ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальный орган Управление образованием
городского округа Красноуфимск Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 7
Аналитический отчёт
за межаттестационный период с 2009 – 2013 год
Формирование исследовательской культуры младших школьников через организацию ученического проектирования в урочной и внеурочной деятельности
Составитель:
Садовникова Е.М. –
высшая квалификационная
категория, учитель начальных
классов.
ГО Красноуфимск 2013
Введение
Доводы, до которых человек додумался
убеждают больше, чем те, которые пришли
в голову другим.
Луи Паскаль
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» показывает, что нынешнее образование сохраняет ориентацию на развитие личности. Современному обществу нужен школьник, самостоятельно мыслящий,
умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информацион-
ном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в
огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные,
критично мыслить, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из
создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности и поэтапное формирование исследовательской культуры учащихся. В
указанном документе уже с первых строк подчеркивается актуальность данной проблемы: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» . Все эти навыки «формируются с
детства», впоследствии в некотором роде становясь неотъемлемым показателем сформированности исследовательской культуры личности .
Дети по своей природе - исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства. Возникает проблема формирования исследовательской культуры младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Проектная деятельность является наиболее эффективной для формирования исследовательской культуры младших школьников.
Однако, анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:
-социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к поисково-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса;
- потребностью педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;
-интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований;
-осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельности и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.
Поэтому цель моей деятельности в межаттестационный период такова:
формирование исследовательской культуры младших школьников через организацию ученического проектирования в урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели реализовывала следующие
задачи:
-
создание организационно – содержательных условий для реализации цели:
-информационные: изучение литературы по теме;
-методические: составление рабочих программ урочной и внеурочной деятельности с учётом проектирования, разработка дидактического материала, определение методик диагностирования;
- кадровые внешние: создание единого образовательного поля с педагогами дополнительного образования, учреждениями культуры, родителями;
-кадровые внутренние: привлечение к совместной работе школьного психолога, логопеда.
-
организация ученического проектирования с учётом потребностей системы образования и обучающихся; -
проведение мониторинга уровня сформированности исследовательской культуры; -
представление опыта и повышение квалификации в различных формах педагогического взаимодействия.
Объект исследования – процесс формирования исследовательской культуры младших школьников.
Предмет исследования – применение учебного проектирования для формирования исследовательской культуры обучающихся.
Гипотеза: если в системе обучения младших школьников использовать технологию проектного обучения, то это будет способствовать формированию
исследовательской культуры младших школьников, повышению качества образования в целом.
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.2
1. Создание организационно – содержательных условий для формирования исследовательской культуры через учебное проектирование обучающихся в урочной и внеурочной деятельности ………………………………… стр.8
-
Теоретические основы формирования исследовательской культуры.
-
. Теоретические основы учебного проектирования……………..стр.12
1.2.1. Типология проектов………………………………………………стр.13
1.2.2. План работы над проектом………………………………………..стр.16
1.2.3.Условия организации работы по учебному проектированию…. стр.19
-
Методическое обеспечение формирования исследовательской культуры обучающихся через учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности………………………………………………………стр.21
2.Организация ученического проектирования с учётом потребностей системы
образования и обучающихся………………………………………… стр.27
3.Проведение мониторинга уровня сформированности исследовательской культуры………………………………………………………………….стр.34
4. Профессиональное партнёрство……………………………………..стр.42
Проектная часть…………………………………………………………стр.46
Список литературы…………………………………………………… стр.48
Тезаурус
Исследовательская культура – интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности.
Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения
деятельности учителя и деятельности ученика.
Внеурочная деятельность – это деятельность младшего школьника, которая учитывает особенности учащегося, направленная на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.
1.Создание организационно – содержательных условий для формирования исследовательской культуры через учебное проектирование обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
1.1. Теоретические основы формирования исследовательской культуры.
Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.
Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения имеет давнюю, почти стодвадцатилетнюю историю, начало которой связано с именами биолога А.Я.Герда, историка М.М.Стасюлевича, химика Р.Э.Армстронга и естествоиспытателя Т.Гексли, сформулировавших общую идею исследовательского метода. С тех пор педагогическая мысль систематически обращается к исследовательской деятельности учащихся, которая при этом рассматривается в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации (Б.П.Есипов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова, В.И.Андреев, Л.А.Казанцева, А.И.Савенков и др.)
Чтобы научиться добывать знания надо овладеть культурой, техникой исследовательского поиска.
Исследовательская культура – интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности.