Файл: Методические рекомендации по профилактике буллинга. Основой организации профилактической работы является повышение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Рекомендационная программа
Согласно данным, полученным в ходе диагностики, были разработаны методические рекомендации по профилактике буллинга. Основой организации профилактической работы является повышение осведомленности и вовлеченности в профилактику всех участников образовательного процесса, поскольку к ситуации травли имеют отношение: и педагоги, и родители, и дети. Эффективность профилактики буллинга в общеобразовательной организации будет зависеть от того, насколько она носит системный, а не эпизодический характер. Реализуется системная профилактика на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, семейном.

На общешкольном уровнереализуются следующие направления профилактики:

  • создание благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося;

  • улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса;

  • оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе;

  • создание и поддержка эффективной работы службы школьной медиации (примирения), опирающейся в своей деятельности на восстановительные технологии;

  • вовлечение обучающихся в работу службы медиации (примирения), в том числе путем формирования и обучения «групп равных», обеспечивать супервизию и помощь «группам равных»;

  • использовать медиативный подход в работе с детьми «группы риска» для создания условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса и формирования навыков совладающего поведения;

  • повышение компетентности педагогических работников в вопросах профилактики буллинга и сплочения классных коллективов;

  • публикация, размещение и соблюдение правил против буллинга, принятых всей школой;

  • поддержание высокой просоциальной активности школьников (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт)

  • обеспечение вмешательства любого из сотрудников школы в ситуацию травли сразу же, как только она была замечена.


На групповом уровне (классный коллектив) реализуются следующие направления профилактики:

  • диагностика межличностных отношений в классах, с целью выявления случаев буллинга;

  • проведение «Кругов сообщества» как способа позитивной социализации, позволяющий приобретать опыт участия в принятии

решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих;

  • реализация профилактических программ, направленных на сплочение классных коллективов, снижение конкуренции и обучение детей навыкам «активной дружбы»:

  1. уважать друг друга и относится к другим как к равным,

  2. радоваться успехам других,

  3. стоять друг за друга,

  4. принимать ценность каждого члена коллектива,

  5. уметь позитивно общаться;

  6. разрешать и урегулировать конфликтные ситуации.

Если в младшей школе тренировку этих навыков можно обеспечить во время игры, на переменах, после уроков на занятиях споротом, то в средней чаще используются схемы наставничества или консультирования с привлечением старшеклассников.

На личностном уровнереализуются следующие направления профилактики:

  • психокоррекционная работа с обучающимся, имеющими агрессивные, насильственные и асоциальные проявления;

  • психокоррекционная работа с обучающимися, проявляющими виктимное поведение;

  • проведение процедуры медиации и других восстановительных технологий с участниками школьной травли;

  • при постановке участников буллинга на профилактический учет, реализация индивидуальных профилактических программ.

На семейном уровне реализуются следующие направления

профилактики:

  • просветительская работа с родителями по формированию их позиции в отношении пресечения буллинга;

  • адресная информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

  • организация встреч с родителями детей, которые участвуют в школьной травле;

  • консультации и тренинги на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.

Можно использовать в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:

  • что делать, если вашего ребенка травят;

  • как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);

  • что делать, если ребенок зачинщик.

В работе педагога-психолога по профилактике буллингаважное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К каждому обучающемуся необходимо найти свой подход, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, учитывая особенности личности.

Педагог-психолог, реализуя профилактику буллинга среди обучающихся особое внимание должен уделять коррекции имеющихся социальных девиаций, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и поддержке.

Для создания безопасной психологической среды в образовательной
организации необходимо объединить профилактические мероприятия в единую систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных организациях сводятся к формированию определенных установок у обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Если говорить о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то необходимо учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене. Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшим школьникам, но и подросткам.