстве обширен: это право налоговых органов производить безакцептное списание сумм налогов и санкций, начислять пени, приостанавливать операции по счетам и т.д. Кроме налоговых санкций предусмотрены выездные и камеральные налоговые проверки, а также процессуальное обеспечение (затребование у налогоплательщиков письменных объяснений, выемка текущей и отчетной документации).

Связанная с налоговыми нарушениями судебная практика неоднозначна, а порой и противоречива. Это, с одной стороны, объясняется периодическим изменением налогового законодательства, введением новых налоговых платежей, но с другой - требует внимательного анализа как этих изменений, так и самого института права, обеспечивающего правомерное поведение всех участников налоговых правоотношений, пресечения налоговых правонарушений и применения к нарушителям мер правового воздействия.

Все вышесказанное и определяет актуальность темы нашего исследования, которое будет посвящено анализу состава и особенностей ответственности за налоговые правонарушения.


Целью курсовой работы является изучение действующего законодательства о налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- определить понятие, сущность, виды налоговых правонарушений;

- рассмотреть примеры налоговых правонарушений, ответственность за их совершение;

- рассмотреть нововведения в налоговом законодательстве в области налоговых правонарушениях.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых-экономистов, законодательные и правовые акты Правительства РФ, учебная, научная и методическая литература, данные «Консультант плюс», Интернет ресурсы.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографический, аналитический, сравнения, научной абстракции и другие.

Курсовая работа изложена на 51 стр. машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

1.1 Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений

Бюджетный Кодекс регулирует налоговые отношения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты

1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации; единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации. Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.


2. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном настоящей статьей, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.


3. Внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Федеральные, региональные налоги регулируются статьей 58 БК РФ. В ней определены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты.

Местные налоги регулируются статьей 63 БК РФ. В ней определены полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений.

Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района. [5]

Нормативно-правовое регулирование по Налоговому Кодексу определено следующими статьями:

Статья 106. Понятие налогового правонарушения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения.

Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.


Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ). [3]

Нормативно-правовое регулирование по Кодексу об Административных Правонарушениях регулируется следующими статьями:

Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации.

Статья 15.6 КоАП РФ. Непредставление сведений, необходимых для осушествления налогового контроля.

Статья 15.8 КоАП РФ. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора(взноса).

Статья 15.9 КоАП РФ. Неисполнение банком решения о приостановлении операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений по Уголовному Кодексу РФ осуществляется следующими статьями:

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. [4]

Нормативно-правовое регулирование по Конституции РФ представлено статьей 54, в которой прописаны следующие моменты:

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. [1]

1.2 Налоговый контроль

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.