Файл: Методические рекомендации по профилактике буллинга. Основой организации профилактической работы является повышение.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4. Рекомендационная программа
Согласно данным, полученным в ходе диагностики, были разработаны методические рекомендации по профилактике буллинга. Основой организации профилактической работы является повышение осведомленности и вовлеченности в профилактику всех участников образовательного процесса, поскольку к ситуации травли имеют отношение: и педагоги, и родители, и дети. Эффективность профилактики буллинга в общеобразовательной организации будет зависеть от того, насколько она носит системный, а не эпизодический характер. Реализуется системная профилактика на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, семейном.
На общешкольном уровнереализуются следующие направления профилактики:
-
создание благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося; -
улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса; -
оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе; -
создание и поддержка эффективной работы службы школьной медиации (примирения), опирающейся в своей деятельности на восстановительные технологии; -
вовлечение обучающихся в работу службы медиации (примирения), в том числе путем формирования и обучения «групп равных», обеспечивать супервизию и помощь «группам равных»; -
использовать медиативный подход в работе с детьми «группы риска» для создания условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса и формирования навыков совладающего поведения; -
повышение компетентности педагогических работников в вопросах профилактики буллинга и сплочения классных коллективов; -
публикация, размещение и соблюдение правил против буллинга, принятых всей школой; -
поддержание высокой просоциальной активности школьников (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт) -
обеспечение вмешательства любого из сотрудников школы в ситуацию травли сразу же, как только она была замечена.
На групповом уровне (классный коллектив) реализуются следующие направления профилактики:
-
диагностика межличностных отношений в классах, с целью выявления случаев буллинга; -
проведение «Кругов сообщества» как способа позитивной социализации, позволяющий приобретать опыт участия в принятии
решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих;
-
реализация профилактических программ, направленных на сплочение классных коллективов, снижение конкуренции и обучение детей навыкам «активной дружбы»:
-
уважать друг друга и относится к другим как к равным, -
радоваться успехам других, -
стоять друг за друга, -
принимать ценность каждого члена коллектива, -
уметь позитивно общаться; -
разрешать и урегулировать конфликтные ситуации.
Если в младшей школе тренировку этих навыков можно обеспечить во время игры, на переменах, после уроков на занятиях споротом, то в средней чаще используются схемы наставничества или консультирования с привлечением старшеклассников.
На личностном уровнереализуются следующие направления профилактики:
-
психокоррекционная работа с обучающимся, имеющими агрессивные, насильственные и асоциальные проявления; -
психокоррекционная работа с обучающимися, проявляющими виктимное поведение; -
проведение процедуры медиации и других восстановительных технологий с участниками школьной травли; -
при постановке участников буллинга на профилактический учет, реализация индивидуальных профилактических программ.
На семейном уровне реализуются следующие направления
профилактики:
-
просветительская работа с родителями по формированию их позиции в отношении пресечения буллинга; -
адресная информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями); -
организация встреч с родителями детей, которые участвуют в школьной травле; -
консультации и тренинги на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.
Можно использовать в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:
-
что делать, если вашего ребенка травят; -
как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель); -
что делать, если ребенок – зачинщик.
В работе педагога-психолога по профилактике буллингаважное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К каждому обучающемуся необходимо найти свой подход, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, учитывая особенности личности.
Педагог-психолог, реализуя профилактику буллинга среди обучающихся особое внимание должен уделять коррекции имеющихся социальных девиаций, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и поддержке.
Для создания безопасной психологической среды в образовательной
организации необходимо объединить профилактические мероприятия в единую систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных организациях сводятся к формированию определенных установок у обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Если говорить о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то необходимо учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене. Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшим школьникам, но и подросткам.