Файл: Практических заданий по дисциплине профессиональная этика психолога.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА

Группа Вл19П172


Студент




Таймазова Д.Д.





МОСКВА 2020



ЗАДАНИЕ 1

Американские исследователи провели опрос среди психологов-консультантов и обнаружили, что большинство из них не знакомы с особенностями психологического консультирования людей с ОВЗ и инвалидностью. Ученые выразили досаду но поводу того, что на сегодняшний день многое делается для развития мультикультурной компетентности специалистов в данной области, причем их готовят к работе с культурным разнообразием, проявляющимся во взаимодействии людей (в том числе с представителями этнических, сексуальных и других групп культурных меньшинств), но при этом полностью игнорируют проблему инвалидности и подготовки квалифицированных консультантов для работы с этой категорией клиентов. Как вы думаете, с чем связано такое положение дел при подготовке психологов - консультантов?

Во всем мире большое значение имеет необходимость обеспечения высококвалифицированной помощи (правовой, медицинской, социальной, психологической) наиболее уязвимым группам населения: лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); людям, страдающим тяжелыми соматическими недугами или психическими расстройствами различной степени выраженности. При этом в выстраивании психологической и психотерапевтической помощи данным группам населения видится множество не до конца решенных проблем, многие из которых носят правовой и этический характер. Существующие в России нормативные и правовые документы, регулирующие процесс оказания психологической помощи людям с особыми потребностями, к сожалению, не отражают целый ряд важнейших этических и правовых вопросов, требующих уточнения и доработки.


Это, в частности:

- права клиента (пациента);

- этические кодексы поведения профессионала в процессе реабилитации, психотерапии, психологического консультирования;

- этические стандарты деятельности консультантов в работе с людьми, имеющими различные нарушения здоровья;

- границы компетентности специалистов (клинических (медицинских) психологов, специальных психологов, педагогов-психологов и психотерапевтов);

- алгоритмы взаимодействия психолога с другими специалистами (реабилитологами, врачами, психиатрами и др.) в рамках мультидисциплинарпой команды при оказании помощи;

- гарантии конфиденциальности и безопасности клиента.

На сегодняшний день очень мало исследований, научно обоснованных данных, раскрывающих реальные представления и психологов (психотерапевтов), и их клиентов (пациентов) о правах и обязанностях, основных этических принципах работы, а также этических дилеммах, возникающих в процессе психотерапии и консультирования людей, имеющих особые потребности.

Сначала коснемся этических принципов работы психолога с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Создание атмосферы доверия, здоровых, теплых отношений между психологом-консультантом и клиентом является столь же важным принципом консультирования лиц с ОВЗ, как и при консультировании людей, не имеющих таких ограничений. В целом процесс психологического консультирования строится по тем же правилам и канонам, что и при консультировании человека, не имеющего проблем со здоровьем. Однако, соблюдая общепринятые нормы общения, при оказании психологической помощи людям с ОВЗ и инвалидностью необходимо дополнительно обратить внимание на некоторые особенности, связанные с теми или иными ограничениями здоровья, имеющимися у этой группы клиентов. Психологам-консультантам, психотерапевтам, социальным реабилитологам, оказывающим психологическую помощь людям с ОВЗ, необходимо помимо основных компетенций в области своей квалификации знать еще и некоторые психологические особенности людей с инвалидностью, а также психологические затруднения, испытываемые лицами с тем или иным нарушением развития. Консультант также должен знать основы этикета и конструктивного взаимодействия

 с лицами, имеющими различные нарушения здоровья (ограничения слуха, зрения, двигательных функций, ментальные нарушения, соматические заболевания и т.д.).

В процессе общения с людьми, имеющими нарушения здоровья, необходимо знать массу нюансов в построении коммуникации. Например, несмотря на то, что термин «инвалид» сохраняет свою юридическую значимость, сегодня все чаще в практическом обороте (в том числе и в ситуации коммуникации) он заменяется другими категориями: «люди с ограниченными возможностями здоровья», «люди с инвалидностью», «люди с ограничениями здоровья», «люди с особыми потребностями». Эта новая трактовка подчеркивает, что проблемой является не сам по себе человек, а то, что у человека есть какая-то проблема, связанная с нарушением жизнедеятельности, ограничением трудоспособности, особенностями развития, особым статусом в показателях здоровья.

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г., подчеркивается необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинства людей с ОВЗ. В этом документе прозвучали несколько принципиально новых и важных тезисов для развития этических принципов взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность:

инвалидность — это не физический дефект, а неспособность осуществлять ту или иную деятельность по причине дефекта, а также социальных условий, в которых проживает человек;

люди с инвалидностью — это неоднородная группа, разные заболевания и патологии создают различные социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание доступной для инвалидов среды — это ответственность не только государства, но и общества;

- приоритетны те меры социальной помощи, которые предполагают включение людей с инвалидностью в общие, а не специализированные социальные институты (принцип инклюзии);

- люди с инвалидностью, имея равные праваравны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ОВЗ должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества;

- в центре внимания должна находиться способность людей с ОВЗ, а не их неспособность.

Требование не допускать дискриминации людей с инвалидностью, соблюдать взаимную ответственность людей с ОВЗ и общества друг перед другом составляют идеологическую основу Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 г. и ратифицированной в Российской Федерации в 2012 г.


Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются:

- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать собственный выбор, и независимости;

— отсутствие дискриминации;

— полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

- уважение особенностей людей с инвалидностью и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

- равенство возможностей;

- равенство мужчин и женщин;

- уважение развивающихся способностей детей с инвалидностью и уважение права этих детей сохранять свою индивидуальность.

В последние годы во всем мире все больше и больше людей с ОВЗ обращаются за консультацией к психологам с целью разрешения различных психологических затруднений и проблем. Люди с нарушением здоровья хотят получить доступ не только к медицинской, социальной и реабилитационной помощи, которую предлагает им государство, — они также ориентированы на получение консультации по вопросам брачных и детско-родительских отношений, нацелены на развитие своей стрессоустойчивости и жизнеспособности и на разрешение психологических проблем, связанных с наличием имеющегося нарушения здоровья (полученной тяжелой травмы).

К сожалению, и в отечественной, и в зарубежной психологической литературе, посвященной консультированию и терапии, очень мало внимания уделяется подготовке психолога-консультанта к работе с людьми, имеющими нарушения здоровья или инвалидность. Это приводит к следующим моментам:

- специалисты не готовы работать с данной категорией клиентов из-за ощущения ограничения своей компетентности в вопросах психологического консультирования лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- люди с ОВЗ избегают обращения к психотерапевтам и консультантам, так как опасаются некомпетентности психолога, не имеющего специальной подготовки для работы с ними;

- у людей с ОВЗ возникают предубеждения о том, что далеко не все специалисты способны понять сложность жизненного опыта человека, имеющего инвалидность, если они сами в своей жизни с этим не столкнулись.

Методы, используемые в консультировании и психотерапии людей с ОВЗ и инвалидностью, не уникальны, так как и их психологические проблемы очень похожи на проблемы людей, не имеющих нарушений здоровья. Люди с инвалидностью так же, как и «условно здоровые» люди, создают семьи, воспитывают детей, устраиваются на работу, стремятся к самореализации. Более того, в последнее время появляется все больше научных и учебно-методических изданий, описывающих структурированный опыт работы с лицами,
имеющими различные виды нарушения здоровья, с применением различных психологических технологий и методов (психоанализ, арт-терапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, краткосрочная терапия, интегративные методы и многое другое).

Несмотря на относительную универсальность методов и техник, используемых в работе с различными категориями клиентов, консультанту стоит помнить, что само нарушение здоровья или развития может определять специфику эмоционального состояния человека, его поведения, когнитивной сферы, а также особенности способов коммуникации, в том числе и в процессе консультирования.

Этика психологического консультирования взрослых людей с ОВЗ заключается в оказании им необходимой поддержки с учетом того, что ограничения здоровья во взрослом возрасте могут наступать в силу различных обстоятельств и влекут за собой психологические, социальные, экономические и бытовые трудности. Консультанту необходимо создать для человека с инвалидностью или ОВЗ условия для интеграции в социум, оптимизировать адаптационные возможности, мобилизовать имеющиеся ресурсы.

С целью повышения эффективности в работе с семьями клиентов, имеющих нарушения здоровья и жизнедеятельности, необходимо обратить внимание на проблемы, которые являются для этих семей универсальными: повышенная нервозность, раздражительность, эмоциональная подавленность, апатия. Все эти проявления обусловлены сложной психологической обстановкой, в которой часто находятся и сами люди с ОВЗ, и члены их семей. Вне зависимости от степени тяжести врожденные пороки развития и приобретенная инвалидность приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности, изменяют процессы восприятия человеком времени, пространства и окружающей действительности, влияют на эмоциональное благополучие.

Наличие ограничений здоровья и инвалидности оказывают влияние на построение межличностных отношений, взаимодействие с другими людьми. И сами люди с нарушениями здоровья, и их семьи часто чувствуют себя отторгнутыми, непринятыми и подавленными, стремятся группироваться с другими людьми и семьями, имеющими схожие проблемы. Довольно часто наблюдается процесс социальной изоляции и маргинализации людей с ОВЗ но причине их стигматизации со стороны других людей.  Стигматизация — это процесс приписывания человеку отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у него признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм.