Файл: Аналитический отчёт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальный орган Управление образованием

городского округа Красноуфимск Свердловской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа № 7
Аналитический отчёт

за межаттестационный период с 2009 – 2013 год

Формирование исследовательской культуры младших школьников через организацию ученического проектирования в урочной и внеурочной деятельности

Составитель:

Садовникова Е.М. –

высшая квалификационная

категория, учитель начальных

классов.


ГО Красноуфимск 2013

Введение

Доводы, до которых человек додумался

убеждают больше, чем те, которые пришли

в голову другим.

Луи Паскаль

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»   показывает, что нынешнее образование сохраняет ориентацию на развитие личности. Современному обществу   нужен   школьник,   самостоятельно   мыслящий,   

умеющий   видеть   и   творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся   информацион-

ном пространстве.   Однако   учащиеся   не   всегда   могут ориентироваться  в

огромном потоке  новых сведений,  извлекать  необходимые факты  и данные, 

критично  мыслить, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из 

создавшейся   проблемной   ситуации   может   стать   организация   учебно-воспитательного процесса   на   основе   исследовательской   деятельности   и   поэтапное   формирование исследовательской   культуры   учащихся.   В   

указанном   документе     уже  с   первых   строк подчеркивается   актуальность   данной   проблемы:   «…важнейшими   качествами   личности становятся инициативность,   способность   творчески   мыслить   и   находить  нестандартные   решения,   умение   выбирать   профессиональный   путь,  готовность  обучаться   в   течение   всей   жизни» . Все   эти   навыки   «формируются   с 

 детства», впоследствии в некотором роде становясь неотъемлемым  показателем сформированности  исследовательской культуры личности . 
Дети по своей природе - исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства. Возникает проблема формирования исследовательской культуры младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Проектная деятельность является наиболее эффективной для формирования исследовательской культуры младших школьников.

Однако, анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между: 
-социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к поисково-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса; 

- потребностью педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы; 
-интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований;
-осознанием учителем важности выполнения своей роли  по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельности и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.

Поэтому цель моей деятельности в межаттестационный период такова:

 формирование исследовательской культуры младших школьников через организацию ученического проектирования в урочной и внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели реализовывала следующие

задачи:

  • создание организационно – содержательных условий для реализации цели:

-информационные: изучение литературы по теме;

-методические: составление рабочих программ урочной и внеурочной деятельности с учётом проектирования, разработка дидактического материала, определение методик диагностирования;

- кадровые внешние: создание единого образовательного поля с педагогами дополнительного образования, учреждениями культуры, родителями;

-кадровые внутренние: привлечение к совместной работе школьного психолога, логопеда.

  • организация ученического проектирования с учётом потребностей системы образования и обучающихся;

  • проведение мониторинга уровня сформированности исследовательской культуры;

  • представление опыта и повышение квалификации в различных формах педагогического взаимодействия.

Объект исследования – процесс формирования исследовательской культуры младших школьников.

Предмет исследования – применение учебного проектирования для формирования исследовательской культуры обучающихся.

Гипотеза: если в системе обучения младших школьников использовать технологию проектного обучения, то это будет способствовать формированию

исследовательской культуры младших школьников, повышению качества образования в целом.


Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.2

1. Создание организационно – содержательных условий для формирования исследовательской культуры через учебное проектирование обучающихся в урочной и внеурочной деятельности ………………………………… стр.8


    1. Теоретические основы формирования исследовательской культуры.




    1. . Теоретические основы учебного проектирования……………..стр.12


1.2.1. ­Типология проектов………………………………………………стр.13
1.2.2. План работы над проектом………………………………………..стр.16
1.2.3.Условия организации работы по учебному проектированию…. стр.19


    1. Методическое обеспечение формирования исследовательской культуры обучающихся через учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности………………………………………………………стр.21


2.Организация ученического проектирования с учётом потребностей системы


образования и обучающихся………………………………………… стр.27
3.Проведение мониторинга уровня сформированности исследовательской культуры………………………………………………………………….стр.34
4. Профессиональное партнёрство……………………………………..стр.42
Проектная часть…………………………………………………………стр.46

Список литературы…………………………………………………… стр.48

Тезаурус

Исследовательская культура интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности.

Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения
 деятельности учителя и деятельности ученика.
Внеурочная деятельность – это деятельность младшего школьника, которая учитывает особенности учащегося, направленная на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.


1.Создание организационно – содержательных условий для формирования исследовательской культуры через учебное проектирование обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

1.1. Теоретические основы формирования исследовательской культуры.

Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. 
Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения имеет давнюю, почти стодвадцатилетнюю историю, начало которой связано с именами биолога А.Я.Герда, историка М.М.Стасюлевича, химика Р.Э.Армстронга и естествоиспытателя Т.Гексли, сформулировавших общую идею исследовательского метода. С тех пор педагогическая мысль систематически обращается к исследовательской деятельности учащихся, которая при этом рассматривается в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации (Б.П.Есипов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова, В.И.Андреев, Л.А.Казанцева, А.И.Савенков и др.)
Чтобы научиться добывать знания надо овладеть культурой, техникой исследовательского поиска. 

Исследовательская культура интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности.