Файл: Проблемы личности с точки зрения социальной психологии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы развития личности в социальной психологии
1.1 Основные психологические структуры личности в психологии
1.2 Основные психологические типы личности
Глава II. Методы исследования проблем личности в социальной психологии
2.1 Методы социального исследования личности
Организованность |
Трудолюбие |
Коллективизм |
Любознательность |
Эстетическое развитие |
1 — да |
2 — нет |
3 — нет |
4 — да |
5 — да |
6 — да-ложь |
7 — да |
8 — нет |
9 — нет |
10 — да |
11 — нет |
12 — да-ложь |
13 — да |
14 — нет |
15 — да |
16 — нет |
17 — да |
18 — да-ложь |
19 — нет |
20 — нет |
21 — да |
22 — нет |
23 — нет |
24 — нет-ложь |
25 — да |
26 — нет |
27 — да |
28 — да |
29 — да |
30 — нет-ложь |
31 — да |
32 — да |
33 — нет |
34 — да |
35 — да |
36 — нет-ложь |
37 — нет |
38 — да |
39 — нет |
40 — нет |
41 — да |
42 — да-ложь |
43 — нет |
44 — да |
45 — да |
46 — нет |
47 — да |
48 — да-ложь |
49 —да |
50 — да |
51 — да |
52 — да |
53 — да |
54 — да-ложь |
55 — нет |
56 — нет |
57 — нет |
58 — нет |
59 — нет |
60 — да-ложь |
61 — нет |
62 — нет |
63 — нет |
64 — нет |
65 — да |
66 — нет-ложь |
67 — да |
68 — нет |
69 — нет |
70 — нет |
71 — нет |
72 — да-ложь |
73 — да |
74 — да |
75 — да |
76 — да |
77 — нет |
78 — да-ложь |
79 — да |
80 — да |
81 — да |
82 — да |
83 — нет |
84 — да-ложь |
85 — да |
86 — нет |
87 — нет |
88 — нет |
89 — нет |
90 — нет-ложь |
91 — да |
92 — нет |
93 — да |
94 — нет |
95 — нет |
96 — да |
97 — нет |
98 — нет |
99 — нет |
100 — нет |
101 — нет |
102 — да |
103 — нет |
104 — нет |
105 — нет |
106 — нет |
107 — нет |
108 — да |
109 — да |
110 — нет |
111 — да |
112 — нет |
113 — да |
114 — да |
115 — да |
115. В свободное время рисую, вышиваю, занимаюсь поделками, играю на музыкальном инструменте.
Обработка данных: балл за совпадение
- Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.
- Суммируется количество плюсов но шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как отчеты считаются необъективными.
- Проставляются баллы за совпадение но шкалам свойств личности.
- Суммируется количество баллов по каждой шкале.
- Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Условием успешного применения опросника являются доверительные отношения экспериментатора с испытуемыми, наличие у последних готовности к самовоспитанию. Исключается разглашение анкетных данных.
Опросник для диагностики способности к эмпатии
- Способность к сопереживанию - эмпатии - понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединится с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества.
-
Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений.
Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Опросник
- Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
- Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
- Я считаю, что плакать от счастья глупо.
- Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
- Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
- На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
- Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
- Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
- По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
- Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
- Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
- Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
- Чужой смех меня не заражает.
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
- Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
- Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
- Маленькие дети плачут без причины.
Обработка результатов
- Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.
- Ключ
- Согласен "+" 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
- Не согласен "-" 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
- Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в нижеследующей таблице.
- Пол Уровень эмпатических тенденций
- высокий средний низкий очень низкий
- Юноши 33-26 25-17 16-8 7-0
- Девушки 33-30 29-23 22-17 16-0
Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.
Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Авторы опросника американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний:
«никогда»,
«очень редко»,
«иногда»,
«часто»,
«очень часто»,
«каждый день».
Опросник
Я чувствую себя эмоционально опустошенным
После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним
После работы мне на некоторое время хочется уединиться
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами
Я чувствую угнетенность и апатию
Я уверена, что моя работа нужна людям
В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
Моя работа все больше меня разочаровывает
Мне кажется, что я слишком много работаю
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
Во время работы я чувствую приятное оживление
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам
В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов и интерпретация
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Тест школьной тревожности Филипса
Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.
Опросник
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка результатов и интерпретация
Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.
Ключ
1 - |
11 + |
21 - |
31 - |
41 + |
51 - |
2 - |
12 - |
22 + |
32 - |
42 - |
52 - |
3 - |
13 - |
23 - |
33 - |
43 + |
53 - |
4 - |
14 - |
24 + |
34 - |
44 + |
54 - |
5 - |
15 - |
25 + |
35 + |
45 - |
55 - |
6 - |
16 - |
26 - |
36 + |
46 - |
56 - |
7 - |
17 - |
27 - |
37 - |
47 - |
57 - |
8 - |
18 - |
28 - |
38 + |
48 - |
58 - |
9 - |
19 - |
29 - |
39 + |
49 - |
|
10 - |
20 + |
30 + |
40 - |
50 - |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.