Файл: Проблемы личности с точки зрения социальной психологии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы развития личности в социальной психологии
1.1 Основные психологические структуры личности в психологии
1.2 Основные психологические типы личности
Глава II. Методы исследования проблем личности в социальной психологии
2.1 Методы социального исследования личности
Введение
Все социальные образования невозможно представить без человека. Ведь именно человек, как существо социальное, на основе социальных связей и взаимодействия создает группы, коллективы, объединения, а в дальнейшем и сообщества - центральные ячейки его жизнедеятельности в социокультурном пространстве.
Именно человек как личность соединяет все звенья общественной жизни: макро-, мезо- и микросреду, делает их полем своей творческой активности и ячейками развертывания внутренних
Психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки проявляют интерес к тому, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.
Социальная психология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способного к значительным социальным адаптациям, но в то же время выделяет в человеке характеристики - черты, которыми наделены определенные типы людей.
Психолог исследует человека в первую очередь как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социальную психологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социального сообщества, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения. [15]
Актуальность проблемы и определила цель работы - раскрыть проблемы личности с точки зрения социальной психологии.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы развития личности в психологии
2. Определить основные психологические структуры личности
3. Охарактеризовать типы личности с точки психологии
4. Проанализировать методы и методики исследования проблем личности в социальной психологии
Глава I. Теоретические основы развития личности в социальной психологии
Психология - это наука о человеке, она изучает законы его психической жизни, в основе которой лежит работа центральной нервной системы, мозга - самого сложного и самого совершенного создания природы, продукта развития человеческого общества.
Психологи изучают различные стороны психической жизни человека: ощущения и восприятие, мышление и память, внимание, речь и многое другое. Но центральная проблема для психологов, конечно, - изучение человеческой личности.[14]
Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Однако формально рождение психологии как самостоятельной дисциплины датируется 1879 годом. В этом же году в Лейпциге (Германия) Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период бурного роста. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать экспериментальные данные. Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования. Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности. Тем не менее, большинство психологов убеждены в том, что в объяснении сложной природы поведения человека в конечном счете наибольший вес будет иметь именно научный подход. [25]
Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. В самой психологии имеет место определенное сопротивление процессу «объективизации» личности: некоторые психологи доказывают, что попытки в этом направлении могут зайти слишком далеко, а это грозит разрушением представления об уникальности и сложности человеческой натуры. Вместо этого они призывают сконцентрировать усилия на исследовании более неуловимых свойств людей, их борьбе за личностное и духовное просвещение, которые находят свое выражение как в литературе, так и в произведениях искусства, таких как пьесы Шекспира или живопись Гойи. Однако при том, что литература, искусство, кино, история, религия действительно могут оказывать существенную помощь в осмысливании человеческого поведения, все же необходимо различать информацию, добытую таким путем, от данных научного исследования. Более того, поскольку наука в настоящее время не дает ответов на все вопросы (и, возможно, никогда не даст), мы должны наиболее эффективно использовать эмпирическую информацию, имея в виду в то же время ограничения, которые внутренне присущи применению научных методов для изучения людей.
Другая цель психологии личности — помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обучающие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны. Исследования в этой области служат экспериментальным обоснованием теоретических представлений о конструктивных личностных изменениях. [25]
Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Ведущим отечественным сᴨециалистом психологом в этой области изучения личности был Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что "личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств", к их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. [1]
А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три асᴨекта личности:
- интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту;
- интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми;
- метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. [18]
Л.И. Анцыферова определяет личность "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений". [2]
Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале человек должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
В психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются проблемы, в частности те, которые являются сᴨециальными проблемами социальной психологии. К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного ᴨериода времени не занималась этими проблемами, отчасти же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический асᴨект. Основная же направленность социологического подхода достаточно определенна. Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. [1]
Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего-представления о структуре личности. Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность, и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по вопросу о том, "включаются" или нет в личность индивидуальные психологические особенности. [3]
Как справедливо отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения" [9]
1.1 Основные психологические структуры личности в психологии
В современной психологической науке существуют довольно разные подходы к классификации теорий и концепций личности, и мы можем встретить самые разнообразные точки зрения на рассмотрение данной проблемы. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных изданиях. Так, Р. С. Немов, рассматривал существующие теории личности, и говорил о существовании по крайне мере 48 вариантов, каждый из которых может быть оценен по ряду параметров, являющихся основанием для классификации. [17]
С точки зрения А. Г. Ковалева, все образования психики подразделяются по степени устойчивости ее проявлений:
• психические процессы (различные формы психического отражения);
• психические состояния (интеллектуальные, эмоционально-волевые);
• психические свойства (черты характера, способности, особенности ВНД) [10]
Структура личности по Б. Г. Ананьеву
Б. Г. Ананьев в своей структуре выделяет:
- психофизические функции - сенсорные, мнемические
- мотивации поведения - потребности, установки.
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности должны входить такие свойства:
- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно биохимических);
- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам.
Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках:
- в статусе и социальные функции роли
- в мотивации поведения и ценностных ориентаций
- в структуре и динамике отношений
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
3) жизненный путь человека (история личности).
Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. [1]
Исходя из идей Б. Г. Ананьева о выделении потенций и тенденций как факторов, отношения между которыми способствуют или тормозят развитие личности, ленинградские психологи В. А. Ганзен и Л. А. Головей в свою очередь выделили следующие структурные элементы личности:
• потребности пронизывают все уровни структуры;
• влечения выступают как неосознанные потребности;
• мотивы - опредмеченные потребности;
• установки - готовность к определенной активности;
• отношения- система индивидуальных избирательных связей;
Данная концепция представляет несомненную ценность как исследовательская программа системного изучения личности для научного коллектива. Однако ее практическая реализация в рамках отдельных исследований затруднена для отдельного исследователя вследствие масштабности задач и многоуровневости данной модели психической организации личности. [5]
Развивая взгляды С. Л. Рубинштейна, иной подход предлагает К. К. Платонов. Обосновывая необходимость объединения биосоматического и социологического подходов в модели структуры личности, Платонов выделяет следующие ее подструктуры:
• направленности - социально обусловленная: мировоззрение, ценностные ориентации, цели, интересы, установки, стремления, желания, потребности;
• опыт - знания, умения, навыки, мастерство;